Роль речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
статья на тему

Власова Ирина Эдуардовна

Язык - одно из наиболее сложных и гениальных изобретений человечества4 это инструмент, с помощью которого мы можем развиваться и коммуницировать в обществе. Насколько важно речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи для детей в различных ее формах.

Значение правильной речи в формировании ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушениями речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усвоить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности. Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений , что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменения центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.

В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смещении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различием фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом развитии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растения, орудий труда, частей тела и проч.

Кроме того, наблюдается смешение названий предметов, сходных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т.д. большие трудности испытывают дети при употреблении родовых несформированных словообразований и видовых понятий. В самостоятельной речи этих детей встречаются в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т.д. бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими учениками.

Наша задача – не допустить этого, и развивать речь ребенка можно посредством игры. Я перечислю некоторые из них.

«Сравни медвежат»

Цель: учить различать похожие игрушки по характерным признакам.

Педагог предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький, третий белый, среднего размера. По очереди показывает их ребенку и задает вопросы:
- Кто это и чем они отличаются? (правильный ответ – один медведь большой, он черный). Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? ( Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
-  Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.) Почему он такой маленький? (Потому что он пока еще детеныш медведицы).

- Как назвать третьего медведя? (Снежок) Почему он белый? (Потому что живет на Севере).

«Рассказ про Олю и зайчика»

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа.

Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».

Вариантов развития событий может быть великое множество, главное – подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он самостоятельно мыслил, фантазировал и использовал собственный словарный запас.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

«Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...

Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Презентация предназначена для родителей детей 2-  4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).

Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  по   теме:  Звуки (А) – (У)....