Что влияет на самооценку младших школьников?
классный час
Предварительный просмотр:
Что влияет на самооценку младших школьников?
В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка.Она включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим членам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.
Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную -завышенную или заниженную самооценку. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и других факторов она имеет тенденцию изменяться. Основными факторами, от которых зависит самооценка младших школьников, являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.
Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т. п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Взрослым необходимо помнить о том, что младшие школьники еще слабо различают оценку результатов деятельности и оценку личности. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты- плохой. Важно, чтобы взрослые ставили в пример детям не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Не стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, но нужно поощрять малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ребенка.
На основание самооценки младшего школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.
Отношение ребенка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка- то, на что они претендуют в учебной деятельности и в отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.
Дети, имеющие адекватную самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. Дети с высокой адекватной оценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие задачи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Такие дети неуверенны в себе, имеют повышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Ученые выявили причины формирования неадекватной самооценки у младших школьников, они таковы:
1.Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые родители ограничивают сферу деятельности детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут проявить себя, а затем оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенные действия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватной самооценки.
2.Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно влияют на детей, обладающих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.
3.Слабое развитие оценочных отношений в коллективе. Отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к нетребовательности, не формирует правильность критериев оценки и самостоятельности.
4.Случайные успехи и неуспехи- то, что называется везением и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим.
Подводя итог, следует заметить, что в оценке деятельности детей со стороны родителей важна система. В ней самое главное - ценить индивидуальность ребенка, радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшения и помогать, чтобы они состоялись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как правило, переносится во взрослую жизнь и может существенно на нее влиять. Поддерживайте самоценность ребенка, помогайте ему полюбить себя.
Примечание: Классному руководителю мы предлагаем использовать в практике воспитательной деятельности игру, развивающую самоуважение ребенка, разработанную педагогом Е. Труфановой.
Игра «Кто я?»
Эта игра вызывает большой интерес, так как для любого человека нет ничего интереснее самого себя. К тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию.
Для игры каждому ребенку необходимы два листа бумаги, цветные карандаши, ручка. Дети располагаются в любом удобном для них месте ( на полу, за столом, на диване и т. д.) Важно, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. После того как ребята сядут, ведущий говорит: «Представьте себе, что у каждого из вас есть друг, который живет в другой стране и с которым вы переписываетесь. Он очень хочет побольше узнать о вас. Ему интересно, какие вы, как выглядите, что любите. Для этого надо отправить другу свой автопортрет. Нарисуй себя, а затем на листе вверху большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Ваня». На это вам отводится 10-15 минут.
После того как дети выполнят задание, ведущий рассказывает правила второй части игры: «А теперь напишите своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «Я», «Мой», «У меня». Стихотворение может не рифмоваться, и вы сами решите, насколько длинным оно будет. Возможно, что будет выглядеть примерно так:
«Я – Ваня,
Мой любимый вид спорта – футбол,
Я не люблю ябед и драчунов,
Мое увлечение – шахматы,
У меня есть собака».
На эту часть работы отводится 10 минут. По окончании работы дети показывают свои портреты и зачитывают «стихи». Подводя итог, ведущий задает вопросы. Например:
- Хотели бы вы переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
- Как вы думаете, обрадовался бы ваш друг такому письму?
- Насколько вам понравилась эта игра?
- Чей автопортрет вам понравился больше всего? Почему?
- Чье стихотворение вам особенно понравилось? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка младшего школьника
Исследование самооценки младшего школьника...
«Формирование самооценки младшего школьника"
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс подготовленный мною на конкурс "Учитель года - 2013"...
Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков
Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков...
Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.
Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....
РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....
Рекомендации по формированию адекватной самооценки младшего школьника.
Некоторые рекомендации учителю и родителям по формированию адекватной самооценки младших школьников....
Сообщение "Самооценка младшего школьника"
Самооценка младшего школьника с умственной отсталостью. Методические приемы формирования адекватной самооценки у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью....