Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
методическая разработка по музыке
Методическая разработка содержит задания и упражнения для развития музыкально-эстетической культуры младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_i_uprazhneniya.docx | 20.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Гимназия №70»
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
Автор: Цимфер Е. В.,
учитель музыки
Новокузнецк, 2024
Спецификой данной методики является следующее условие: внедрение в процесс обучения специальных упражнений и заданий осуществляется без изменений основных методологических положений программы, принципов и методов обучения. Данные задания включались в такие виды деятельности на уроке как слушание музыки, вокально-хоровая работа, игра на детских музыкальных инструментах. Использовались приемы двигательного и пластического интонирования, инсценировки песен и оркестровки инструментальных произведений. Кроме фронтальной работы, в которой выполняемые задания были ориентированы на повышение общего уровня музыкально-эстетической культуры учащихся класса, широко применялись задания, требующие индивидуального выполнения. Такие задания, в основном, давались для выполнения дома.
На уроках использовались произведения русских композиторов XIX и XX веков. Так как слуховой опыт, накопленный ребятами за первый год музыкального обучения еще не велик, появляется необходимость в его обогащении, знакомстве с новыми для них композиторами. Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся русские композиторы: Чайковский, Мусоргский, Майкапар, Глинка, Прокофьев, Шостакович. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. На этом этапе развития их музыкальной культуры данные композиторы будут представлены произведениями, доступными детскому восприятию.
Нами были выбраны произведения русских композиторов, написанные специально для детей. Это фортепианные циклы: «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Бирюльки» С.М. Майкапара, «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича, «Детская музыка» С.С. Прокофьева. Кроме того, в заданиях и упражнениях были использованы пьесы из фортепианных циклов П.И. Чайковского «Времена года», «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Военный марш» Г.В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метели», «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Словесный метод предоставляет широкие возможности для проведения различных заданий. Весь используемый нами музыкальный материал относится к программной музыке и имеет яркое эмоционально-образное содержание. Беседа педагога перед прослушиванием может включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Педагог своими вопросами подводит ребят к осознанию тех настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Характеристики нежная, задумчивая, тревожная, взволнованная, весела, радостная являются словами-образами. Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.
Задание «Картинки с выставки».
Учащимся предлагается послушать две разнохарактерные пьесы из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского: «Баба яга» и «Гном». Задание – сделать «словесный портрет» героев этих музыкальных произведений.
Предварительно учитель рассказывает ребятам о ближайшем друге композитора, художнике В. Гартмане, который скоропостижно скончался, но оставил после себя богатое наследие. «Однажды Модест Петрович Мусоргский побывал на выставке рисунков художника Виктора Гартмана и загорелся желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке. Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил другу Гартману и дал ей название «Картинки с выставки». Мусоргский музыкальными красками нарисовал сюжеты и героев рисунков художника В. Гартмана».
Учитель показывает ребятам рисунок-эскиз бронзовых настольных часов Гартмана. Они изображают изящную аккуратную избушку на курьих ножках. Предлагает послушать пьесу М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) и рассказать, какой предстает перед ними хозяйка этого домика?
Далее учитель обращается к пьесе «Гном». Рисунок Гартмана до нас не дошел, известно лишь, что рисунок изображал елочную игрушку, на которой можно было увидеть сказочного персонажа в виде щипцов для колки орех. После прослушивания пьесы ребята делятся своими впечатлениями о музыкальном образе каждой пьесы. Наводящие вопросы учителя помогают разобрать средства выразительности, интонации каждого произведения.
Задание . «Детский альбом».
При знакомстве с пьесами «Детского альбома» П. Чайковского, во время слушания учитель ставит задачу придумать сюжетный ход, краткий рассказ о происходящем, который мог объединить два контрастных произведения. В качестве вариантов можно предложить связать «Болезнь куклы» и «Новую куклу», «Марш деревянных солдатиков» и «Игру в лошадки», «Зимнее утро» и «Маму».
Восприятие музыки, организованное таким образом, когда необходимо связать произведения по принципу сходства и контраста ведёт к углубленному переживанию музыкального впечатления, к большей погруженности детей в музыкальное искусство.
Использование наглядного метода дает возможность применять на уроках музыки самые разнообразные упражнения и задания, в зависимости от особенностей каждого класса. Нами были разработаны следующие.
Упражнение: «Времена года» в музыке и живописи.
Ребятам предлагается прослушать пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»: «Март. Песня жаворонка», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке». Пьесы могут исполнятся педагогом или звучать в записи. Учащиеся слушают музыкальный фрагмент и должны из всех предложенных репродукций выбрать наиболее соответствующую по настроению музыке картину. В качестве материала для задания используются специально подобранные репродукции с картин русских художников: И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова.
Задани. «Нарисуй персонажа».
На уроке учащиеся слушали музыкальные произведения – «Баба Яга» П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского. Задание на дом – нарисовать обеих героинь.
Задание. «Времена года» в музыке».
В конце каждой четверти ребятам предлагается нарисовать иллюстрацию к ранее пройденной пьесе или песне подходящую по теме. Темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Музыкальные произведения: из «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Бирюльки» Майкапара.
Практический метод – основной в работе с младшими школьниками. Для творческой активности детей необходима постоянная разнохарактерная их деятельность. Практический метод подразумевает двигательную, вокальную деятельности, игру на простейших музыкальных инструментах. Данный метод с применением проблемности открывает для педагога широкие возможности разработки и проведения заданий на развитие воображения, креативности детей, что способствует вовлеченности учащихся в музыкальную деятельность, формированию личностного отношения к происходящему.
Приведем некоторые задания и упражнения, которые могут быть использованы в рамках практического метода для развития музыкально-эстетической культуры учащихся.
Задание «Музыкальные инструменты»
Упражнение 1: Ребята знакомятся с инструментами шумового оркестра: ложки, трещотки, бубны, коробочки(тон-блок), маракасы, кастаньеты. Эти инструменты не имеют ярко выраженного звуковысотного положения. Учитель рассказывает о способах игры, использовании, заучивается название инструмента, демонстрируется его звучание, обсуждается тембр.
Далее учитель просит ребят закрыть глаза и на слух определить какой инструмент звучит и дать характеристику тембровой окраски.
Упражнение 2. Учитель предлагает ребятам «поговорить друг с другом» языком инструментов. Ребята должны сами придумать персонажей и выбрать инструмент.
Упражнение 3. Далее при знакомстве с инструментами выбирается произведение, для сопровождения которого будут использоваться шумовые инструменты. Ребятам предлагается придумать ритмический рисунок и выдержать его на протяжении всего произведения. При выполнении задания возможна помощь педагога, можно заменить инструмент. Возможно исполнение песни и ритмического сопровождения к ней группами.
Упражнение 4. Учитель предлагает разучить первый куплет песни « Во кузнице» и сделать к ней ритмическое сопровождение. Эта песня всем знакома, не очень сложная и в то же время ритмически не очень простая. Важно, чтобы каждая партия уловила свой ритмический рисунок и держала на протяжении всей песни.
Данные формы работы расширяют интонационно-тембровый слуховой багаж, предполагают развитие инструментально-тембрового слуха детей, активизацию творческих проявлений ребенка через «игру на музыкальных инструментах».
Задание «Играем в оркестр».
Все пьесы фортепианного цикла «Бирюльки» программные или жанрово определены, имеют яркую образную выразительность, небольшие по объему. Их названия подсказывают ребёнку содержание, помогая развернуться его творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ.
В этом задании учитель предлагает учащимся выбрать инструменты для сопровождения различных пьес С.М. Майкапара. Педагог играет на фортепиано пьесы из цикла «Бирюльки»: «В садике» C-dur, «Сиротка» a-moll, «Пастушок» G dur, «Осень» e-moll, «Маленький командир» G-dur, а ученики аккомпанируют на выбранном ими ударном инструменте (можно пьесы поставить в записи, чтобы педагог имел возможность помочь ребятам).
В данном задании используется метод создания «композиций», который способствует «включению» детей в практическую музыкальную деятельность. Такие композиции могут быть представлены в виде ансамблей и солистов.
Задание «Сочиняем песню».
Учитель предлагает детям досочинить вместе с ним 3 варианта одной мелодии: в жанре лирической песни, в жанре польки и в жанре марша. Учитель поет мелодию, дети ее повторяют и придумывают продолжение. Задача детей не только сочинить саму мелодию, но и выбрать слог, на который они будут ее исполнять в зависимости от жанра. Например, жанр лирической песни – слог «люли-люли», полька – слог «ля-ля», марш – слога «тра-та-та-та». Выбор слога каждым ребенком должен сопровождаться его объяснением.
Данное задание можно разделить на два этапа.
Упражнение 1: Учитель предлагает детям досочинить мелодию и сам исполняет начало и предлагает возможные варианты ее окончания. Ученики должны выбрать наиболее подходящий или предложить свой вариант. Необходимо, чтобы учащийся объяснил свой выбор (или свой вариант).
Упражнение 2: Детям предлагается досочинить песню (импровизация мелодии на текст). Учитель поет начало, ученик должен продолжить и закончить песню в заданном характере. Если ответ учащегося не удовлетворяет педагога, нужно предложить ребенку вариант, объяснить его импровизацию.
Все упражнения и задания, разработанные нами направлены на развитие воображения, образного мышления и творческого подхода к восприятию музыки, что способствует формированию музыкально-эстетической культуры ребят. Очень важно, чтобы при выполнении заданий учащиеся непременно объясняли свои действия, рассуждали о возможных вариантах выполнения одного и того же задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"
Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, само...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...
«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"
Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В статье рассматриваются вопросы целенаправленного формирование гармоничной личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, в целом, зависящ...
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников
В данной разработке даны специальные задания и упражнения, которые включены в разные виды деятельности на уроке музыки...
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
Методическая разработка для воспитания музыкально-эстетической культуры малдших школьников...