Влияние родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников
статья

Малютина Ольга Викторовна

В настоящее время каждый подросток, стоящий перед проблемой выбора профессии, оказывается в сложном положении: напряженная ситуация на рынке труда и профессий, постоянные изменения квалификационных требований к специалисту, пересмотр принципа «выбор профессии на всю жизнь», изменения на рынке образовательных услуг. В результате растет тревожность и неуверенность в будущем не только среди молодёжи,  но и у  родителей. 

Очевидно, что профессиональный выбор в подростковом возрасте, осуществляется не только как собственное решение молодого человека. Он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего родителей.
Данные исследований социологов и психологов, а так же мои личные наблюдения в ходе консультаций показывают, что родители ОКАЗЫВАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ  на выбор профессии ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников.

В настоящее время каждый подросток, стоящий перед проблемой выбора профессии, оказывается в сложном положении: напряженная ситуация на рынке труда и профессий, постоянные изменения квалификационных требований к специалисту, пересмотр принципа «выбор профессии на всю жизнь», изменения на рынке образовательных услуг. В результате растет тревожность и неуверенность в будущем не только среди молодёжи,  но и у  родителей. 

Очевидно, что профессиональный выбор в подростковом возрасте, осуществляется не только как собственное решение молодого человека. Он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего родителей.
Данные исследований социологов и психологов, а так же мои личные наблюдения в ходе консультаций показывают, что родители ОКАЗЫВАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ  на выбор профессии ребенком.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. И у каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая передаем ребенку.

На данный момент достаточно острой проблемой является личностная и эмоциональная неготовность к осознанному выбору профессий. Большое количество людей обращается за помощью к психологам после окончания вузов, техникумов и колледжей с проблемой «потери себя», незнанием, что делать дальше, куда идти работать, так как по выбранной специаль.

Почему так происходит? Созревание личности начинается ещё в детстве, под опекой родителей. Можно выделить несколько типов воспитания, препятствующих психологическому взрослению детей.

Гиперопекающий тип родителей. Мамы и папы в таких семьях окружают детей чрезмерным вниманием. Ребёнок растёт с пониманием того, что весь мир опасен. Вырастая, такой человек боится совершить ошибку, считает, что «лучше всего знает мама». При выборе профессии такие люди очень ведомы и беспрекословно слушают наставления родителей. После окончания учебного заведения они вновь ищут конкретных ориентиров от мам и пап. Гиперопекающие родители в большинстве случаев не учитывают способности своего ребёнка. По большому счёту собственных интересов у таких детей нет, так как они проживают жизнь своих родителей.

Бывает другой вариант родителей – «нереализованные». В своё время они упустили какие-либо возможности и теперь стремятся реализовать их за счёт своих детей. Это тот случай, когда, например, папа не стал юристом, а сына отправляют в юридический вуз без наличия у него способностей к этой профессии.

Все неосуществлённые желания таких родителей сваливаются на хрупкие плечи их ребёнка. Примерно на 1-2 курсе обучения студент понимает, что выбор был сделан за него и он совсем неверный. Он начинает из-за этого предъявлять претензии родителям, а те, пожимая плечами, отвечают: «Мы думали, тебе это нравится».

Третий вариант развития – тревожные мамы и папы. Чаще всего это дети гиперопекающих родителей. Они опасаются жизни, боятся совершать ошибки. Своих детей также запугивают, дают им бессознательные установки: «Не высовывайся!», «Живи как все!», «Не рискуй!», «Ничего не меняй в своей жизни!», «Хорошая жизнь не для таких, как мы!».

Чаще всего от таких родителей можно услышать фразы:, «Пойдёшь работать ко мне, хоть зарплата небольшая, но на кусок хлеба хватит», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Такие родители, образно говоря, обрезают крылья детям, внушая им ощущение неуверенности.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. И у каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая передаем ребенку.

Но и здесь, советуя своим детям, родители также могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбах детей:

- Человек не имеет возможности в полной мере реализовать свои способности

- Наличие постоянного чувства неудовлетворенности, бесполезности своего труда;

- Быстрое профессиональное и эмоциональное выгорание, как следствие, возникновение заболеваний  и т.д.

Среди часто встречающихся причин, приводящих к неправильному «подсказыванию» со стороны родителей в выборе профессии, следующие:

1. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

2. Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному. Ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются, в основном, под воздействием родителей. Очень часто от них можно услышать примерно следующее: «Главное - получи высшее образование, потому что  без него сейчас никуда. А потом – делай что хочешь!» Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом никогда может не пригодиться. Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. В этом случае есть и другие варианты построения карьеры. Например, среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум), потом ВУЗ.

3. Недостаточная информированность о профессиях самих родителей. 

4. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели,и др.
      В последнее время весьма популярной (особенно среди девушек) является профессия психолога. Свой выбор они объясняют, как правило, тем, что «любят общаться с людьми и давать разные советы друзьям». При этом упускается, что работа психолога – не только приятная (кстати, невсегда приятная!) беседа, но и сложный, кропотливый анализ явлений, ситуаций, большой объем «бумажной», документальной работы.

5. Выбор профессии исключительно по принципу будущего благосостояния. Деньги – это хорошо и важно. Но, все мы знаем, что если человек работает с удовольствием, «с душой» - то и результат достигается быстрее, а качество превосходит все ожидания. Именно заинтересованность, увлеченность будущей профессией – фундамент будущего профессионализма. А профессионализм – это и востребованность на рынке труда, и карьерный рост, и высокий доход.

6. Семейные традиции. «Хочу быть врачом как мама» или «шофером как папа». В этом случае подросток идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. Но ему известно, какие качества он должен будет проявить, выбрав профессию родителей.

7. Недостаточный учет собственных способностей.

8. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют многие профессии.

И в заключении хочется сказать, что выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера....

Рекомендации родителям по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Рекомендации родителям по профессиональному самоопределению старшеклассников....