Методическая разработка: Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»
методическая разработка
В данной методической разработке представлена инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи - творческий мастер-класс по совместному изготовлению птичек из фетра "Мои достижения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»
Автор-составитель:
учитель-логопед
Баскова Екатерина Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………….3
2. ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС…………………………………..6
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...8
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-
РЕСУРСОВ………………………………………………………………9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Семья для ребенка является фундаментом развития его личности. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия педагога с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями, повышение педагогической культуры родителей, обсуждение и совместное решение возникающих трудностей.
В основе взаимодействия педагога и семьи лежит сотрудничество. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагога и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Формы взаимодействия с родителями должны соответствовать следующим требованиям: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность и при этом формировать у родителей основы психолого-педагогических знаний.
Наиболее эффективными и соответствующими современным требованиям являются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей.
Среди самых распространенных форм совместного творчества:
• мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога;
• семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;
• гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов;
• досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности
В процессе моей работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи появилась необходимость более тесного контакта с родителями воспитанников для ознакомления их с процессом коррекции речевых нарушений, трудностями, которые испытывает ребенок, формами работы над коррекцией речи дома. Также важно было поделиться успехами детей, способствовать мотивации и позитивному настрою на дальнейшую учебную деятельность. Мной была выбрана форма общения с семьями детей в виде творческого мастер-класса «Мои достижения».
Цель мастер-класса: создание условий для включения родителей в активную совместную деятельность с детьми.
Задачи: творческие - научить технике изготовления игрушки из фетра, развивать творческое воображение, эстетический вкус; психолого-педагогические -вызвать эмоциональный отклик у детей; вызвать у родителей заинтересованность в успехах детей.
Форма взаимодействия - сотрудничество, совместное творчество.
Ожидаемый результат: усиление эмоционального контакта между детьми и родителями; заинтересованность в процессе коррекции речи у всех членов семьи.
Целевая аудитория: родители, дети.
Условия проведения: творческая студия.
Продолжительность: 2 часа.
Мастер-класс состоит из вводной, основной и заключительных частей.
Материалы и оборудование:
1. Экран звукопроизношения
2. Картинки – символы звуков
3. Разноцветный фетр;
4. Выкройка из бумаги;
5. Ножницы, карандаш (или мел);
6. Разноцветные ленты, бусины, бисер, пайетки, стразы;
7. Клей «Момент Кристалл» или горячий клей.
8. Клеевой пистолет.
Предварительная работа: изготовление экрана произношения группы.
Этапы проведения мастер-класса:
1. Вводная часть.
Вводная беседа: знакомство с экраном звукопроизношения, группами звуков, этапами работы над звуком, картинками – символами звуков.
2. Основная часть.
Знакомство с техникой изготовления игрушки из фетра.
Практическая работа.
Поэтапное изготовление птички из фетра.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов, анализ работы. Выставка работ.
Материал к мастер-классу.
2. ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС – ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПТИЧКИ ИЗ ФЕТРА
2.1. Вводная часть.
Описание работы:
Дорогие ребята и уважаемые родители! Мы собрались на мастер-класс по изготовлению птички из фетра. Это будет не просто игрушка или украшение. Птичка будет отмечать наши достижения в течение года по освоению новых трудных звуков. Птичка, изготовленная вами совместно с ребенком, будет крепиться на экран звукопроизношения нашей группы. В строке каждого ребенка она будет отмечать собой его успехи на пути обучения правильному звукопроизношению. А процесс этот не простой! Хочу немного рассказать вам об этом.
Перед постановкой звука необходима подготовка. Мы учимся точным движениям органов артикуляции, вырабатываем направленную воздушную струю, развиваем фонематический слух и мелкую моторику рук, отрабатываем опорные звуки. Ребята, давайте покажем родителям несколько упражнений («Трубочка»/»Улыбочка», «Вкусное варенье», «Парус»/»Мостик», «Пальчики здороваются»).
Знакомство с трудным звуком начинается с картинки-символа. Звук [C] обозначается струйкой текущей воды, а звук [Ш] – змейкой и т.п.
Научившись произносить звук, мы долго отрабатываем его в слогах, затем в словах, предложениях, стихах и потешках.
Затем идет процесс деффиренциации звуков, который очень важен для профилактики нарушений письменной речи.
Ребята, давайте расскажем, какие потешки на деффиренциацию звуков мы выучили.
Марина-малина
Это - девочка Марина,
Это - ягода малина.
Посмотрите на Марину –
Рвет в саду она малину.
Мишка-миска
Спит зимой в берлоге мишка.
На столе стояла миска.
Мишка спити и видит сон:
В миске гренки и бульон.
Косы-козы
На лугу пасутся козы.
Заплетает Катя косы.
Ме-е! Проблеяла коза –
Расплелась одна коса.
На каждом этапе работы над звуками нам необходима ваша помощь и поддержка, дорогие родители!
А сейчас давайте приступим к изготовлению поделок из фетра.
2.2. Основная часть.
Пошаговый процесс изготовления работы
Вырезаем детали выкройки из бумаги. Данную выкройку можно самостоятельно нарисовать на бумаге, подогнав под удобный размер. У нас фигурки приблизительно 7.5 см х 6 см.
Выбираем фетр. Раскладываем детали, обводим, выкраиваем. Нам необходима 1 деталь туловища. Можно вырезать дополнительные декоративные детали из фетра другого цвета.
Крепим крылышки. Их можно пришить обычным или декоративным швом или приклеить. Берем крылышко и смазываем его у основания клеем. Приклеиваем крыло к туловищу птицы, сверху можно украсить его стразами, полубусиной или пуговкой.
Делаем глазки (пуговка, бусинка, пайетка - на Ваш вкус, можно нарисовать или вышить). Клювик прошиваем обычной строчкой или приклеиваем.
Теперь, когда наши птички готовы, давайте полюбуемся на них и прикрепим на экран звукопроизношения. Посмотрите, какие вы молодцы! Как вы стараетесь говорить красиво и чисто, а родители помогают вам в этом! Уважаемые родители, теперь вы можете смотреть на наш экран звукопроизношения и понимать, над каким звуком в данный момент трудится ваш ребенок и конечно, помогать ему и хвалить!
До новых встреч!
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге проведенного мастер-класса выросло понимание родителями процесса коррекции звукопроизношения детей. Заинтересованное включение родителей в совместное с детьми выполнение рекомендованных учителем-логопедом домашних заданий положительно сказалось на мотивации детей, на их эмоциональном настрое и усвоении материала.
Творческая деятельность детей и родителей способствовала укреплению детско-родительских отношений, развитию творческих способностей, совершенствованию мелкой моторики рук детей. Родители познакомились с возможностью проведения совместного с детьми досуга познавательно, продуктивно и интересно.
Учитель-логопед получил возможность наблюдать семью в неформальной обстановке, в ходе взаимодействия ответить на возникшие вопросы, касающиеся обучения, воспитания и коррекции речевых нарушений детей.
Список литературы и интернет-ресурсов:
2. https://mirpozitiva.ru/articles/1923-podelki-iz-fetra-svoimi-rukami.html
3. https://www.maam.ru/obrazovanie/igrushki-iz-fetra
4. М.Ф.Фомичева Воспитание у детей правильного произношения, М: Просвещение, 1989 г.
5. Психология детства. Учебник. Под ред. А.А.Реана, СПБ: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»
Предлагаемый материал был озвучен на Районной конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района «Дошкольное образование О...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС (из опыта работы).
О тесном сотрудничестве учителя-логопеда с родителями, в каких формах это осуществляется и об организации педагогического просвещения родителей....
«Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях работы в школе»
Взаимодействие школы и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников....
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.
Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия педагога и семьи – это включение родителей в совместный обра...
Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....
" Формы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации учителя - логопеда ДОУ для воспитателей групп компенсирующей направленности...