Семинар Подростковая сексуальность
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Мороз Елена Николаевна

Проблемы, связанные с подростковой сексуальностью и профилактика раннего начала половой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «ПОДРОСТКОВАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ»

        ТЕМА: «Проблемы, связанные с подростковой сексуальностью и профилактика раннего начала половой жизни».

        Цель: Повысить уровень информированности подростков о возможных проблемах и последствиях, связанных с ранним началом половой жизни.

        Задачи:

- выяснить уровень информированности подростков по проблеме;

- дать достоверную информацию о причинах и возможных случаях раннего начала половой жизни, возможных стратегиях поведения;

- проверить уровень усвоения информации.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

        Введение (5мин.)

Воспитатель представляет тему, цель и задачи семинара.

Игра «Меня зовут…., я люблю себя за то, что…»

Проводится по кругу с целью создания рабочей атмосферы.

Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…». Не нужно отвлекаться на споры и обсуждения по поводу услышанного. Просто все поочередно, беспристрастно и быстро высказываются.

Воспитатель задаёт аудитории вопросы:

- Как вы думаете, для каких целей вас пригласили на этот семинар?

- Что бы вы хотели узнать в ходе работы?

Воспитатель кратко объявляет правила работы и объясняет их значения.

Оценка уровня информированности

Мозговой штурм «Сексуальность».

Участники делятся на три группы, каждой дается лист ватмана, на котором написано слово «сексуальность». Группы записывают на своём листке как можно больше понятий, связанных с этой темой. Затем каждая зачитывает свой список. Воспитатель помечает неповторяющиеся слова.

Дискуссия «Почему люди вступают в сексуальные отношения?»

Воспитатель предлагает группе обдумать и назвать как можно больше причин, по которым люди вступают в сексуальные отношения. Записывает всё, что говорится участниками.

Затем проводится обсуждение записанных причин и их распределение по критериям:

  • Социальная приемлемость;
  • Морально-нравственные ценности;
  • Потенциальная опасность для здоровья;
  • Личные приоритеты каждого человека.

Затем воспитатель вносит изменения в предмет дискуссии: «Как изменится подход к проблеме, если речь пойдет о подростках?»

Выводы, к которым должно привести обсуждение:

- не стоит торопиться начинать сексуальные отношения;

- если их начинать, то лучший мотив всё-таки «любовь», а не «любопытство»;

- помнить о «правилах безопасности», несмотря на «розовые очки» влюблённости.

        Мозговой штурм «Аргументы «за» и «против» начала половой жизни (сексуального дебюта)».

        Во время обсуждения темы необходимо уделить внимание «мифам», распространённым в молодёжной среде, таким как:

  • Воздержание вредно для здоровья;
  • Порядочная девушка не будет носить в сумочке презерватив, и предлагать использовать его своему молодому человеку;
  • Согласие на сексуальные отношения является доказательством любви;
  • Если молодой человек в 18 лет является девственником, с ним что-то не так;
  • Половой акт без презерватива является признаком доверия партнёров друг другу.

Затем воспитатель просит участников подумать и ответить на вопросы:

- В силу каких причин молодые люди рано начинают половую жизнь?

- Что или кто их к этому побуждает?

Высказывания нужно фиксировать на доске. Например, любовь, физическая потребность, любопытство, настояния партнёра, быть как все и т.д.

        Обычно такая причина, как «любовь», может назваться участниками только 4-9-ой. Если группа вообще забывает про эту «причину», необходимо задать вопрос «А как должно происходить в идеале?»

        Далее группа делится на три подгруппы. Воспитатель предлагает обсудить положительные и отрицательные стороны начала половой жизни для подростка 15 лет с позиции физиологии, психологии, социума. Каждая группа обсуждает какой-то один аспект проблемы. Результаты записываются на доске и обсуждаются, ведущий дополняет и поясняет.

        Подводя итоги, воспитателю надо сказать, что, принимая решение начать половую жизнь в подростковом возрасте, подросток должен осознавать, что это очень серьёзное решение. Необходимо продумать все негативные последствия (заражения ЗППП, нежелательная беременность, психологические аспекты).

Игра «Степень доверия» или «Ефросинья и Ануфрий».

Цель: обсудить вопрос о том, насколько сексуальные партнёры должны доверять друг другу в вопросах здоровья.

Игра начинается с провокационных вопросов ведущего:

  1. Если ты любишь человека, тебе не придёт в голову усомниться в нём. Это так?
  2. По человеку сразу видно, болеет ли он ИППП?
  3. Только тот, у кого было много партнёров должен беспокоиться, не заразился ли он чем-нибудь?

После обсуждения аудитории предлагается поясняющая схема про Ануфрия и Ефросинью. Важно, чтобы рассказ подкреплялся рисунками.

Схема: Жили-были на свете молодые люди Ефросинья и Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений, такой настоящей любви.

(Схематично нарисовать фигурку девочки и мальчика, соединённых линией).

        Всё, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьёзные отношения, да и было их совсем немного. У Ефросиньи был один короткий, летний роман. И у Ануфрия раньше были близкие отношения с 2-мя девушками (От фигуры девочки стрелочкой показываем и рисуем фигурку мальчика. От Ануфрия ведём две стрелочки и пририсовываем двух девочек).

        У бывшего друга Ефросиньи было много девушек (пририсовываем фигурки), он вообще был человек несерьёзный. И одна из бывших подруг Ануфрия была легкомысленной (пририсовываем человечков), из-за этого они и расстались. А вторая просто уехала, бросив его. И у тех, в общем-то, посторонних людей, соответственно тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом (пририсовываем множество разнополых фигурок).

        Если расширять схему дальше, то люди, которых мы изобразим, наверняка не знакомы главным героям. Ефросинья и Ануфрий, скорее всего, даже не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? Потому что, вступая в незащищенные сексуальные отношения даже с очень любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров. А также тех, с кем раньше контактировали эти люди. Звучит и выглядит это ужасно. Но микробам всё равно, в половых путях какого человека жить, да и мораль им не знакома.

        Кроме того, кто-то из изображённых на схеме граждан мог быть чем-то инфицирован и не знать об этом. Такие «сюрпризы» могут разрушить любовь и доверие. Постоянное использование презервативов поможет сохранить здоровье и избежать неприятностей.

Приобретение практических навыков.

Игра «Сердечки»

Цель: актуализация альтернативных сексуальному контакту проявлений чувства любви.

        Материалы – сердечки (по 2 на каждую группу), на одном из которых заранее написаны способы проявления чувства любви (например: приглашение на танец, проводы домой, преподнесение подарков, комплименты, посвящение стихов и песен, поцелуй и др.).

Участники делятся на группы и каждой из них даётся по 2 сердечка – заполненное и пустое. Каждая группа должна записать в пустое сердце проявления чувства любви, не перечисленных на первом сердечке. Ведущий выявляет варианты, которые не повторялись ранее.

Дискуссия «Безопасное поведение».

Воспитатель предлагает группе обсудить понятие «безопасное поведение», применимое к данной теме. Высказываемые идеи фиксируются на бумаге.

Из предложенного перечня необходимо отметить:

  • Отказ от секса
  • Моногамия
  • Регулярное использование презерватива.

Вывод, к которому нужно привести группу:

Половые отношения могут быть безопасными только тогда, когда риск

нежелательной беременности и заражения болезнями, передаваемыми половым путём, минимален и отсутствует любая форма насилия (физического или психического).

Игра «Аптека»

Цель: отработать навыки приобретения средств защиты в аптеке, т.к. многие подростки испытывают чувство смущения при приобретении презервативов.

        Для проведения игры требуется 6 добровольцев. Ведущий просит 3-х человек на время покинуть помещение. Только входя в комнату, они получат инструкцию: «Вы посетитель аптеки, ваша задача купить презерватив». Покупатели будут входить по очереди.

        Из числа оставшихся выбирается аптекарь, сидящий за прилавком, на котором выставлены разнообразные образцы презервативов.

        Остальные 2 участника изображают посетителей аптеки.

        Далее участники получают инструкцию: первому покупателю аптекарь должен обстоятельно отвечать в вежливой и доброжелательной, но навязчивой форме. Посетители должны давать много советов и рекомендаций.

        Во втором случае поведение аптекаря и случайных посетителей должно быть противоположным, т.е. они должны стыдить, грубить, делать некорректные замечания и т.д.

        В третьем случае поведение аптекаря и случайных посетителей должно быть безразличным. Аптекарь должен отвечать только на высказанные покупателем вопросы и просьбы (по принципу спросил-ответил). Случайные посетители вообще не вмешиваются в этот процесс, спокойно ждут своей очереди.

        По окончании игры каждому из покупателей предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Как вы себя чувствовали в роли покупателя?
  • Влияло ли на ваше решение поведение аптекаря и посетителей аптеки?

Упражнение «Презерватив».

Следует начать обсуждением важности сохранения репродуктивного здоровья подростков и молодёжи. Ведущий ещё раз называет возможные пути сохранения здоровья: отказ от сексуальных отношений, сексуальные отношения с одним здоровым партнёром, правильное использование презерватива. Обсуждая преимущества отказа от сексуальных отношений, ведущий упоминает, что в настоящее время любой человек должен знать правила использования презерватива, даже если он не собирается пока вступать в сексуальные отношения, и предлагает участникам обсудить правила покупки и применения презервативов:

  • Презервативы следует покупать только в аптеках и магазинах «Интим», т.к. там продают сертифицированный, качественный товар и соблюдает правила хранения;
  • Лучше использовать презервативы, произведённые в Европе и США;
  • Не следует использовать презервативы с просроченным сроком годности;
  • Не стоит приобретать презервативы в прозрачной упаковке, т.к. солнечные лучи разрушительно действуют на латекс;
  • Проверьте целостность упаковки – почувствуйте пузырёк воздуха, упругость под пальцами;
  • Открывайте упаковку только пальцами, а не острыми предметами, чтобы не повредить презерватив;
  • Не надо надевать презерватив утором, если вы планируете секс вечером;
  • Один презерватив используется один раз. Стирать и сушить их на верёвочке не стоит;
  • Если смазки на презервативе недостаточно, не используйте сливочное или подсолнечное масло, сметану, вазелин, крем, мазь, т.к. их жировая основа разрушает презерватив;
  • Не используйте два презерватива, надетые один на другой. Между ними возникает сильное трение, и они могут порваться.

Игра «Скажи нет»

Цель: обсудить провоцирующие ситуации.

        Участники делятся на 3 группы. Каждой дается ситуация, в которой субъект подвергается сексуальной провокации или давлению со стороны других. Группам предлагается обсудить ситуации и найти выход, позволяющий с меньшим риском из неё выйти.

Возможные ситуации:

«Вера и Егор вместе уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать половые отношения, но Вера чувствует, что ещё не готова к этому. Каждый раз, когда они встречаются, Егор давит на Веру. Вера не хочет потерять Егора. Что ей делать?»

        « Я не люблю презервативы и поэтому их не использую. Кроме того, ты же знаешь, что я ничем не болею, давай займемся сексом».

        «Не волнуйся, если ты забеременеешь, я женюсь на тебе».

        «Садись, я тебя довезу».

        «Поехали, я же могу везти – всего-то несколько глотков выпил».

Вопросы к обсуждению:

  • Чего хочет молодой человек?
  • Хочет ли того девушка?
  • Какие варианты поведения могут быть в такой ситуации?
  • Как может развиваться ситуация, если девушка согласится / откажется?
  • Какой вариант наиболее эффективен?

ЗАКРЫТИЕ СЕМИНАРА

Участникам предлагается заключительный опросник «Обратной связи». Они по кругу делятся своими чувствами, говорят о своём настроении в данный момент.

При этом желательно получить ответы на вопросы:

  1. Что понравилось?
  2. Что не понравилось?
  3. Что хотелось изменить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сексуально-отклоняющееся поведение воспитанников. Рекомендации воспитателям.

Материал содедержит информацию о сексуально-отклоняющемся поведении воспитанников, сексуальных девиациях. Вы найдете рекомендации, которые могут помочь, если в своей работе Вам приходиться сталкиватьс...

Гендерный подход в сексуально- гигиеническом просвещении учащихся 5-11 классов.

Программа нравственно-полового воспитания учащихся  среднего звена...

Семинар "Психологические особенности школьников подросткового периода"

Возрастные психологические особенности школьников подросткового периода.Пути решения педагогических проблем....

Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

Выступление на районном семинаре по теме:«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»...

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...

Семинар-тренинг для педагогов по теме: «Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде»

Формирование профилактического и воспитательного ресурса педагогов, направленного на предотвращение употребления ПАВ детьми и подростками....

Сценарий семинара «Профилактика безнадзорности и подростковой преступности»

Цель:Информационно-просветительская работа по профилактике безнадзорности и вредных привычек среди подростков, пропаганде здорового образа жизни.Задачи:профилактика преступлений и правонарушений, восп...