Урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса.
статья по теме
В нашей школе для предотвращения и урегулирования конфликтов между учениками проводятся занятия (тренинги), которые проводит психолог. Во время прохождения тренинга дети учатся не только конструктивно действовать в конфликтных ситуациях во время учебного процесса, но и применяют полученные знания в общении с родителями. Обучение проходит в игровой форме, теория преподносится в доступном виде. Пример одного из таких занятий:
Групповое занятие для 4-го класса.
Коррекция конфликтных ситуаций.
Задачи:
- научить учеников приемам совместного решения поставленной цели;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- развивать у учеников эмпатию, осознание собственных чувств и чувств других людей, которые могут возникнуть в конфликтных или проблемных ситуациях;
- научить учеников замечать и радоваться мелочам, которые обычно воспринимаются само собой разумеющимися и не замечающих в повседневной жизни;
- научить учеников проявлять настойчивость и терпение в достижении цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция конфликтных ситуаций. | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа №298 Фрунзенского района, город Санкт-Петербург
Автор: Елагина Наталья Валентино
В нашей школе для предотвращения и урегулирования конфликтов между учениками проводятся занятия (тренинги), которые проводит психолог. Во время прохождения тренинга дети учатся не только конструктивно действовать в конфликтных ситуациях во время учебного процесса, но и применяют полученные знания в общении с родителями. Обучение проходит в игровой форме, теория преподносится в доступном виде. Пример одного из таких занятий:
Групповое занятие для 4-го класса.
Коррекция конфликтных ситуаций.
Задачи:
- научить учеников приемам совместного решения поставленной цели;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- развивать у учеников эмпатию, осознание собственных чувств и чувств других людей, которые могут возникнуть в конфликтных или проблемных ситуациях;
- научить учеников замечать и радоваться мелочам, которые обычно воспринимаются само собой разумеющимися и не замечающих в повседневной жизни;
- научить учеников проявлять настойчивость и терпение в достижении цели.
1. Приветствие «Привет Андрей».
Дети берутся за руки, каждый участник по очереди громко называет своё имя, например, Андрей, а остальные кричат «Привет Андрей!».
2.Упражнение «Новое и хорошее»
Цель: актуализация позитивного опыта участников.
Дети, что хорошее и новое произошло у вас за прошедшие дни?
Что смешного, красивого вы видели?
3. Упражнение «Достань монету»
Цель: включение в работу, сплочение групп,.
Материалы: газеты, по одной монете на каждого участника.
Инструкция: Детям выдаются по одной монетке, затем участники делятся на две группы по три человека и встают всей группой на одну из газет, кладут на свободные края свои монеты. Каждый из ребят должен поднять одну монету. При выполнении упражнения запрещается наступать на пол или за что-нибудь держаться. Дети могут поддерживать друг друга, а также им разрешается разговаривать между собой. Команды приступают к выполнению задания по очереди. Остальные готовятся и наблюдают. Запрещается громко разговаривать, критиковать или давать советы. В конце упражнения все аплодируют.
Обсуждение:
1.Какой из команд удалось полностью выполнить задание?
2. От чего зависел успех?
3.А что было самым трудным?
Вывод: командная работа требует от каждого участника взаимовыручки и взаимоподдержки.
4. Обсуждение понятия «конфликт».
Цель: понимание учениками личностного смысла понятия «конфликт».
1.Дети, я бы хотела у вас узнать, как вы понимаете слово «конфликт» или какие ассоциации вызывает у вас это слово? …
Понятие конфликт — это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.
В нашей жизни конфликты являются естественной ее частью. Происходит так по тому, что все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки и мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих нас людей могут не совпадать. Иногда это и становится причиной возникновения самых различных конфликтов.
2. Дети,а как вы думаете, из-за чего возникают конфликтные ситуации?
- не хотят уступить друг другу;
- не умеют слушать других;
- не понимают друг друга;
- не умеют владеть своими эмоциями;
- не принимают чужого мнения;
- хотят во всём доминировать;
- хотят нарочно обидеть друг друга.
Вывод: ребята, при общении с другими людьми самое важное — это владеть собой, уметь слышать других, принимать чужое мнение. Также очень важно сформировать в своем поведении привычку терпимо и даже с любопытством и интересом относиться к мнению других людей. При выполнении таких правил многих проблем можно избежать.
5. Упражнение «На бревне»
Цель: развитие продуктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в одну веселую интересную игру, которая называется «На бревне». Нужно разбиться на 2 команды и встать напротив друг друга.
Инструкция: Представьте себе, что вы находитесь на бревне, лежачем через реку. Ваша задача — как можно быстрее пройти на другую сторону реки. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в реку. При проходе по «бревну» постарайтесь прочувствовать ваши чувства.
Обсуждение:
1. Как вы себя чувствовали при выполнении упражнения?
2. Как на ваш взгляд выглядят со стороны два упрямых человека?
3. К чему может привести взаимное упрямство?
4. Как можно избежать такого поведения?
5. А в своей жизни вы предпочитаете идти напролом или уступить?
6. Упражнение «Дай мне книгу!» Ролевое проигрывание ситуации.
Цель: найти конструктивные приёмы эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.
Инструкция. Ребята, я сейчас зачитаю ситуацию, а вы попробуйте представить себя в этой ситуации, и подумайте, как бы поступили вы.
«Вы заходите в класс и видите на столе интересную книгу в красивой обложке. Вам очень хочется взять её и полистать, посмотреть на картинки. Вы подходите к столу, но в этот момент ваш товарищ берёт книгу. А вам так хочется посмотреть книгу. Как в этой ситуации вы поступите ?»
Обсуждение по очереди: Как бы вы поступили в данной ситуации?
А сейчас разделитесь по парам. Я прочитаю самые распространенные варианты получения книги, а вы в своей паре проиграете одну из ситуаций.
- Желание овладеть книгой обманом или хитростью;
- Желание отобрать книгу силой, вплоть до драки;
- Покупка или обмен книги на другую вещь;
- Просьба («Дай, пожалуйста» или «Давай вместе почитаем»).
Обсуждение: Ребята, как вы считаете, какая пара продемонстрировала самую конструктивную форму достижения результата (получение книги)?
7. Приёмы — техники выхода из проблемных ситуаций. Беседа.
Цель: научить детей техникам выхода из конфликтных ситуациях.
Ребята, какие внутренние ощущения у вас возникают в конфликтных ситуациях, что вы испытываете в такие моменты?
Для того, чтоб не наделать глупостей в состоянии горячности, сдержаться или быстро успокоиться, существуют специальные приёмы — техники, которые помогают не довести ситуацию до конфликта.
- Самый простой способ — это прежде чем начать действовать — посчитать до десяти;
- Можно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди: такая поза человека выдержанного, сильного духом;
- Можно очень сильно, до боли сжать кулачки, а затем медленно их разжать. Давайте попробуем. Какие ощущения вы испытали?
- Способов может быть очень много. Главное, найти именно свои, те, которые помогут конкретно тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Муниципального казенного общеобразовательного уч
Положение разработано в соответствии с новым Законом об образовании. Включает 5 разделов: общие положения; порядок создания Комиссии; организация работы Комиссии; права, обязанности и ответственность ...
Статья "Эмоциональный интеллект как один из механизмов эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса"
Статья освещает понятие эмоционального интеллекта и его значимость в сфере коммуникаций. На личном опыте описано исследование уровня развития эмоционального интеллекта участников образовательного учре...
Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.
Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.Из опыта работы учителя информатики в рамках дополнительного образования дете...
Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»
laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...
Выписка из приказа о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Приказ о составе школьной службе примирения (медиации)...
Выступление по теме "Эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса"
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности образовательного учрежден...
ПОРЯДОК создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
ПОРЯДОК создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения...