«Формирование самооценки младшего школьника"
методическая разработка по психологии по теме

Рудевицкая Елена Николаевна

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс подготовленный мною на конкурс "Учитель года - 2013"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 2

им. А.А. Араканцева г. Семикаракорска»

Мастер – класс

на конкурс «Учитель года - 2013»

«Формирование самооценки младшего школьника

как начальный этап его саморазвития»

Подготовила учитель

                                                                                                начальных классов                                                            

                                 Рудевицкая Е.Н

2013г.

Мастер-класс

Тема: Формирование самооценки младшего школьника как начальный этап его саморазвития.

Цель: познакомить с эффективными методами и приёмами, формирующими адекватную самооценку учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор,  модель «Солнышко с лучиками», бланки самооценки личности, карточки для игры «Футболка с надписью», картинки с цветами, маркеры, корона.

Тема представленного мною  методического семинара была «Развитие творческих способностей младшего школьника». А творческие способности невозможно развить без сформированной адекватной самооценки. Это и будет темой моего мастер-класса  (слайд 1)

     Самооценка является важнейшим показателем развития личности.

Учитель может и должен открывать ученику опыт улучшения себя,  т.е. саморазвития. Руководством к действию стали для меня слова педагога-гуманиста Януша Корчака представляющие чудесный сплав любви и уважения к ребёнку.

        Вы говорите:

- Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаём, а оттого что надо

Подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть.

Я убеждена в том, что огромное значение имеет, как построены отношения между учителем и детьми. Для меня – это  диалог равноправных личностей, имеющих свое мнение, свои интересы.

Я предлагаю вашему вниманию модель инновационной образовательной среды, внедрение которой будет способствовать саморазвитию учащихся.

 Наглядно эта модель показана  на (СЛАЙДЕ 2).

Как видно на рисунке, в процессе школьного обучения саморазвитие учащихся складывается в 3 этапа: на 1-й ступени школьного образования процесс саморазвития начинается с самооценивания, на 2-й ступени активно происходит самопознание, а на 3-й – собственно процесс саморазвития.

Для меня, как учителя начальных классов, очень важно, что именно на первой ступени закладывается психологическая база для последующего саморазвития.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. (слайд  3 )

А мы, взрослые, всегда ли адекватно оцениваем себя? Давайте проверим?

  1. Методика «Дерево»  (работа с  аудиторией в зале)  (слайд  4 )

 Цель: диагностировать уровень самооценки учащихся.

 «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Определите для себя того человечка, который напоминает вас, похож на вас, ваше настроение и ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам »

- Прошу поднять руки кто выбрал человечка   № 5, 14, 8 ,13,21

- Я не случайно попросила поднять руки именно тех, кто выбрал эти номера.

Открыть слайд «Выбор позиции» (слайд  5)

 - Попрошу Вас подняться на сцену.

Цель мастер-класса: показать эффективные методы и приёмы, формирующие адекватную самооценку учащихся.

  1. Игра «Мой портрет в лучах солнца» (слайд  6)

Мне хотелось бы Вам помочь, поднять настроение, самооценку, силу духа, поддержать Вас.

  • Перед Вами лежит бланк самооценки личности. Вычеркните те качества, которые вам не присущие.
  • Из оставшихся вычеркнуть те, которые на ваш взгляд мешают вам в достижении ваших планов и целей.
  • Я предлагаю вам выбрать самое важное качество вашей личности.
  • Запишите его  на луче.

Складываем солнышко  с лучиками (магнитная доска)

Посмотрите, эти все качества помогают нам в жизни преодолевать трудности,  добиваться успеха, особенно в нашей нелёгкой работе.

     Детям нужны положительные эмоции, чем больше их ребёнок получает, тем больше он чувствует себя уверенно и в состоянии пережить любые невзгоды. Иными словами он становится победителем. И, наоборот, у ребёнка может развиться комплекс неудачника, если он лишён положительных эмоций и внимания. (слайд  7)

В таблице мы очень хорошо видим, как будут вести себя дети с адекватной самооценкой и как с заниженной. И как только в ребёнке заговорил неудачник, нужно немедленно «остановить» его.

Предлагаю Вам представление Л.К.Аверченко:

(слайд победитель и неудачник)

Победитель

Неудачник

Чем больше работает, тем больше времени у него остаётся.

Никогда не хватает времени сделать необходимое.

Умеет слушать других.

Не слушает, но ждёт, когда настанет его черёд говорить.

Объясняет.

Оправдывается.

Не боится сделать ошибку.

Боится сделать ошибку.

Очень важно вовремя снизить  эмоциональное напряжение, создать ситуации успеха, комфортный психологический климат в классе.

  1. Игра «Король» (слайд  8)

Цель: ученику предоставляется возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никого при этом, не смущая и не обижая.

- Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие преимущества получает тот, кто становиться королём?

Содержание: Один из Вас становиться королём. Все остальные становятся слугами и должны делать то, что приказывает король. Естественно король не имеет право отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое.

  1. Игра «Футболка с надписью»

Цель: побудить ребёнка к  самопознанию, раскрыться,

Иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельца. Предлагаю участникам записать свой девиз для воображаемой футболки (о ваших любимых занятиях, желаниях, об отношении к другим)

  1. Игра « Собери букет»

Цель: учить взаимодействовать друг  с другом, получая от этого радость и удовольствие, ребёнок имеет возможность выбирать и быть выбранным.

  Содержание: Участник объявляет себя цветком и находит себе  два цветка для букета, объясняя свой выбор. Пригласите в свой букетик того кто вам близок, симпатичен. Попробуем собрать один букет.

  1. Игра  «Пирамида любви»

Цель: учить проявлять любовь к другим и чувствовать хорошее отношение к себе.

Содержание: Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство и все мы по-разному его  выражаем. Я люблю свою семью. Дом, детей. Расскажите  и вы, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим пирамидку любви из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, теперь каждый из вас назовёт что-то любимое и будет класть свою руку. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние. Посмотрите,  какая высокая получилась у нас пирамидка, потому что мы любимы и любим сам (дарю сердечки).

  Эти практические игры и упражнения, я провожу на классных часах,  в начале урока, на переменах, во время динамических пауз.

     Самооценка формируется и во время учебной деятельности. Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; (слайд  9,10,11)

«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;      «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

 «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

 «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

Итог мастер-класса:

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

 Если вы узнали новое – поднимите руки и помашите, если  научились чему-то – похлопайте.

 Работая над самооценкой своих учеников, я стремлюсь, чтобы, прежде всего, они поверили в себя, рассмотрели в себе драгоценные крупинки таланта, встали на путь их развития, были счастливы уже сейчас  и в будущем. Важно верить в себя и воплощать свои стремления в жизнь.



Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского  языка».

Подготовила учитель начальных классов

                                                                   МБОУ СОШ №2    г.Семикаракорска

                                    Рудевицкая Е.Н.

2013г.

Тема: Развитие творческих способностей младших школьников, на уроках русского  языка.

Цель:

   Я приветствую, вас на семинаре по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» (слайд 1)

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Творчество - такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта.(слайд 2)

   Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

    Родной язык – язык слов, живущих своей интересной и загадочной жизнью. Поэтому важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть тайны и возможности родного слова, развивая детское творчество.

К.Д Ушинский писал:

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» (слайд №3)

   Научить учеников создавать новое, творить мне  помогает ТРИЗ-педагогика,  «Теория решения изобретательных задач» элементы которой я применяю на своих уроках.(слайд № 4)

 -На моих  уроках русского языка школьники часто путешествуют.

 (слайд №5)

- Представьте себя на пороге зимнего леса. Поднимите головы, взгляните на верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега. Что вы чувствуете? Послушайте тишину…

« Я вижу….»,  « Я слышу….»,  «Я чувствую….

 Вот как начинаются устные описания воображаемого мира.

Так дети описывают картину реального мира.

Существует, однако ещё один мир - мир образов, Зазеркалье (слайд 6).

- В Зазеркалье всё как в реальном мире, с одной только разницей: мы видим не сами предметы, а то на что они похожи.

 - Строим Зазеркалье на уроке.

На доске два глаза: один смотрит в реальный мир, другой в Зазеркалье. (слайд 7).

Учитель: «Сравните сосульку на крыше с чем - то целым» (слайд 8).

 Дети:  Расчёска, гусеница, замок вверх ногами.

Учитель: На часть чего похожи сосульки на крыше?

Дети: гребень динозаврика, чьи-то зубы, кто-то сидит на крыше и свесил ноги.

Учитель: Взгляните на сосульку глазами карлика .С чем по-вашему карлик сравнил бы сосульку?

А теперь превратимся в великанов. Что скажете великаны?

У образа должна быть своя жизнь, своя история. Этому тоже надо учить.

   Представьте себе,  висела сосулька на крыше и вдруг неожиданно для вас со звоном слетела вниз и раскололась на мелкие кусочки. Найдите «зазеркальные причины» : Почему разбилась сосулька?

Дети: Она поспорила с подругами, что может вырасти. Тянулась, тянулась вниз! – и упала! 

И всё же особо важное место занимает сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая от него высокого напряжения.

Предлагаю написать сочинение «О чём мечтает сосулька?» (слайд 9)

   В ТРИЗ - педагогике есть приём – эмпатия.  .(слайд 10).Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое. Предлагаю ученикам задуматься об отношении  к окружающим нас предметам.  На одном из уроков предложила представить себя портфелем или тетрадкой.

   Ребят увлекают задания, которые удивляют своей неожиданностью, поэтому я стараюсь находить и использовать новые формы постановки учебной задачи. С этой целью провела следующие творческие мастерские письма. (слайд 11,12)

                                 Творческая мастерская письма «Дом»

1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.

2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я люблю…», «Я хочу…».

3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете.

4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете.

5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом и напишите их.

6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме.

7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

8. Напишите сочинение.

ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ

В идеальном доме комфортно, красиво и удобно. В нем царит чистота и уют. В таком доме тихо и спокойно.

   Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта» (слайд 13,14,15)

1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе.

2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает  к себе другие слова. Напишите эти слова.

3. Слово и образ

4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта».

5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

6. Напишите сочинение.

    Дети любят придумывать занимательные рассказы, все слова которых начинаются с одной буквы. Начинаю с одного предложения. На минутках чистописания, отрабатывая написание какой-либо буквы,  я даю задание:

- Составить предложение, чтобы все слова были на одну букву «Б»

(слайд 16)

Бедный барашек брел по болоту. Белые бабочки бесились. Белки на березе боролись с букашками. Бурундук беседовал с бобром.

- Часто я обращаюсь к буриме (франц. boutsrimes - «рифмованные концы»). Создание четверостиший на заданные рифмы также стимулирует развитие творческих способностей. Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Предлагаю слова: лужок, ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки. Составьте, используя данные слова четверостишия. (слайд 17)

1. Вышел ежик на лужок

И увидел бережок.

Не промокнут ножки:

У ежа - сапожки!

2. Падал беленький снежок.

 По дорожке ёжик шёл.

Заморозил ножки -

Не купил сапожки.

    Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Сочинение сказок - еще один этап в развитии речи детей. Дети очень любят переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, смешивать их между собой, придумывать сказки по заданному началу или концу.(слайд 18, 19)

Я предложила перемешать сказки «Колобок»,  «Кот, Лиса и Петух».

   Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами. Предлагаются такие задания: составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.

  Например: сапоги – ворона (слайд 20)

– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?

– Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?

– Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?

– Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

     Я предлагаю детям нестандартные задания. Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с творческой деятельностью. Например, пиктографический диктант. (слайд 21)

Как из лейки дождик льёт.

Под ёлкой спрятался енот.

    Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.

   Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растёт мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.

   Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии  в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. ( Л. Н. Толстой ) (слайд 22, 23)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся».//«Начальная школа» №1, 1991, с. 9.- 22 -

3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение, 1991.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва:«Просвещение», 1994.

7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва: «Просвещение»,1985.

8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,1990.

9. Панков М.В. Занимательная орфография. – Москва: «Просвещение», 1984.//«Начальная школа», №1,1996, с.22.

11. Тырычева Л.А. «Занимательные  упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах».// «Начальная школа», №5, 1994, с 18-22.

12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – Москва«Просвещение», 1989.школа», №8, 2002, с. 48.

Приложение

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

  1.    Приём – эмпатия.  

    Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое.

  • Что если ты превратился в кустик?
  • О чём ты мечтаешь?
  • С кем ты подружился?
  • О чём шепчутся твои листочки?

Представьте себя линейкой, тетрадью, портфелем и т.д.

  1. Игра «Колодец желаний»

Цель -  помочь ученикам выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты; учить соизмерять свои действия с окружающей природой, сдействиями товарищей; развивать речь, воображение, фантазию, помочь разобраться в своих чувствах, понять себя.

        Темы для творческих работ:

  • Если бы я был насекомым, то превратился бы в паука.
  • Если бы животные и птицы смогли говорить на одном языке.
  • Если бы растения могли не только расти, но и сами двигаться.
  • Если бы внезапно исчезло солнце

3.Творческая мастерская письма «Дом»

1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.

2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я люблю…», «Я хочу…».

3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете.

4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете.

5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом и напишите их.

6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме.

7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

8. Напишите сочинение. ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ

4. Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта»

1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе.

2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает  к себе другие слова. Напишите эти слова.

3. Слово и образ

4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта».

5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

6. Напишите сочинение.

5. Буриме (франц. - «рифмованные концы»). Создание четверостиший на заданные рифмы.

лужок, ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки

Вышел ежик на лужок                                                                                                       И увидел бережок.                                                                                                            Не промокнут ножки:                                                                                                         У ежа - сапожки!

          6.Пиктографический диктант.

         Как из лейки дождик льёт

         Под ёлкой спрятался енот. 

7.Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными. Например: сапоги – ворона

– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?  и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка младшего школьника

Исследование самооценки младшего школьника...

Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.

Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....

Рекомендации по формированию адекватной самооценки младшего школьника.

Некоторые рекомендации учителю и родителям по формированию адекватной самооценки младших школьников....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

Сообщение "Самооценка младшего школьника"

Самооценка младшего школьника с умственной отсталостью. Методические приемы формирования адекватной самооценки у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью....