Родительское собрание "Формирование у ребёнка интереса к книгам"
статья (5, 6, 7, 8 класс)
Книга всегда была первым помощником родителей не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего нравственном. Современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры.
Детская книга – это средство образования и воспитания ребенка. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Хорошие книги формируют нравственные чувства и оценки, помогают усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие, расширяют кругозор, горизонты знания о мире. Книги приучают думать, задавать вопросы и искать на них ответы, формируют активное, творческое мышление. Читающий – это человек думающий. «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро). Детская книга открывает нам путь к литературе, впускает в огромный мир, который мы осваиваем в жизни.
Читайте хорошие книги вместе с детьми. Чтение в семейном кругу объединяет семью, укрепляет духовную связь между родителями и детьми. Чтение – полезное и нужное занятие. «Чтение – вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).
Читайте детям вслух с самого раннего детства.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, делитесь прочитанным, заучивайте отрывки.
Посещайте библиотеку, почаще берите туда с собой детей.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям.
Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, поход в музей или цирк.
Если вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда вы едете.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то почитать об этом (например, книги о космосе, о динозаврах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rodsobranii.odt | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании :
«РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.
Задачи:
1. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
2.Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.
3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.
Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста.
Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.
Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка
- влияют на социализацию личности.
- социальное и образовательное развитие;
Книга будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла , чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект. Вспомните статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.
Чтение помогает в учёбе.Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.В обращении с ребенком помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
И пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик будет уметь, и любить читать.
Анкетирование родителей.
- Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Какие книги он предпочитает?
- Как Вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
- Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
- Считаете ли Вы себя активным читателем?
- Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
- У Вас есть домашняя библиотека?
- Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей; 2) воспитывать чувство взаимопонимания...
«Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к чтению»
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной шк...
Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка
Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение. Воспитать человека без книги невозможно. Книга - замечательное средство духовного обогащения человека. Она вводит читателя в мир мудрых мыс...
Как поддержать у ребёнка интерес к музыкальному образованию
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.О положительном влиянии музыки на ч...
Тема собрания: «Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению»
Вопросы для обсуждения:Основные сведения о составе класса;Учебная недельная нагрузка в 10 классе Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учениюАнкетирование родителей; предлагаемые темы ...
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.
О пользе семейного чтения для развития читательского интереса ребёнка....
Родительское собрание "Чтобы ребёнок учился с интересом"
Проинформировать родителей о возникновении проблемы снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся....