Современные подходы и технологии работы с родителями (законными представителями) обучающихся
статья (7 класс)
Важным звеном в выстраивании воспитательной работы является взаимодействие школы и семьи. Семья — это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_i_tehnologii_raboty_s_roditelyami_.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы и технологии работы с родителями
(законными представителями) обучающихся
Троян Л.И., учитель биологии и химии, классный руководитель 7А класса
МБОУ «Средняя школа № 23» города Смоленска
Важным звеном в выстраивании воспитательной работы является взаимодействие школы и семьи. Семья — это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
В этой связи содержание работы с семьями обучающихся разрабатывается с учетом следующих направлений:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы и др.);
- вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы школы и др.);
- участие родителей в управлении образовательной организацией (совет школы, родительские комитеты и т.п.).
Таким образом, формы и методы работы с семьей призваны обеспечить:
- повышение педагогической культуры родителей;
- усиление воспитательного потенциала семьи;
- укрепление статуса родителей как эффективных социальных партнеров школы.
В целях вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в образовательный процесс используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, среди которых:
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания Индивидуальные консультации Посещения на дому Дни творчества детей и родителей Открытые уроки и внеклассные мероприятия Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса | Родительские тренинги Родительские конференции Дискуссии Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги |
Кратко охарактеризуем каждую из этих форм.
1. Родительское собрание как основная форма координации усилий семьи и школы по созданию условий для воспитания всесторонне развитой личности проводится в разных форматах в зависимости от целевых установок и специфики работы (лекции, практикумы, ролевые игры и т.п.).
2. Индивидуальная консультация является эффективным инструментом оказания психолого-педагогической помощи семье по вопросам воспитания, профилактики асоциальных явлений, снятия психологических барьеров и т.п. с привлечением соответствующих специалистов.
3. Посещение семьи проводится в рамках индивидуальной работы с родителями (законными представителями) обучающихся, что предполагает знакомство с условиями проживания и воспитания ребенка в семье.
4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия являются продуктивными формами демонстрации образовательной политики школы и личностных достижений обучающихся в разных видах деятельности.
5. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение и углубление знаний родителей о воспитании детей, в рамках проведения которых обсуждаются актуальные проблемы общества, активными членами которого скоро станут дети.
6. Практикум – это форма, способствующая совершенствованию у родителей (законных представителей) обучающихся практических умений и навыков по разрешению реальных воспитательных ситуаций, тренировке педагогического мышления и развитию коммуникативных компетенций.
7. Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и участвовать в обсуждении актуальных педагогических проблем. Данная форма организуется следующим образом: на первом собрании родители определяют актуальные вопросы в сфере воспитания детей. С помощью школьного библиотекаря и иных специалистов подбирается соответствующая литература, изучив которую, родители находят ответы на поставленные вопросы. При этом важна собственная интерпретация вопроса, а также расстановка акцентов в понимании проблемы до и после проведения родительских чтений.
8. Родительские вечера — это форма работы для сплочения родительского коллектива, которая проводится как праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства, праздник ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
9. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нем принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
10. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные позиции по данному вопросу. Остальная часть аудитории в дискуссию не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами выступают учащиеся класса, которые определяют, какая семья дала, на их взгляд, наиболее правильный ответ.
Таким образом, и традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современное общество.
В заключении хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова: «Каждому ребенку — свою долю аплодисментов!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обра...
План работы с родителями (законными представителями) в средней группе «Затейники» на 2017-2018 учебный год.
Содержание работы с родителями ( законными представителями) в средней группе....
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....
Информационно - просветительская, профилактическая, консультационная работа среди родителей (законных представителей)
Материал консультативной работы с родителями...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...
«Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»
Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – об...
Современные подходы к организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися на уроках английского языка
Работа с одаренными детьми – это важное направление в современной школе, которое позволяет развивать их таланты и способности, а также повышать общий уровень образования....