«Формирование самооценки младшего школьника"
методическая разработка по психологии по теме
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс подготовленный мною на конкурс "Учитель года - 2013"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
им. А.А. Араканцева г. Семикаракорска»
Мастер – класс
на конкурс «Учитель года - 2013»
«Формирование самооценки младшего школьника
как начальный этап его саморазвития»
Подготовила учитель
начальных классов
Рудевицкая Е.Н
2013г.
Мастер-класс
Тема: Формирование самооценки младшего школьника как начальный этап его саморазвития.
Цель: познакомить с эффективными методами и приёмами, формирующими адекватную самооценку учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, модель «Солнышко с лучиками», бланки самооценки личности, карточки для игры «Футболка с надписью», картинки с цветами, маркеры, корона.
Тема представленного мною методического семинара была «Развитие творческих способностей младшего школьника». А творческие способности невозможно развить без сформированной адекватной самооценки. Это и будет темой моего мастер-класса (слайд 1)
Самооценка является важнейшим показателем развития личности.
Учитель может и должен открывать ученику опыт улучшения себя, т.е. саморазвития. Руководством к действию стали для меня слова педагога-гуманиста Януша Корчака представляющие чудесный сплав любви и уважения к ребёнку.
Вы говорите:
- Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаём, а оттого что надо
Подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
Я убеждена в том, что огромное значение имеет, как построены отношения между учителем и детьми. Для меня – это диалог равноправных личностей, имеющих свое мнение, свои интересы.
Я предлагаю вашему вниманию модель инновационной образовательной среды, внедрение которой будет способствовать саморазвитию учащихся.
Наглядно эта модель показана на (СЛАЙДЕ 2).
Как видно на рисунке, в процессе школьного обучения саморазвитие учащихся складывается в 3 этапа: на 1-й ступени школьного образования процесс саморазвития начинается с самооценивания, на 2-й ступени активно происходит самопознание, а на 3-й – собственно процесс саморазвития.
Для меня, как учителя начальных классов, очень важно, что именно на первой ступени закладывается психологическая база для последующего саморазвития.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. (слайд 3 )
А мы, взрослые, всегда ли адекватно оцениваем себя? Давайте проверим?
- Методика «Дерево» (работа с аудиторией в зале) (слайд 4 )
Цель: диагностировать уровень самооценки учащихся.
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Определите для себя того человечка, который напоминает вас, похож на вас, ваше настроение и ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам »
- Прошу поднять руки кто выбрал человечка № 5, 14, 8 ,13,21
- Я не случайно попросила поднять руки именно тех, кто выбрал эти номера.
Открыть слайд «Выбор позиции» (слайд 5)
- Попрошу Вас подняться на сцену.
Цель мастер-класса: показать эффективные методы и приёмы, формирующие адекватную самооценку учащихся.
- Игра «Мой портрет в лучах солнца» (слайд 6)
Мне хотелось бы Вам помочь, поднять настроение, самооценку, силу духа, поддержать Вас.
- Перед Вами лежит бланк самооценки личности. Вычеркните те качества, которые вам не присущие.
- Из оставшихся вычеркнуть те, которые на ваш взгляд мешают вам в достижении ваших планов и целей.
- Я предлагаю вам выбрать самое важное качество вашей личности.
- Запишите его на луче.
Складываем солнышко с лучиками (магнитная доска)
Посмотрите, эти все качества помогают нам в жизни преодолевать трудности, добиваться успеха, особенно в нашей нелёгкой работе.
Детям нужны положительные эмоции, чем больше их ребёнок получает, тем больше он чувствует себя уверенно и в состоянии пережить любые невзгоды. Иными словами он становится победителем. И, наоборот, у ребёнка может развиться комплекс неудачника, если он лишён положительных эмоций и внимания. (слайд 7)
В таблице мы очень хорошо видим, как будут вести себя дети с адекватной самооценкой и как с заниженной. И как только в ребёнке заговорил неудачник, нужно немедленно «остановить» его.
Предлагаю Вам представление Л.К.Аверченко:
(слайд победитель и неудачник)
Победитель | Неудачник |
Чем больше работает, тем больше времени у него остаётся. | Никогда не хватает времени сделать необходимое. |
Умеет слушать других. | Не слушает, но ждёт, когда настанет его черёд говорить. |
Объясняет. | Оправдывается. |
Не боится сделать ошибку. | Боится сделать ошибку. |
Очень важно вовремя снизить эмоциональное напряжение, создать ситуации успеха, комфортный психологический климат в классе.
- Игра «Король» (слайд 8)
Цель: ученику предоставляется возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никого при этом, не смущая и не обижая.
- Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие преимущества получает тот, кто становиться королём?
Содержание: Один из Вас становиться королём. Все остальные становятся слугами и должны делать то, что приказывает король. Естественно король не имеет право отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое.
- Игра «Футболка с надписью»
Цель: побудить ребёнка к самопознанию, раскрыться,
Иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельца. Предлагаю участникам записать свой девиз для воображаемой футболки (о ваших любимых занятиях, желаниях, об отношении к другим)
- Игра « Собери букет»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие, ребёнок имеет возможность выбирать и быть выбранным.
Содержание: Участник объявляет себя цветком и находит себе два цветка для букета, объясняя свой выбор. Пригласите в свой букетик того кто вам близок, симпатичен. Попробуем собрать один букет.
- Игра «Пирамида любви»
Цель: учить проявлять любовь к другим и чувствовать хорошее отношение к себе.
Содержание: Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью. Дом, детей. Расскажите и вы, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим пирамидку любви из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, теперь каждый из вас назовёт что-то любимое и будет класть свою руку. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние. Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамидка, потому что мы любимы и любим сам (дарю сердечки).
Эти практические игры и упражнения, я провожу на классных часах, в начале урока, на переменах, во время динамических пауз.
Самооценка формируется и во время учебной деятельности. Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; (слайд 9,10,11)
«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато; «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
Итог мастер-класса:
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
Если вы узнали новое – поднимите руки и помашите, если научились чему-то – похлопайте.
Работая над самооценкой своих учеников, я стремлюсь, чтобы, прежде всего, они поверили в себя, рассмотрели в себе драгоценные крупинки таланта, встали на путь их развития, были счастливы уже сейчас и в будущем. Важно верить в себя и воплощать свои стремления в жизнь.
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка».
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г.Семикаракорска
2013г.
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников, на уроках русского языка.
Цель:
Я приветствую, вас на семинаре по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» (слайд 1)
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Творчество - такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта.(слайд 2)
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Родной язык – язык слов, живущих своей интересной и загадочной жизнью. Поэтому важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть тайны и возможности родного слова, развивая детское творчество.
К.Д Ушинский писал:
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» (слайд №3)
Научить учеников создавать новое, творить мне помогает ТРИЗ-педагогика, «Теория решения изобретательных задач» элементы которой я применяю на своих уроках.(слайд № 4)
-На моих уроках русского языка школьники часто путешествуют.
(слайд №5)
- Представьте себя на пороге зимнего леса. Поднимите головы, взгляните на верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега. Что вы чувствуете? Послушайте тишину…
« Я вижу….», « Я слышу….», «Я чувствую….
Вот как начинаются устные описания воображаемого мира.
Так дети описывают картину реального мира.
Существует, однако ещё один мир - мир образов, Зазеркалье (слайд 6).
- В Зазеркалье всё как в реальном мире, с одной только разницей: мы видим не сами предметы, а то на что они похожи.
- Строим Зазеркалье на уроке.
На доске два глаза: один смотрит в реальный мир, другой в Зазеркалье. (слайд 7).
Учитель: «Сравните сосульку на крыше с чем - то целым» (слайд 8).
Дети: Расчёска, гусеница, замок вверх ногами.
Учитель: На часть чего похожи сосульки на крыше?
Дети: гребень динозаврика, чьи-то зубы, кто-то сидит на крыше и свесил ноги.
Учитель: Взгляните на сосульку глазами карлика .С чем по-вашему карлик сравнил бы сосульку?
А теперь превратимся в великанов. Что скажете великаны?
У образа должна быть своя жизнь, своя история. Этому тоже надо учить.
Представьте себе, висела сосулька на крыше и вдруг неожиданно для вас со звоном слетела вниз и раскололась на мелкие кусочки. Найдите «зазеркальные причины» : Почему разбилась сосулька?
Дети: Она поспорила с подругами, что может вырасти. Тянулась, тянулась вниз! – и упала!
И всё же особо важное место занимает сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая от него высокого напряжения.
Предлагаю написать сочинение «О чём мечтает сосулька?» (слайд 9)
В ТРИЗ - педагогике есть приём – эмпатия. .(слайд 10).Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое. Предлагаю ученикам задуматься об отношении к окружающим нас предметам. На одном из уроков предложила представить себя портфелем или тетрадкой.
Ребят увлекают задания, которые удивляют своей неожиданностью, поэтому я стараюсь находить и использовать новые формы постановки учебной задачи. С этой целью провела следующие творческие мастерские письма. (слайд 11,12)
Творческая мастерская письма «Дом»
1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.
2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я люблю…», «Я хочу…».
3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете.
4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете.
5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом и напишите их.
6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме.
7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
8. Напишите сочинение.
ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ
В идеальном доме комфортно, красиво и удобно. В нем царит чистота и уют. В таком доме тихо и спокойно.
Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта» (слайд 13,14,15)
1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе.
2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие слова. Напишите эти слова.
3. Слово и образ
4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта».
5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
6. Напишите сочинение.
Дети любят придумывать занимательные рассказы, все слова которых начинаются с одной буквы. Начинаю с одного предложения. На минутках чистописания, отрабатывая написание какой-либо буквы, я даю задание:
- Составить предложение, чтобы все слова были на одну букву «Б»
(слайд 16)
Бедный барашек брел по болоту. Белые бабочки бесились. Белки на березе боролись с букашками. Бурундук беседовал с бобром.
- Часто я обращаюсь к буриме (франц. boutsrimes - «рифмованные концы»). Создание четверостиший на заданные рифмы также стимулирует развитие творческих способностей. Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Предлагаю слова: лужок, ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки. Составьте, используя данные слова четверостишия. (слайд 17)
1. Вышел ежик на лужок
И увидел бережок.
Не промокнут ножки:
У ежа - сапожки!
2. Падал беленький снежок.
По дорожке ёжик шёл.
Заморозил ножки -
Не купил сапожки.
Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Сочинение сказок - еще один этап в развитии речи детей. Дети очень любят переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, смешивать их между собой, придумывать сказки по заданному началу или концу.(слайд 18, 19)
Я предложила перемешать сказки «Колобок», «Кот, Лиса и Петух».
Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами. Предлагаются такие задания: составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.
Например: сапоги – ворона (слайд 20)
– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?
– Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?
– Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?
– Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?
Я предлагаю детям нестандартные задания. Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с творческой деятельностью. Например, пиктографический диктант. (слайд 21)
Как из лейки дождик льёт.
Под ёлкой спрятался енот.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению русского языка.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.
Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растёт мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.
Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. ( Л. Н. Толстой ) (слайд 22, 23)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся».//«Начальная школа» №1, 1991, с. 9.- 22 -
3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение, 1991.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва:«Просвещение», 1994.
7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва: «Просвещение»,1985.
8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,1990.
9. Панков М.В. Занимательная орфография. – Москва: «Просвещение», 1984.//«Начальная школа», №1,1996, с.22.
11. Тырычева Л.А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах».// «Начальная школа», №5, 1994, с 18-22.
12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – Москва«Просвещение», 1989.школа», №8, 2002, с. 48.
Приложение
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
- Приём – эмпатия.
Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое.
- Что если ты превратился в кустик?
- О чём ты мечтаешь?
- С кем ты подружился?
- О чём шепчутся твои листочки?
Представьте себя линейкой, тетрадью, портфелем и т.д.
- Игра «Колодец желаний»
Цель - помочь ученикам выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты; учить соизмерять свои действия с окружающей природой, сдействиями товарищей; развивать речь, воображение, фантазию, помочь разобраться в своих чувствах, понять себя.
Темы для творческих работ:
- Если бы я был насекомым, то превратился бы в паука.
- Если бы животные и птицы смогли говорить на одном языке.
- Если бы растения могли не только расти, но и сами двигаться.
- Если бы внезапно исчезло солнце
3.Творческая мастерская письма «Дом»
1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.
2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я люблю…», «Я хочу…».
3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете.
4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете.
5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом и напишите их.
6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме.
7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
8. Напишите сочинение. ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ
4. Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта»
1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе.
2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие слова. Напишите эти слова.
3. Слово и образ
4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта».
5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
6. Напишите сочинение.
5. Буриме (франц. - «рифмованные концы»). Создание четверостиший на заданные рифмы.
лужок, ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки
Вышел ежик на лужок И увидел бережок. Не промокнут ножки: У ежа - сапожки!
6.Пиктографический диктант.
Как из лейки дождик льёт
Под ёлкой спрятался енот.
7.Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными. Например: сапоги – ворона
– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка младшего школьника
Исследование самооценки младшего школьника...
Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.
Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....
РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....
Рекомендации по формированию адекватной самооценки младшего школьника.
Некоторые рекомендации учителю и родителям по формированию адекватной самооценки младших школьников....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....
Сообщение "Самооценка младшего школьника"
Самооценка младшего школьника с умственной отсталостью. Методические приемы формирования адекватной самооценки у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью....