Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия
методическая разработка

Агафонова Елена Витальевна

Обеспечение сотрудничества педагога с семьей является трудным и кропотливым делом. Одна из причин - недостаточная профессиональная подготовка кадров к работе с семьей, недостаточное овладение психотехническими навыками общения с семьей, детьми, коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия

Рекомендации для педагогов

   Обеспечение сотрудничества педагога с семьей является трудным и кропотливым делом. Одна из причин - недостаточная профессиональная подготовка кадров к работе с семьей, недостаточное овладение психотехническими навыками общения с семьей, детьми, коллегами.

    С этим нельзя не согласиться. Именно ошибки в общении являлись подоплекой многих конфликтов педагогов и родителей. Неумение взрослыми точно сформулировать свою просьбу или пожелание, непонимание эмоционального состояние оппонента приводят к разжиганию конфликта.

    Нельзя не учитывать особое положение учреждений дополнительного образования как части цепочки непрерывного образования детей в нашей стране и возрастные особенности школьников, которые приводят к явлениям, нетипичным для других звеньев образовательной системы. Например, это убеждение некоторых родителей в несерьезности и необязательности всего образовательного процесса, который осуществляют педагоги в объединении.

    Неумение некоторых педагогов убедить родителей в необходимости оказания помощи ребенку или изменения стиля общения с ним основано и на отсутствии прочных знаний по школьной психологии и роли семьи в развитии ребенка.

                        Педагоги должны учесть следующие моменты:

- родители идеализируют своего ребенка, не видят уровень его развития, недостатков и не хотят их видеть, поэтому болезненно реагируют на негативную информацию о своем ребенке, данную педагогом. По этой же причине родители редко ходят на родительские собрания;

- считают своего ребенка лучшим, а других детей - худшими,
виноватыми, обидчиками;

- родители бывают равнодушны к своим детям, не хотят ими
заниматься, не хотят общаться;

- слишком, перекладывают ответственность за обучение и воспитание своего ребенка на педагогов;

- отмечается низкий культурный и образовательный уровень как
родителей, так и педагогов;

- некоторые родители не видят в педагогах специалистов и не считают, что в объединении педагогом проводится серьезная работа по развитию их детей.

    Таким образом, непонимание между детьми и взрослыми имеет затяжной характер, так как в его основе — существование нескольких субкультур, которые имеют разные представления и интересы. Это субкультуры детей, родителей, педагогов, методистов, психологов. Как отмечено у Л.А. Карпенко и др. (М., 2000), внедрение нового в уже сложившуюся систему учреждения сопряжено с принятием всеми субкультурами общей и понятной им цели. Признаками сильной системы является:  открытость; гласность; взаимообмен мнениями снизу-вверх и наоборот; серьезное отношение к индивидуальности ее участников,
гордость за свое учреждение.

   Поэтому основной акцент в работе с родителями мы бы сделали, прежде всего:

- на создании условий для работы педагога,

- повышении его личностного и образовательного уровня,

- повышении его самооценки, требовательности к себе,

- овладении навыками общения с родителями, коллегами.

- создание  условий для творческого самораскрытия педагога, а также  родителей во взаимодействии друг с другом и детьми.

    На наш взгляд, это  сделает дополнительное образование более открытой системой, поможет реально осуществить идеи гуманизации образования, повысить понимание ценности личности ребенка и взрослого в едином воспитательно-образовательном процессе.     

    Таким образом, Центр должен создать такие условия, чтобы всякий родитель мог реализовать свой воспитательный потенциал в решении проблем семейного воспитания, совершенствовать и развивать свою педагогическую культуру.

                               Рекомендации для родителей

    Дошкольный и ранний школьный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.                    

    В каждой семье сконцентрированы многие воспитательные средства. Члены семьи, вследствие близких родственных связей, находятся между собой в самых тесных отношениях, а поэтому оказывают сильное влияние друг на друга, а на детей в особенности. Только в условиях семьи ребенок живет как «цельный человек», удовлетворяет свои личные и общественные потребности и интересы.

   Педагоги участвуют в его воспитании и образовании. Но без поддержки родителей, их действенного проявления к жизни ребенка ,  интереса к работе учреждения невозможно полноценного развития детей.

    На основе полученных данных нашего исследования мы рекомендуем, чтобы родители:

- уважали мнение педагога, прислушивались к его рекомендациям;

- проявляли интерес к жизни и занятиям ребенка в объединении, оказывали помощь в организации жизни детей, активнее участвовали в уборке помещений, подготовке к праздникам, материально помогали в покупке необходимых материалов для работы, помогали в организации мероприятий и праздников детей;

- больше занимались со своими детьми, общались с ними дома;

- разбирались в психологии и педагогике детей дошкольного и школьного
возраста. Не забывали, что родители для ребенка - главные
воспитатели;

-соблюдали режим и распорядок жизни объединения - приводили во время на занятия и не пропускали их, больных оставляли дома;

- хорошо относились к своим детям, не боялись бы проявить ласку к ним, исключали грубость в общении с ребенком, не наказывали физически;

- были внимательны к педагогу и благодарны за его нелегкий труд. Не предъявляли к педагогу невыполнимых требований, не делали критичных высказываний;

- авторитарный, высокомерный, конфликтный родитель, подавляющий как ребенка, так и педагога, не желающий прислушиваться к мнению собеседника, признавался педагогом самым тяжелым для общения и установления контакта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Правильная осанка»

В статье рассмотрены предпосылки формирования позвоночника и правильной осанки школьника начальных классов. Приведены способы как определить нарушения осанки школьника. Представлены упражнения для про...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Стройные и красивые ноги»

В статье рассмотрены принципы формирования стопы и причины возникновения плоскостопия, а также рекомендации по гигиене и уходу за стопами. Приведён комплекс основных упражнений для профилактики плоско...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1.      Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...

Методические рекомендации для педагогов и родителей

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональну...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на профилактику неуверенности в себе у подростков

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на профилактику возникновения трудностей в общении у подростков...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Методические рекомендации для педагогов и  родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...