Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
статья

Мамкина Татьяна Анатольевна

В современном мире значимым становится вопрос становления и развития человека культуры нового поколения. В качестве глобальной цели воспитания выступает свободная личность, умеющая как принимать ответственные решения, так и способная мыслить творчески, ориентирующаяся в мире духовных ценностей, способная к сопереживанию и помощи окружающим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Е. А. Лупандина, Т.А. Мамкина

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Оренбург, Россия

В современном мире значимым становится вопрос становления и развития человека культуры нового поколения. В качестве глобальной цели воспитания выступает свободная личность, умеющая как принимать ответственные решения, так и способная мыслить творчески, ориентирующаяся в мире духовных ценностей, способная к сопереживанию и помощи окружающим. 

Вопрос изучения роли эмоций в формировании личности человека и его эмоционального развития освещен в отечественной и зарубежной науке философами, психологами, психиатрами, физиологами различных исторических эпох (Аристотель, Демокрит, Платон, Ч.Дарвин. Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.).

Проблема эмоционального развития учащихся в настоящее время связана с обновлением содержания образования. Приоритетной в решении этого вопроса является задача приобщения детей с первых лет их жизни к миру музыкальной и художественной культуры.

Наиболее актуальна данная проблема в работе с учащимися младшего школьного возраста, которые в силу возрастных психофизиологических особенностей, оказываются наиболее чувствительными для развития основ нравственно-эстетического отношения к жизни. 
Детей необходимо вовлекать в мир искусства, предлагая им разнообразные художественные впечатления, согласовывая художественное мировосприятие, эмоциональную отзывчивость на прекрасное. 

Из большинства видов искусства музыка обладает колоссальной  силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроения на протяжении всего жизненного пути. Музыка способна как вдохновить и дать заряд энергии, так и привести человека в состояние депрессии или тихой грусти. 

Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства.
«Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М.Теплов
[9]. Содержанием музыки в первую очередь являются чувства, эмоции, настроения. Уже в раннем возрасте проявляется воздействие музыки на ребенка, которое в дальнейшем занимает весомое место в его культурной жизни. Для развития восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику на произведение искусства можно использовать   направленность музыкальных занятий. 

Как любой вид искусства, музыка «разговаривает» своим «языком». Мажорная музыка –задорная, веселая, танцевальная приподнимет настроение и придаст сил, минорная передает более спокойные, грустные или печальные тона, помогает снять усталость, напряжение, взволнованность. Д.Б. Кабалевский утверждал, что музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней [8].  
Осознание, обдумывание своих переживаний, эмоций, состояний и отношений в процессе интонационно-образного восприятия (исполнения и сочинения) музыки- это эмоционально-музыкальная отзывчивость. 
          Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность погружаться в ее настроение, способность «вчувствования», «вживания» в музыкальные образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия музыки []. 

 В.П.Анисимов рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку как способность личности к смысловой рефлексии, конгруэнтному переживанию                содержания [1]. 

Каким образом повысить эмоциональную отзывчивость ребенка, научит его любить и понимать музыку? 

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с живописью, литературой, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Прежде всего, через эмоции, переживание, чувственный образ младшим школьником постигается зык разных видов искусств (музыки, пантомимы, ритмопластики, художественного слова). 
         Проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыку у учащихся младшего школьного возраста в музыкально-педагогической литературе уделяется большое внимание.

На протяжении всего детства ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство, весьма эмоциональное по своему содержанию. Роль музыки в эстетическом, интеллектуально- нравственном развитии младших школьников, взаимосвязь личностных изменений и музыкально-эмоционального развития, исследована в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина [2], Л.С. Выготский[3], Б.М. Теплов[9] и др.).

 Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку акцентируется в работах Н.А. Ветлугиной[2], Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой[7], В.А. Сухомлинского и др.

Психолого-педагогические исследования Б.М. Теплова, Л.С. Выготского и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях. Начиная с дошкольного возраста, особое внимание уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, развитию речи, на музыкальных и хореографических занятиях. Такие занятия дают возможность реализовать творческий потенциал детей, вызывают эмоциональный отклик при восприятии мелодии, поэтического слова, изобразительных и художественных образов.

По мнению О.П. Радыновой, развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка: «Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания» [7].

Тенденция использовать в процессе развития эмоциональной отзывчивости младших школьников музыкально-изобразительную деятельность и музыкально-дидактические игры обусловлена в первую очередь поисками новых методов обучения, максимально способствующих раскрепощению эмоций ребенка. 
Детям школьного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности (Л.С. Выготский
[3], Б.М. Теплов[9], Н.В.Ветлугина [2] и др.). Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их воображение, фантазию, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая картины, рассказывая, отвечая на вопросы педагога, высказывая свое отношение к изображенному, ребята учатся не только понимать и  чувствовать мир искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами: сравнениями, эпитетами, метафорами и т.д. 
На основе исследований, Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой
[10] разработана методика, содействующая развитию умения воспринимать произведения изобразительного искусства, формированию представлений о выразительных средствах живописи и художественном образе. 

Работа по методике строится в определенной последовательности: сначала учащихся учат рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное, видеть выразительные средства создания образа, строить предложения описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказывать оценочные суждения; на втором этапе дети учатся составлять связные рассказы по картинам, при этом педагог использует такие методические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образных средств языка, задание придумать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить, какие события могут последовать за событиями, изображенными на картине. 
На занятиях нужно использовать музыкальные фрагменты музыкальных и литературных произведений, по содержанию и настроению соответствующие содержанию картины художника. 

Правильно организованная музыкальная деятельность содержит в себе большой потенциал для повышения уровня развития личности школьника. Музыкальная деятельность напрямую влияет на развитие таких качеств личности как, воображение и фантазия, музыкальная память и ассоциации, интуиция и осознание музыки, музыкально-слуховая наблюдательность и продолжительность внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и целый спектр чувственного видения мира. 

Игра на детских музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащает художественный опыт школьника, развивает интерес к исполнительской деятельности, формирует эмоциональной отношение ребят к музицированию через представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, раскрытию эмоциональной сущности ритма, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.

Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса. Наиболее целесообразная форма постановки творческих заданий перед первоклассниками связана с игровой ситуацией, так как творческие возможности детей гораздо полнее раскрываются в непринужденной обстановке. При исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя. 
Представления учащихся об эмоциональной сущности ритма усиливаются своеобразием звучания инструментов (их окраской), для которых написана та или иная партия. 

Таким образом, эмоциональная отзывчивость развивается в процессе различной музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. 

Приобщение детей к музыкальному искусству должно осуществляться через воспитание способности эмоционально откликаться на музыку. Средствами развития эмоциональной отзывчивости учащихся младшего школьного возраста на музыку могут быть музыкально-слушательская и музыкально-изобразительная деятельность детей на музыкальных занятиях, музыкально-дидактические игры и   элементы импровизации. Посредством произведения живописи и беседы можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка его различными эмоциями и чувствами. 
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников происходит в ходе формирования ее в различных видах музыкальной деятельности учащихся: в процессе активного слушания, восприятия и доступного детям исполнения музыки, к которой относятся также разные формы движения под музыку. 

Слушая музыку, можно услышать не только то, что в ней самой содержится, но и то, что в ней заложено как композитором, так и исполнителем, а также то, что создаёт наше собственное творческое воображение. Прослушиваемое произведение способно породить в нас сложный симбиоз объективных и субъективных восприятий музыки, соединяющий творчество композитора, исполнителя и слушателя. Тем не менее, это вовсе не означает, что каждый слышит в музыке только желаемое, все субъективное личное всегда вписывается в рамки, предопределённые композитором. Огромная сила музыки заключается в ее способности увлечь, охватить общим чувством огромное количество людей, оставляя при этом каждому свободу своего личного, субъективного восприятия. Множество людей может исполнять одну и ту же песню, переживая и выражая её основные, общие для всех чувства и мысли, и в это же время «проживая» в ней свою жизнь. Здесь с музыкой не сравниться ни одно другое искусство. Эмоциональная отзывчивость проявляется и может быть выявлена в различных видах музыкальной деятельности учащихся в восприятии, исполнении, собственно музыкально-творческой деятельности. 
Проявления эмоциональной отзывчивости можно выявить и оценить: по эмоциональным реакциям в процессе музыкальных занятий, 
по вербальному и невербальному выражению отношения к прослушанной музыке, продуктам творческой деятельности учащихся. 

На основе анализа можно выделить следующие условия формирования эмоциональной отзывчивости у младших школьников: создание доброжелательной, благоприятной и эмоционально комфортной атмосферы на занятиях для появления эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку; использование методов и приёмов, способствующих формированию эмоциональной отзывчивости, к числу которых относят методы эмоционального воздействия и взаимодействия, побуждения к сопереживанию, педагогической драматургии; создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости. 

Таким образом, развитию эмоциональной отзывчивости способствуют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию младших школьников. Музыкальная деятельность с элементами игры является одним из средств формирования эмоциональной отзывчивости учащихся. Посредством музыки воспитывается у младшего школьника способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт творческой, созидательной жизнедеятельности. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.: Владос, 2004.-            130 с.
  2. Ветлугина В.Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Издательство академии педагогических наук 2000. 
    3. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: «Искусство», 1986. 
    4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 
    5.  Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 2006. 
    6. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 
    7. Кабалевский Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании. М.: Книга, 2004.-192 с.

8. Куприна Н.Г. Методические материалы к курсу «Теория и методика музыкального развития дошкольников»: Учебно-методическое пособие/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 92 с.

9. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1983. 

10. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2006. 
11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Доклад на тему "Формирование творческой индивидуальности у младших школьников посещающих ГПД"

Доклад на городское методическое объединение воспитателей ГПД...

Статья на тему: Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.

Формирование развития творческого воображения, игровой деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкально-художественного восприятия, абстрактного мышления – актуальнейшая  задача сегодня...

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе...

Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»

Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»...