Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.
опыты и эксперименты по психологии (10 класс)
Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_appo.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Институт развития образования
Кафедра психологии
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
«Психология успеха»
Тема: «Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников»
Выполнила: Медведева Л.М.
Руководитель: профессор кафедры психологии,
кандидат психологических наук, доцент
Солдатова Г.В.
Санкт-Петербург
2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ проблемы мотивации старшеклассников и профессионального самоопределения..…………………..…………………….5
2. Методики изучения учебной мотивации старшеклассников и профессионального самоопределения.…………………………………….......10
3. Результаты эмпирического исследования ………………………..………...13
Заключение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….16
Введение
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности, в том числе, в профессиональной сфере. Эта потребность общества может быть удовлетворена при сформированности у школьников мотивации достижения при выборе будущей профессиональной деятельности, поэтому в настоящее время актуальной является проблема формирования мотивации успешности учащихся.
В данном исследовании рассматривается взаимосвязь мотивации достижения (успешности) старшеклассников и выбора профессиональной деятельности по характеру труда.
Мотивационная сфера является основой личности, следовательно, целенаправленное формирование мотивационной сферы личности - это, можно сказать, формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.
В условиях, когда учащимся приходится усваивать большое количество учебной информации, сформировать личность, готовую к самостоятельному творческому решению различных задач, не всегда удается, если у школьников отсутствуют интеллектуально-побуждающие мотивы, не выражены стремления быть образованным человеком, отсутствует осознание необходимости хорошей учёбы в школе для собственного успешного будущего, самореализации.
В учебной деятельности старшеклассников начинают преобладать внутренние мотивы, т.е. самоутверждение, престижность, долг, необходимость в получении знаний, достижений и определенных результатов. Характерными чертами старшеклассников должны являться их самостоятельность, возросшая работоспособность, познавательная мотивация, осознание социальной необходимости успешного обучения.
Целью данной работы является исследование влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме в процессе теоретического исследования.
3
2.Описать методики, ориентированные на выявление ведущего типа учебной мотивации старшеклассников и профессионального самоопределения по характеру труда.
3.Выявить закономерность между преобладающим типом мотивации и профессиональным самоопределением старшеклассников.
Объектом исследования являются десятиклассники общеобразовательной школы г.Санкт-Петербурга.
Предметом – влияние мотивации достижения успеха на выбор профессии творческого характера старшеклассников.
4
1. Теоретический анализ проблемы мотивации старшеклассников и профессионального самоопределения.
Мотивация, по признанию многих психологов, является основой психологии личности, обусловливает особенности поведения и деятельности личности. Существуют различные определения мотивации:
-побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта -предметно-направленная активность определенной силы -побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого она осуществляется -осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.
Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов выделил ее 4 структурные компонента:
-удовольствие от самой деятельности -значимость для личности непосредственного ее результата -"мотивирующая" сила вознаграждения за деятельность -принуждающее давление на личность.
Рассмотрение мотивации как процесса можно встретить в работах Д.Н. Узнадзе, С. Л Рубинштейна. Согласно С.Л. Рубинштейну, мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром, соотношение внутренних и внешних условий.
Мотивационный аспект поведения учащегося к самоопределению проявляется в его отношении к миру, обществу, человеку, самому себе, видам деятельности, механизмам саморазвития личности.
Эти направления интегрируются и проявляются при решении проблемы профессионального самоопределения. Советы родителей, учителей не всегда оказываются социально объективными, адекватными ситуации и значимыми для ребенка. Система же довузовской подготовки способствует формированию оптимальной самооценки учащихся, совершенствованию навыков самообразования и обеспечивает их включение в процесс адаптации к будущей профессиональной деятельности.
Инструментальный аспект проявления личности обладает значительным потенциалом для развития способности к самоопределению. Вовлечение школьников в разнообразные виды познавательной деятельности (учебную,коммуникативную, игровую) способствует успешному овладению конкретными операциями и действиями.
Мотивы формируются на основе потребностей и являются их конкретизацией. Мотивацию мы определяем как процесс, где начальным этапом выступает тестирование на предмет направленности личности и выстраивания собственной перспективы.
Изучение мотивов включения в профессиональное самоопределение позволило установить, что старшеклассники связывают свое участие в нем с:
-социальной значимостью профессии и решением раннего выбора профессии -желанием утвердиться, испытать себя в новой сфере деятельности дополнительного образования -развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности -добиваться успехов, быть успешными.
Большинство старшеклассников в процессе реализации образовательных программ в качестве основных позитивных моментов называют, во-первых, возможность получать новые знания по предметам, во-вторых, приобретение опыта, который может пригодиться во время учебы в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Включение в ситуацию выбора профессии старшеклассников в данный период, как отмечает Д.И. Фельдштейн, связано с таким мотивом, как «формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором "замысле", плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование».
На протяжении 2-3-х лет, осваивая ту или иную программу довузовского образования, ребенок устанавливает связь между деятельностью и мотивом достижения: он устанавливает личностные стандарты и дает оценку субъективной вероятности успеха, субъективной трудности какой-нибудь задачи; его привлекает самооценка и привлекает личный успех; он отдает индивидуальные предпочтения за успех.
Готовность ребят участвовать в проектах и программах довузовского образования, конкурсах, олимпиадах, конференциях, можно назвать «функциональным состоянием личности, результатом психических процессов, предшествующих конкретной деятельности».
Поведение же взрослого, особенно родителя, не всегда отличается корректностью по отношению к собственному ребенку, так как часто не учитывается самостоятельность личности в выборе и построении им образовательной траектории в соответствии с его возможностями и способностями, потребностями рынка труда. В соответствии с этим уместно будет привести высказывание А. Нилла, который писал, что "ребенок, жизнь которого не управляется постоянно взрослыми, рано или поздно добивается в жизни успеха".
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотив достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность - средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.
У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности. Она включает элементы анализа, исследования в общем контексте некоторой уже осознанной либо осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения.
Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно "уходя" от положения ведущей деятельности.
Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника. Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели - будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности. Самоценность учебной деятельности подчиняется более отдаленным целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.
Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с ее отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.
Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.
9
2. Методики изучения учебной мотивации старшеклассников и их профессионального самоопределения.
Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников. (Е.Лепешова)
Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации учащегося — то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата в классе, параллели, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Исходя из преобладающего у детей типа мотивации можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые активные механизмы. Опросник предназначен для учащихся 6-9 и старших классов.
Назначение методики: - Определение преобладающего типа мотивации учащихся.
Престижность учебы в классе. Показатель значимости в классном коллективе такой характеристики, как учебная успешность.
Престижность учебы в семье. Показатель значимости в семье подростка такой характеристики, как учебная успешность.
Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения.
Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.
Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.
Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.
Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.
Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.
11
Методика диагностики профессионального выбора старшеклассников. (Анкета «Ориентация» И.Л.Соломин)
Проблема самоопределения - актуальна для подростка и старшеклассника, она определяет ее мысли и переживания. Предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, тот путь, по которому предстоит пройти.
Сама диагностика состоит не столько в направленности на выбор конкретной профессии, сколько на постепенную подготовку подростка самостоятельно делать важный жизненный выбор. Данную методику можно рассматривать как один из начальных этапов в этом сложном и длительном процессе профессионального самоопределения.
Данная анкета поможет узнать о своих профессиональных склонностях, а также о том, какое представление имеет школьник о своих профессиональных способностях, а также быстро и просто определить направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она сделана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выборе профессии. Анкета состоит из двух частей: "Я хочу" и "Я могу".
Назначение методики: -Определение сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности;
- Определение представлений о профессиональных способностях.
В данной работе рассматривается выбор профессии по характеру труда: - профессии исполнительского класса связаны с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, машинист, станочник, плотник, кассир, парикмахер). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования. - профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, психолог, учитель, юрист, инженер, математик, архитектор, физик).
12
3. Результаты эмпирического исследования.
В исследовании участвовало 86 учащихся 10 классов общеобразовательной школы, планирующих получить высшее образование.
В результате исследования было выявлено преобладание следующих мотивов обучения:
Осознания социальной необходимости обучения, как стремления быть образованным человеком для собственного успешного будущего у 62 учащихся.
Познавательный интерес, как получение удовольствия от процесса обучения, стремление получения знаний, необходимых для дальнейшего обучения у 31 учащегося.
Мотивация достижения, как желание доказать самому себе, что способный, умный, стремление быть лучшим у 30 учащихся.
Мотив самореализации, как значимость учёбы в виде ведущей сферызаявить о себе, развивать себя у 21 учащегося.
Выше перечисленные мотивы относятся к «мотивации успеха».
Преобладание следующих мотивов относится к мотивации «избегания неудач»:
Боязнь наказания со стороны школы выявлено у 9 учащихся.
Боязнь наказания со стороны семьи у 15 учащихся.
В результате исследования профессионального самоопределения по характеру труда выбирают:
Профессии творческого класса - 72 учащихся (84% из числа исследуемых).
Профессии исполнительского класса – 14 учащихся (16% из числа исследуемых).
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся, мотивированные на успешность выбирают для себя профессиональную деятельность творческого характера, а учащиеся, мотивированные на избегание неудач выбирают для себя профессиональную деятельность исполнительского характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение старшеклассника обусловлено преобладающим типом мотивации.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данной работе подтверждается, так как выявлена взаимосвязь между ведущим типом мотивации и выбором профессиональной деятельности.
14
Заключение.
Проблема школьной мотивации является одной из основных проблем в современном образовании. И особенность её заключается в совместных усилиях педагогов, психологов, администрации образовательных учреждений, а также родителей. А так как старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную, то правильная организация во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели - будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности. Самоценность учебной деятельности подчиняется более отдаленным целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем.
И учитывая, что в 10 класс старшеклассник приходит осознанно, для получения качественного образования и для того, чтобы стать конкурентоспособным абитуриентом, особую важность в формировании мотивации учения у старшеклассников имеет познавательная активность и осознание социальной необходимости, как залога собственного успешного будущего. И если данные мотивы являются преобладающими, то это говорит о высоком уровне сформированности внутренней учебной мотивации учащихся.
Итак, исходя из полученных результатов данной работы можно и нужно планировать необходимую и очень важную работу с учащимися по формированию мотивационной сферы. В частности, мотивации успешности.
15
Литература.
1.Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.:Знание, 1999г.
2.Бороздина Г.В. Практическое пособие школьного психолога. М.:Наука,2003г.
3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер,2000г.
4.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение,1999г.
5.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Программа элективного курса...
Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"
В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....
Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...
Влияние родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников
В настоящее время каждый подросток, стоящий перед проблемой выбора профессии, оказывается в сложном положении: напряженная ситуация на рынке труда и профессий, постоянные изменения квалификационных тр...
Профессиональное самоопределение старшеклассников «Осознанный выбор – путь к успеху!»
Цель: развитие психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей...