Совместная деятельность щколы и семьи по профилактике асоциального поведения
материал

Иванова Наталья Николаевна

Выступление на районном родительском собрании (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnoe_roditelskoe_sobranie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность семьи и школы по профилактике асоциального поведения и противодействие распространению экстремизма, ксенофобии и межнациональной розни

в подростковой среде.

       «Всё воспитание ребёнка начинается в семье» - довольно избитая фраза, и вроде бы все с ней согласны. Но еще достаточно сильна в наших людях вера в то, что всё, же кто-то со стороны должен сделать из их ребёнка «сверхчеловека» - умного, образованного и обязательно доброго: «…вот пойдёт ребёнок в детский садик…», потом «в школу» и так далее - по кругу.

       Хотя вернее будет всё-таки говорить не про веру, а про снятие с себя ответственности: мол, государство виновато, школа…  Это они не сделали из моего ребёнка добропорядочного человека.

       Устойчив пока еще в нашем сознании оправдательный стереотип, что есть где-то в этом мире те мифические таинственные люди, которые и не дают нам вырастить здорового морально и физически человека. И есть мы - умные, любящие, добрые, готовые вкладывать в собственного ребёнка.       Правда, не имеющие для этого достаточно времени, сил, опыта, терпения…

Действительно, как часто мы ищем оправдания и не улавливаем самую простую истину, что всё мировоззрение ребёнка, морально-нравственную основу личности мы получаем в семье.

      Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Семья - закрытая микрообщность близких, связанных родственными узами людей, в которую достаточно сложно проникнуть и тем более воздействовать. Таким образом, воспитание детей и формирование у них ценностей толерантного взаимодействия, уважения других и общественно полезных ориентиров, прежде всего, осуществляется родителями, родственниками и уже потом школой, обществом, государством.

        Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей, приводит  их к правонарушениям, употреблению спиртных напитков, наркотиков, вследствие чего характер ребенка меняется в худшую сторону. Он становиться агрессивным, озлобленным. И далее ребенок, стараясь защитить себя, начинает нападать на окружающих его людей. Он начинает придерживаться радикальных взглядов. Подростки объединяться в группы по принципу проживания в одном районе или обучения в одном учебном заведении. Все это приводит к таким новым явлениям как экстремизм, ксенофобия, межнациональная рознь. Нам все время кажется, что это все где-то там, что нас это не касается. А так ли это? Мы заинтересовались этим вопросом.

     В нашем селе есть две средние школы. В них обучается 305 детей. Прежде, чем выходить с темой экстремизма и ксенофобии к детям, мы провели опрос среди родителей. Знакомы ли родители с этими понятиями, как они относятся к проявлениям экстремизма, ксенофобии и межнациональной розни в обществе, что говорят своим детям, какую культуру прививают им. И вот, что у нас получилось:

- На вопрос, знаете ли вы, что такое экстремизм 74 % опрошенных родителей ответили, знаю или скорее знаю, а 26 % не знают что такое экстремизм.

 - Основными причинами экстремизма - 13 % назвали многонациональность населения, проживающего в России, 26 % - целенаправленное разжигание националистической агрессии,  26% - в недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия, 13 % - в недостаточном количестве центров досуга и специфических досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения,  22% - в деформации системы ценностей в современном обществе.  

- 38 % опрошенных считают, что для решения проблем экстремизма необходимы радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности  за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру. 17% предложили обратиться к цивилизованному опыту других стран, а 25 % предложили либеральные способы профилактики экстремизма.

- С проявлением экстремизма в повседневной жизни сталкивались 18%, не сталкивались 64 %, затрудняются ответить 18 % опрошенных.

- С дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку  сталкивались 37 %, не сталкивались 50 %, затруднились ответить 13 % родителей.

- К действиям представителей экстремистских организаций 92 % опрошенных относятся отрицательно и 8 % скорее одобряют, чем осуждают.

        Результаты опроса натолкнули нас на мысль о том, а все ли родители имеют достаточное представление, что такое экстремизм, ксенофобия, межнациональная рознь?

        Экстремизм  — приверженность к крайним взглядам, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядковтеррористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.       

          Молодежный экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям определяет девиантное поведение, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Одной из форм подобного поведения молодежи являются враждебные действия по отношению к «чужим».

        Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие иного как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Изредка может трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.

       Проявления экстремизма, ксенофобии и межнациональной розни среди молодежи на территории России не редки. По мнению исследователей, истоки развития ксенофобии и связанного с ней агрессивного и враждебного поведения могут быть обнаружены в особенностях поведения подростка в ситуации встречи с незнакомцем.

     Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма – случаи насилия и агрессии, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь, это вызывает беспокойство как в общественных кругах, так и в рамках отдельно взятой семьи, где воспитывается подросток.

        Межнациональная рознь - конфликтные отношения между представителями различных этнических общностей, наследие прошлого, оказывающее негативное влияние на материальную и духовную жизнь любого государства.

        Лучшим средством борьбы с экстремизмом, ксенофобией, межнациональной розней и асоциальным поведением подростков  является их недопущение.  Поэтому одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде.  По  результатам мониторинга среди родителей мы проведем  тематическое родительское собрание. Педагоги школы привлекают родителей к профилактической работе по данному направлению. Зная, что   по статистике МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет).

     Результаты мониторинга, проведенного среди обучающихся 8-11 классов в 8 федеральных округах Российской Федерации, показали, что информированность и компетентность учащихся в вопросах экстремизма весьма низкая. Мы провели опрос в школах, расположенных в нашем селе,  и сравнили полученные результаты с результатами мониторинга в округах Российской Федерации. Вот итоги сравнительного анализа:

 - только такой явный признак как «терроризм» 50% учащихся РФ и 65% нашего округа  отнесли к проявлениям экстремизма;

- 67% опрошенных по РФ и 85% наших учащихся дали экстремизму отрицательную оценку, правильно расценив его как фактор опасности и дестабилизации в обществе,

- однако 20% (каждый пятый) по России и 22 % опрошенных нашего округа  посчитал экстремизм радикальным способом защиты своих прав;  

- только каждый третий обучающийся  (32%) в России и 65 % наших детей считает по-настоящему важной свою национальную принадлежность,

-  а для четверти респондентов нашей страны и 35 % наших детей эта характеристика не имеет значения, подтверждая тем самым несформированное этническое самосознание;

- для половины школьников в России и 12 % обучающихся наших школ бытовая  ксенофобия – жизненная реальность, другая половина и 88% наших детей не ощущает такой проблемы;

- на бытовом уровне  около 47% опрошенных в России и 5% опрошенных детей нашего села  часто сталкиваются с неуважением к культуре, обычаям и языку своего народа;  51% по стране и 95 % у нас  либо не сталкиваются вовсе, либо это бывает крайне редко.

        Общая оценка респондентами гражданской солидарности, то есть лояльного, толерантного отношения между национальными и религиозными группами по общероссийским данным составила 4,98 баллов по 10-балльной шкале. У нас – 7,25.  По всем параметрам гражданской солидарности: толерантности, национальному достоинству, профилактике экстремизма - приоритет в воспитании респонденты отдали семье по сравнению со школой.  

Результаты опроса будут доведены до сведения родителей на ближайшем родительском собрании для того, чтобы они смогли сделать соответствующие выводы и совместно со школой провести работу со своими детьми.

Показатель,  полученный в стране,   подтверждает возрастающую тенденцию вовлечения образованных, интеллектуально развитых, активных подростков в деятельность молодежных организаций, в том числе экстремисткой направленности.

Специалисты отмечают, что именно  учащиеся школ, с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой, наиболее уязвимая среда для проникновения идей экстремизма. Для профилактики асоциального поведения, экстремизма и ксенофобии в подростково-юношеской среде и предотвращения негативных явлений, оказывающих влияние на формирование личности подрастающего поколения необходимо:

во-первых, консолидация усилий всех заинтересованных субъектов: педагогических работников учреждений образования, родителей, представителей институтов гражданского общества;  

во-вторых, организация системного взаимодействия родителей, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) – деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и др.;

 в-третьих, отработка и внедрение в практику технологий управления и контроля процессов формирования культуры гражданской солидарности обучающихся  со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

   Взаимодействие институтов семьи, образования, гражданского общества стимулирует развитие воспитательного пространства, ведет к созданию целостного воспитательного пространства, включающего в себя сетевые организации, учреждения и институты гражданского общества, образующие его инфраструктуру и структуру, создающие условия для его саморазвития.

При организации системной, комплексной работы по профилактике экстремизма и ксенофобии необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. Поэтому работа должна строиться с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие среду и личность и не затрагивающие базовых и системообразующих основ. Главным в организации системы воспитательной работы, особенно с кризисным (подростковым) возрастом, должна стать  идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, сопровождаются профессионально подготовленными специалистами.

Участниками взаимодействия выступают педагоги, родители, образовательные учреждения различных типов и ступеней образования, правоохранительные органы, руководители предприятий, организаций культуры, органы местного самоуправления, представители диаспор, СМИ, сеть библиотек, депутатский корпус, подростковые клубы, социально-культурные центры, молодежные организации и объединения формального и неформального видов. Без активного их участия в процессе профилактики антиэкстремистской деятельности и асоциального поведения невозможно формирование у подрастающего поколения культуры гражданской солидарности и этнического самосознания.

 В нашей школе обучается 185 детей и только 7 из них другой национальности. Для нас не существуют такой проблемы как межнациональная рознь. Эти 7 детей чувствуют себя комфортно и не сталкиваются с притеснениями по национальному признаку. Но, тем не менее, мы считаем важным проведение  работы по пропаганде толерантного отношения друг к другу. Мы говорим своим детям, что не бывает «своих» и  «чужих». Поэтому нужно с уважением относиться друг к другу.

        Уважаемые родители!

          Никто из нас не застрахован от проявлений экстремизма. Мы просим вас быть внимательными к своим детям, беседовать с ними о дружбе между национальностями, о толерантном отношении друг к другу. Предостерегите их от негативного влияния экстремистских идей. Обратите внимание на то, чем заняты ваши дети в свободное от учебы время. Организуйте их занятость в соответствии с их увлечениями. Предложите посещать кружки в школах, Центрах творчества. Для увлекающихся музыкой, у нас есть музыкальные школы, центры культуры и досуга, для спортсменов – спортивные секции. Всегда можно подобрать для ребенка занятие по душе. Нужно лишь уделить этому время.  Именно тогда у ребенка не останется времени, сил и желания заниматься правонарушениями или выходить на улицу для выяснения межнациональных отношений с окружающими.

     Мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое.

       Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

       Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество.

      Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.

      Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по профилактике асоциального поведения в школьной среде средствами внеурочной деятельности

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего, личностно-ориентированного обучения. В своей работе я отдаю приоритет соц...

СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...

Роль семьи в профилактики асоциального поведения детей

Статья посвящена проблеме асоциального поведения детей. В современной реальности наблюдается рост несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. главные люди в жизни каждого ребенка - это родителм и ...

ШМО "Деятельность педагогов по профилактике асоциального поведения воспитанников"

В чём выражается девиантное поведение подростков, каковы факторы  и причины такого поведения, как выстроить систему воспитательной работы по профилактике асоциального поведения детей.Такого типа ...

Программа «Деятельность волонтерского отряда «Жизнелюбы» в профилактике асоциального поведения в детской среде»

Современная Россия переживает сложнейший этап развития в своей истории. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации детей и подростков...

презентация «Программа деятельности волонтерского отряда «Жизнелюбы» в профилактике асоциального поведения в детской среде»

Современная Россия переживает сложнейший этап развития в своей истории. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации детей и подростков...