Конспект занятия с родителями «Агрессия и гнев в детско – родительских отношениях».
методическая разработка

Цель: Коррекция детско – родительских отношений.

Задачи:

  • Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • Выработка навыков конструктивного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • Обучение способам саморегуляции и расслабления;
  • Обучение социально приемлемым способам выражения гнева;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповое занятие для родителей

«Агрессия и гнев в детско – родительских отношениях».

(подготовила педагог – психолог СПБ ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района» Шабайкина Анна Сергеевна).

Цель: Коррекция детско – родительских отношений.

Задачи:

  • Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • Выработка навыков конструктивного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • Обучение способам саморегуляции и расслабления;
  • Обучение социально приемлемым способам выражения гнева;

Ход занятия.

  1. Разминка. Приветствие.

Сообщение ведущего: Здравствуйте, уважаемые родители! Приятно видеть вас на нашей встрече. Нас зовут……., мы педагоги – психологи стационарного отделения. Мы пригласили вас на нашу встречу, чтобы обсудить тему «Агрессия и гнев в детско – родительских отношениях».

 Давайте сейчас друг с другом познакомимся, по кругу представьтесь, пожалуйста, и ответьте на несколько вопросов:

- Что вас к нам привело?

- Интересна  ли вам заявленная тема?

- Каковы ваши ожидания? Что вы ждете от предстоящих занятий?

  1. Основная часть.

Сообщение ведущего: Что такое агрессия и гнев? Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей). Гнев – это эмоция агрессивного характера, направленная в отношении одушевленного или неодушевленного предмета с целью его разрушения, подавления или подчинения.

Упражнение «Я злюсь и раздражаюсь, когда…»

 Человек – существо живое и ему свойственно испытывать полный перечень эмоций от восхищения до гнева. Мы с вами, как и все живые люди, тоже имеем на это право, но  все мы по-разному выражаем свое негодование и ситуации, которые вызывают у нас столь сильные эмоции тоже разные.  Предлагаю вам поделиться способом выражения гнева и агрессии, а также теми ситуациями, которые вас с этому приводят. (родители по желанию отвечают).

Сообщение ведущего: На сегодняшней нашей встрече мы будем говорить об агрессии и гневе в рамках детско – родительских отношений.  Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Вопросы воспитания, общения, обучения достаточно остро стоят перед родителями. Все мы привыкли думать, что нам необходимо с любовью и уважением относиться к своим детям. Если мы не ощущаем теплоты в отношении своего ребенка, не чувствуем глубокой любви, – сразу воспринимаем себя «не такими» родителями, неправильными, возможно, эгоистичными, начинаем испытывать чувство вины или стыда перед собой, ребенком и обществом.

А человеку важно разрешить себе проживать свою жизнь и свои социальные роли, будучи как родителем, так и ребенком. Многим взрослым, которые стали родителями, бывает непросто понять, где заканчивается тонкая грань между воспитанием, субординацией в отношениях с ребенком и свободой своего ребенка. Этому предшествуют сформированные жизненные сценарии «трех поколений», где родитель проявляют к своему ребенку то отношение, которое проявляли к ним в детстве их родители. Соответственно, их родители относились к своим детям точно так же, как относились в детские годы к ним.

Быть матерью или отцом – это большая ответственность, к этому нужно подходить максимально осознанно! То влияние, которое вы окажете на своего ребенка, это, в конечном итоге, – конструирование общества будущего. Поэтому формирование личности ребенка – задача не просто щепетильная, а важная не только на уровне микросоциума, а и общества в целом.

Ребенок в семье может играть много ролей: быть «единственной подругой», «самым главным мужчиной в жизни мамы»; на него могут проецироваться разнообразные чувства раздражения к себе или партнеру, другим членам семьи, мести за обиды и боль.

И говоря об особенностях агрессии в детском возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей. 

В большинстве случаев родители считают, что действуют во благо, что без строгости и дисциплины не вырастить хорошего человека, но на самом деле ситуация может развернуться совсем в другую сторону. Если родитель превращается в мучителя, он просто калечит жизнь ребенка. 

Проявление агрессивного поведения к ребенку не обязательно влечет за собой применение физической силы, это может быть психологическим насилием: пренебрежение, моральное давление, отсутствие поддержки, то есть, когда родителя нет в жизни ребенка, родитель занят решением своих собственных проблем, занят устройством своей личной жизни. 

Родительская агрессия — это бомба замедленного действия. Рано или поздно она обязательно взорвется и больно будет самим папам и мамам. Проблемы с коммуникацией, заниженная самооценка, затаенный гнев, желание манипулировать, угнетать других и, в конце концов, серьезные болезни — вот те «подарки», которые получают дети от агрессивных взрослых.

Еще важно заметить, что материнская агрессия намного страшнее, чем агрессия отцовская. Объясню почему. Мужчина физиологически обусловлен быть более агрессивным. Вспомните, чаще всего папины игры более резкие, соревновательные: он подбрасывает ребенка, играет в догонялки, выпрыгивает из-за угла. Мама же с малышом рисует, что-то мастерит, рассказывает сказки. Это более мягкая энергия. Так решила природа. Конечно, бывают разные папы и мамы, но сейчас я говорю все-таки о самых распространенных случаях.

Мужская агрессия быстрая, целенаправленная, понятная, по делу. Она более адекватно воспринимается ребенком (не берем в расчет излишнюю жестокость). Женская агрессия имеет накопительный характер, точит постоянно, цепляет за самое больное, она предательская. 

А насколько агрессивны вы? Предлагаю пройти анонимно небольшой тест, в ходе которого вы сможете узнать, насколько часто вы склонны проявлять агрессивное поведение по отношению к окружающим. (Источник: Ходосова А.П., Егорова Н.А., Гришина Д.В. Переходный возраст. – М.: Мой Мир, 2007. 173 стр.  см. Приложение 1)

Каковы истоки родительской агрессии? Все дело в том, что наша страна постоянно подвергалась нападениям, семьям приходилось защищаться. Постепенно основной родительской функцией стало обеспечение безопасности детей. Самое главное — чтобы они выжили, все остальное на втором плане.

Времена почти всегда нам доставались тяжелые. Проявлять тепло было некогда. Малыши бегали на улице, падали, били коленки, плакали, но вставали и бежали дальше. В советское время из ребят и вовсе целенаправленно готовили сильную смену: «Дальше! Выше! Быстрее!» Из этих детей выросли твердые личности, которым до сих пор нипочем жизненные трудности. Но никто так и не научил их любви и проявлению своих чувств.

Передавая из поколения в поколение стальной образ поведения: «Не хнычь! Пока не сделаешь уроки, не встанешь! Не бегай! Говори тише!», — мы потеряли что-то очень важное. Только сегодня ситуация потихоньку выравнивается. Люди вспоминают о необходимости поддержки, объятий, поцелуев, разговоров с младшенькими по душам и так далее. Ну, и мы потренируемся.

Упражнение  «Солнце любви».

Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Ведущий: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Предлагаю вам взять это «солнышко» домой. Пусть его теплые лучики согревают атмосферу вашего дома теплом и счастьем».

Упражнение «Пословицы».

Объединение в 2 группы (родители рассчитываются на группы «мак» и «ромашка»). Каждая группа получает по 2 пословицы. Через 3 минуты обсуждений, каждая группа выдвигает парламентария, поясняя, что имели в виду наши предки в пословицах:

1.Без корня и трава не растет.

Не мы на детей походим, а они на нас.

2.Посеянное вовремя, жемчугом взойдет.

Из молодого, как из воска, что хочешь, то и вылепишь.

Упражнение «Письмо о счастье»

Для выполнения этого упражнения проводится предварительная работа с детьми. Им дается задание «Представьте себя в роли родителей и напишите письмо своим детям  о том, что нужно для счастья вам – родителям?».

Сообщение ведущего:  Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы постараемся ответить. Предлагаем вам выполнить следующее задание: «Представьте себя детьми и попробуйте написать письмо родителям  о том, что нужно для счастья вам – детям».
После написания, зачитываются об письма, и родителей, и детей. Проводится групповое обсуждение.

Резюме:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

  1. Завершение.

Конечно, воспитание ребенка – это дело непростое, вызывающее у родителей порой бурю полярных эмоций и чувств и если эти чувства отрицательные, то с ними нужно справляться и их нужно выражать, но приемлемым способом, чтобы впоследствии не навредить ни себе, ни ребенку, ни вашим отношениям. Поэтому хотела дать несколько простых советов всем родителям:

  • Не забывайте, что ребенок — это не вещь, которая должна хорошо себя вести, приносить высокие отметки и филигранно играть на пианино перед вашими гостями. Не забирайте у него детство. А детство — это побегать по грязи, измерить лужи, попробовать украсить любимую мамину вазу и… нечаянно разбить ее!
  • Обнимайте своих детей, гладьте их по голове, валяйтесь вместе перед сном, обсуждая прошедший день. Тактильные ощущения — это очень важно.
  • Не забывайте хвалить. К сожалению, родители часто слишком бурно реагируют на проступки дочерей и сыновей и слишком мало внимания уделяют их успехам.

Если вас захлестнул гнев:

  1. Посмотрите вверх! Самый быстрый способ изменить негативные чувства и побороть гнев – мгновенно изменить наше физическое положение. Самый простой способ для этого – изменить положение глаз. Когда мы пребываем в негативном состоянии, мы, вероятнее всего, смотрим вниз. Если мы резко посмотрим вверх (относительно нашей зрительной плоскости), то прервем негативную модель погружения в зыбучие пески негативных эмоций.

Любое внезапное изменение физического положения поможет в этом:

  • Встаньте и потянитесь,  при этом испустите различимый вздох.
  • Измените выражение лица, поработайте с мимикой.
  • Подойдите к окну, освещенному солнцем.
  • Сделайте 10 прыжков на месте с переменой положения рук и ног
  • Станцуйте смешной танец, ради шутки над самим собой.
  • Массируйте шею сзади одной рукой и одновременно пойте песенку «С Днем Рождения».

Попробуйте проделать это в следующий раз, когда почувствуете себя  в негативном расположении духа, или вам в голову придет неприятная мысль.

  1. Говорите ребенку прямо о своих чувствах, желаниях потребностях, проговаривайте, что вам не нравится в его поведении. При этом оценивайте именно поведение, а не личные качества ребенка. (Например: вместо  «Что ж ты за неряха такой!!!! Ты же знаешь, что меня бесит беспорядок в твоей комнате!!!» лучше сказать «Мне было бы гораздо приятней увидеть, что все вещи в твой комнате аккуратно сложены по своим местам».

  1. Позаботьтесь  о себе. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
  • примите теплую ванну или душ; 
  • сделайте массаж;
  • выпейте чай, кофе;
  • позвоните друзьям;
  • потанцуйте под громкую музыку;
  • расслабьтесь на диване;
  • спойте что-нибудь;
  • съешьте шоколадку

  1. Сходите на улицу, подышите свежим воздухом,
  2. Медленно сосчитайте до 10-ти и обратно.

И помните вечный закон, который повторяют все психологи мира: первый и главный шаг — признание проблемы. Все можно исправить. Просто надо начать. Поверьте, гармония в семье, улыбка, смех и здоровье ваших детей стоят того, чтобы немного поработать над собой.

Всем спасибо! Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Конспект тренинга детско-родительских отношений в старшей группе

Задачи:Снятие эмоционального и мышечного напряжения;Снижение  импульсивности; тревоги, агрессии;Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей;Воспитание межличностного довер...

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Детско-родительские отношения с точки зрения подростков на примере фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие на основе фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».Занятие разработано для ...

План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений.

План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений. Совместная работа родителя и ребенка в предлагаемых тренером условиях, где отрабатываются навыки эффективно...

Буклет для родителей по гармонизации детско-родительских отношений (по программе тренинговых занятий для родителей (Коновалова О.И.))

Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений....