Воспитание у подростков эстетической культуры
статья (8 класс)
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Воспитание у подростков эстетической культуры»
Класс: 8а
Кл. руководитель: Жидкова Л.И.
Дата проведения: 18.04.2019г.
Цель: формирование представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка.
Задачи:
- обсудить проблему формирования эстетической культуры ребенка;
- продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся
(СЛАЙД 1)
Из всех творений самое прекрасное –
получивший прекрасное воспитание человек.
Эпиктет
(СЛАЙД 2)
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы, конечно же, мечтаем видеть своих детей прекрасными людьми и счастливыми. Хотим, чтобы только хорошее ожидало их впереди. И сегодня мы должны с вами поговорить, как это прекрасное понимание мира воспитать в детях.
Вы сейчас возможно, вздохнете, где уж тут прекрасное, хоть бы плохое не пристало. Ведь, кажется, совсем недавно ваш ребенок был в меру спокоен, вежлив, с должным вниманием и охотой воспринимал указания родителей. А теперь, буквально на глазах, он меняется – делается дерзким, легковозбудимым, указания старших встречает с сопротивлением, стремиться, все сделать наоборот!
Так что же произошло с ребенком, что он так резко изменился!? А случилось следующее - кончились годы детства, наступила пора отрочества. (СЛАЙД 3) Н.К.Крупская писала: «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут», и важно в это время найти путь к сердцу ребенка, иначе родителей ждут неудачи и конфликты. В эти годы – годы становления личности – особое значение приобретает эстетическое воспитание.
(СЛАЙД 4) Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека
Эстетическое воспитание направлено на развитие эстетических чувств, художественных вкусов и разносторонних творческих способностей. Оно осуществляется как на уроке, при изучении любого предмета, так и вне уроков, и помогает воспринимать прекрасное в искусстве, в труде, в природе и повседневной жизни. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным.
(СЛАЙД 5) Чувство – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, то есть к явлениям природы и общественной жизни, к другим людям и их поступкам, к самому себе и собственным делам. Задачи родителей в этом плане – воспитывать и развивать такие чувства, как коллективизм, дружба, доброжелательность, уважение к внутреннему духовному миру человека. Ребенок должен уметь переживать в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восхищение, удивление, печаль, тревога, стыд, гнев, возмущение, смущение, угрызения совести и др.
Очень важно с первых лет развивать в ребенке способность видеть прекрасное в искусстве, труде и в человеческом общении, то есть развивать в нем эстетические чувства.
В среднем школьном возрасте задача родителей – развивать у детей чувство красоты природы родного края, учить видеть прекрасное в произведениях изобразительного искусства, в музыке и литературе, побуждать своих детей к занятию рисованием, лепкой, пением, выразительным чтением. Все это помогает развитию художественного вкуса и творческих способностей подростков.
(СЛАЙД 6) Нужно стараться вырабатывать у учащихся умение отличать действительно художественное творчество от различного рода подделок в искусстве, развивать нетерпимое отношение к уродливым явлениям в окружающей жизни, к некрасивым поступкам. В этом плане используются различные формы и методы. В школах организуются музыкальные лектории, проводятся вечера и праздники, создаются школьные хоры и оркестры, художественные студии, литературные общества. Есть клубы выходного дня, школьные театры, картинные галереи. Родители должны посоветовать своим детям посещать эти мероприятия и кружки, участвовать в экскурсиях в музеи, дать им возможность ездить в туристические поездки по стране.
Дома после поездки можно будет устроить обсуждение увиденного и услышанного, обратить внимание подростков на художественную или историческую ценность экспонатов, их красоту и совершенство. Продолжением таких экскурсий может быть коллекционирование репродукций картин знаменитых художников, буклетов и альбомов о посещенных городах, о знаменитых людях – героях войны и труда, создание дома малой «Третьяковской галереи». Мальчики-подростки обычно увлекаются историей оружия, начинают заниматься техническим творчеством, делают макеты кораблей, крепостей, пушек, самолетов, бронемашин и др. Девочки увлекаются коллекционированием фотографий любимых артистов кино, театра и эстрады, рисуют и моделируют их сценические костюмы и прически, стараются подражать их внешнему виду; собирают кассеты с записью любимых музыкальных групп, подражают им в пении и манере поведения. Последнее из перечисленного характерно и для мальчиков. И вот тут родители должны тактично высказывать свое мнение о том или ином исполнителе, о том или ином костюме. То, что допустимо на сцене, в сценическом образе, не подходит для школы, улицы. Для девочки некрасиво, неэтично оголять интимные части тела: грудь, пупок, ягодицы. Для мальчика некрасиво быть неряшливо одетым, с длинными нечесаными волосами, или наоборот – с головой, обритой наголо.
Учащиеся среднего и старшего школьного возраста могут активно участвовать в проведении и подготовке праздников и памятных дат не только в классе и школе, но и дома, в семье. Это дни рождения членов семьи, праздники 8 марта и 23 февраля. Особенно любимы всеми новогодние праздники. Подготовка к ним, украшение елки, покупка подарков, семейные спектакли, выступления детей и взрослых членов семьи, изготовление игрушек, костюмов для бала-маскарада создают прекрасные возможности для эстетического воспитания.
Серьезное влияние на развитие эстетических вкусов оказывает внешний вид квартиры, где живет ребенок, ее оформление и убранство, то, как расставлены цветы на подоконниках, как подобраны по цвету обои, шторы на окнах, посуда на кухне и т. п., удобно ли расставлена мебель, аккуратно ли заправлены кровати. Дома не должно быть лишних, ненужных вещей, всякая вещь должна иметь свое определенное место. Всему этому ребенка учат в семье.
Покупка одежды и предметов быта должна обсуждаться на семейном совете. Надо учить детей выбирать вещи так, чтобы они отвечали следующим условиям: практичность, удобство, красивый внешний вид, соответствие по цвету и стилю остальной одежде или обуви, соответствие возрасту и современной моде, соответствие фигуре подростка, цвету его глаз, волос и т. д. Покупка должна соответствовать также материальным возможностям семьи.
(СЛАЙД 7) Природа и красота
В возрасте 12-14 лет ребенок не только видит красоту окружающей природы, но и стремится познать логические законы ее развития. Родители должны суметь объяснить, как зарождается дерево, как растет хлебный колос на поле, как вырастить цветок на клумбе или огурец на грядке, что нужно делать, чтобы помочь птицам зимой, как построить скворечник или сделать кормушку, почему надо делать проруби зимой на реках и озерах (чтобы не задохнулась рыба) и другие природоохранные работы.
(СЛАЙД 8) Литература
Большую роль в эстетическом воспитании играют книги. Есть много книг из серии «Жизнь замечательных людей», которые надо рекомендовать учащимся средних и старших классов. Они знакомят с творчеством и жизнью выдающихся писателей, художников, музыкантов, ученых, рассказывают о высоких нравственных качествах этих людей, о благородстве и красоте их труда. Такие книги помогают в создании нравственных идеалов, стремиться к которым может подросток и юноша.
(СЛАЙД 9) Искусство
Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного, переживает наслаждение.
Одним из видов искусства является музыка. (СЛАЙД 10) Известно, что без музыки, песен и танцев жизнь скучна и неинтересна. Для воспитания у детей вкуса и любви к музыке важен и сам этот факт, и то, какая музыка слушается. Очень важно, чтобы родители и дети слушали не только веселую, легкую музыку, но и оперную, и симфоническую. Исследования показали, что в большинстве семей, к сожалению, и взрослые и дети предпочитают слушать легкую музыку. Композитор Д. Кабалевский писал, что есть искусство «развлекательное», смысл которого в том, чтобы развлекать человека, украшать его отдых. Но высшее предназначение всякого большого, истинного искусства намного шире. Оно состоит в том, чтобы обогащать духовный мир человека, делать его лучше, умнее, сильнее.
Старайтесь посещать с детьми лекции-концерты, где рассказывается о творчестве композиторов, ходить с ними в оперу и оперетту, на балет. Полезно устраивать в семье «домашние концерты», на которых поют и играют, танцуют и декламируют все члены семьи. Пусть дети поют в школьном хоре, учатся в музыкальной школе, слушают кассеты с музыкой, где есть записи произведений различных музыкальных жанров: и эстрадные песни, и русские народные, и арии из опер, и фрагменты оперетты. Это позволит им выработать хороший музыкальный вкус, поможет отличать настоящее искусство от подделки. Очень полезно слушать радио.
Произведения (СЛАЙД 11) изобразительного искусства – еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека и окружающей его природы.
В подростковом и старшем школьном возрасте интерес к изобразительному искусству у детей усиливается под влиянием школы, телевидения, и особенно после посещения картинных галерей. Родители должны пользоваться любой возможностью, чтобы сходить с детьми на выставки картин, скульптуры, изделий народного художественного творчества. Эти выставки периодически проводятся в городах и районных центрах, а экскурсоводы помогут понять и оценить мастерство создателей этих экспонатов.
(СЛАЙД 12) Кино.
Сколько фильмов смотрят наши дети; детских и взрослых, художественных и документальных? Не будем сегодня говорить о «зрительной перегрузке», поговорим о том, как мы воспитываем детей при помощи искусства. Наверно подумали, да никак не воспитываем, смотрим и все. Увы, это глубокое заблуждение, присмотритесь к зрительному залу. Разве не случалось наблюдать, как в самых трагических местах картины раздается смех, звучит ироническая реплика остряка, где-то слышатся всхлипывания. Одни реплики способны охладить эмоциональных людей, другие – полить масло в огонь и растравить чувство жалости.
Очень важно, кто окажется рядом. Вот благодатная почва для воспитания хорошего вкуса и высоких нравственных идеалов. Ничей авторитет не сравнится для ребенка с родительским авторитетом. Задача родителей – учить ребенка понимать и правильно оценивать происходящие поступки на экране. А как часто мы одной фразой перечеркиваем шедевры искусства; «Опять про войну, надоело», а идет «Баллада о солдате». И это началось воспитание.
Конечно, дети взрослеют, им интересно уже пойти в кино с друзьями. Выберете время сходите, и вы на это фильм, вслушайтесь в разговор, в мнения сына или дочери, их друзей, выскажите свою точку зрения. Сделайте телевизионные передачи своим другом, сила искусства велика, она во многом вам поможет, даже в мелочах; в моде, привычках.
Настоящее искусство должно не только отражать окружающую действительность, но и побуждать людей к самосовершенствованию – как внешнему, так и внутреннему, стимулировать их к творчеству.
Итак, подведем итог!
(СЛАЙД 13) Родители — пример для своих детей
Уважительный, ответственный и трудолюбивый ребенок — мечта каждого родителя. Но дети смотрят на своих родителей, и если вы не являетесь примером, они менее склонны к развитию этих качеств. Вот несколько простых способов, чтобы быть для вашего ребенка в повседневной жизни.
(СЛАЙД 14) Придерживайте дверь в общественных местах
Находитесь ли вы в магазине, библиотеке, или в ресторане, простой жест придерживания двери учит вашего ребенка уважению и ответственности по отношению к окружающим.
(СЛАЙД 15) Позаботьтесь о животном или растении
Приобретите питомца для вашего ребенка. Вместе с детьми поливайте растение или кормите регулярно животное. Покажите ребенку, как важно и полезно заботиться о живых.
(СЛАЙД 16) Читайте
Прямо перед сном, пусть ваш ребенок знает, что вы читаете новую книгу, или новый журнал, ориентированный на интеллектуального зрителя. Преимущества чтения бесконечны, и как только ваш ребенок полюбит это занятие, он станет лучше.
(СЛАЙД 17) Умейте веселиться
Пусть ваш ребенок знает, что это нормально — испачкать джинсы, играя на улице. Покажите ребенку, как весело поиграть в снежки, покататься на санках.
(СЛАЙД 18) Общайтесь с друзьями
Приглашайте своих друзей в гости или на пикник. Общение очень важно в жизни каждого человека. В кругу друзей вы учите вашего ребенка одному из самых важных уроков.
(СЛАЙД 19) Занимайтесь спортом
По беговой дорожке пусть ваш ребенок бегает вместе с вами. Покажите ребенку, что это — невероятно важно. Спортивные мероприятия регулярно планируйте в вашем доме, дети станут воспринимать их как часть повседневной жизни.
(СЛАЙД 20) Будьте умным покупателем
В торговом центре, пусть ваш ребенок знает, что необязательно тратиться на слишком дорогую вещь, которую можно заменить достойной более дешевой. Покажите ребенку, что бюджет является важным и что деньги должны быть потрачены с умом.
(СЛАЙД 21) Шутите
Хорошее чувство юмора — замечательное качество. Пусть ваш ребенок знает, что остроумные шутки, розыгрыши украшают нашу повседненвную жизнь.
(СЛАЙД 22) Относитесь уважительно к старшим
Ходите в гости к своим родителям, приглашайте их к себе, общайтесь с ними чаще, уважайте их. Дети должны это видеть и понимать, что уважение имеет решающее значение
(СЛАЙД 23) Хотелось бы закончить наше собрание словами А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно к этому идеалу мы должны стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Воспитание у подростков культуры общения"
Материалы о работе учителя на уроках литературы по привитию учащимся культуры общения в социуме, о методах и приемах вооружения учащихся правилами вести диалог в разных речевых ситуациях....
Реферат «Литературный театр в школе как средство воспитания этической и эстетической культуры личности. Основные тенденции развития театральной педагогики.»
Школьный театр как средство воспитания личности...
Доклад Эстетическое воспитание "трудных" подростков
Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии вос...
Воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников
В статье раскрываются основные вопросы музыкально-эстетического воспитания младших школьников...
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников
В данной разработке даны специальные задания и упражнения, которые включены в разные виды деятельности на уроке музыки...
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
Методическая разработка для воспитания музыкально-эстетической культуры малдших школьников...
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
Методическая разработка содержит задания и упражнения для развития музыкально-эстетической культуры младших школьников...