Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.
статья по информатике и икт на тему

Использование облачных технологий в организации эффективной  коммуникации между участниками образовательного процесса.

Из опыта работы учителя информатики в рамках дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование облачных технологий в организации эффективной  коммуникации между участниками образовательного процесса.

Из опыта работы учителя информатики в рамках дополнительного образования детей.

Ребрикова Елена Викторовна

Пучкова Екатерина Юрьевна

Облачные технологии, что это такое?

Это различные онлайн-сервисы, при использовании которых не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы, а пользоваться ими через Интернет в режиме online.

Облачные технологии стали возможны благодаря бурному развитию аппаратного обеспечения: мощность процессоров растут день ото дня, развивается многоядерная архитектура и объемы жестких дисков. Да и интернет-каналы стали намного шире и быстрее. Таким образом, облако — это не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок.

Если вы скажете, что ни когда не пользовались облачными технологиями, то это будет неправдой. Даже такое простое действие, как запрос страницы сайта, представляет собой пример облачного вычисления. И просмотр видео в онлайн режиме, и прослушивание музыки, посещение веб-конференций, беседы в социальных сетях, чаты и … , все это пример облачных технологий. Вам надоело постоянно носить с собой флеш-карту? А если забыли её дома, что делать? На помощь приходят облачные технологии, ведь с их помощью теперь не обязательно повсюду таскать с собой флешку или кабель для подключения к смартфону. Сейчас свои файлы можно хранить удалённо в облачных хранилищах. В наше время стало довольно много разработчиков облачных сервисов и каждый из них составит конкуренцию друг другу. А нам уже остаётся выбирать тот который понравится и будет доступнее других.

Облачные технологии — это новая парадигма, предполагающая распределенную и удаленную обработку и хранение данных.

Суть облачных технологий состоит в следующем:

  • Вы можете не иметь никаких программ на своём компьютере, а иметь только выход в Интернет. Платно или бесплатно, это зависит от того, что вам нужно.
  • Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования.
  •  Удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.
  • В облачных технологиях могут работать с одной и той же информации одновременно с различных устройств различные пользователи.

Информационные технологии в образовательной деятельности… На мой взгляд, мы подошли к тому, что уже необходима «образовательная деятельность в информационных технологиях». Интернет-технологии стремительно «переселяют» детей из реальной жизни в виртуальную. Родители и учителя бьют тревогу. Дети перестали читать! Детей затягивают онлайн-игры! Портится зрение! Искривляется позвоночник! Дети забыли, что такое живое общение! И наконец, «обожемой» чего они нахватаются в этом Интернете! Все родительские санкции сводятся к отлучению от заветного монитора.

Посмотрим на ситуацию с другой стороны.

Дети не читают? Каким образом они получают информацию из интернета? Читают! Смотрят и читают!

Игры? А если это онлайн-игра на иностранном языке, и для успешного её прохождения необходимо общаться с участниками? И как правило, языком общения является английский. Пожалуйста, языковая практика!

Зрение? Это задача родителей – обеспечить ребёнку удобное рабочее место с хорошим освещением. Регламентировать время, проводимое за компьютером.

Живое общение? Так в интернете он и получает общение, которого так не хватает в повседневной жизни. Помимо учёбы у большинства школьников дополнительные занятия: спортивные секции, кружки. У современных детей просто не совпадает расписание! Общение с родителями, в лучшем случае, в выходные. Будни окрашены заботами, проверкой уроков, замечаниями о «неубранных вещах» и «незаправленной кровати».

Доступность любой информации? Ненормативная лексика? Так это не только в Интернете. Ещё недавно родители боялись «плохих компаний», которые «ничему хорошему не научат», теперь на их место пришёл интернет?

Но личность все же должна развиваться гармонично, и в наш век информационных технологий быть уверенным, что онлайновое общение развращает и что ничего положительного из любви к Сети ребенок не вынесет, неправильно.

Если ребенок нормально общается со сверстниками в школе, интересуется чем-либо еще, помимо учебы, то почему бы ему не распространить это общение и интересы еще и на онлайн? Сотни интересных знакомств, террабайты полезной информации, новые направления для развития. Да море всего интересного! Стоит ли преграждать ребенку путь к этому?

Просто нужно готовить ребенка к общению в Сети также, как вы готовите его к общению в школе. И здесь, и там есть свои отрицательные стороны, есть что-то, чего следует избегать, и есть то, без чего в современном мире уже не обойтись.

Приоритетными результатами освоения основной программы в ФГОС являются активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с технологиями учебного предмета. Следовательно, результатом обучения являются такие метапредметные умения и компетентности как функциональное чтение, способность работать с информацией (поиск, оценка, интерпретация, адекватное представление в разных формах); организационные умения и самостоятельность.

Таким образом, учителю необходимо организовать образовательное пространство, чтобы оно было привычным, комфортным, мобильным, познавательным. Чтобы давало ребёнку почувствовать себя не учеником, а соавтором.

Само собой, что здесь прекрасно вписываются облачные технологии, от простых online инструментов, где дети могут совместно рисовать и делать записи, до сложных технологий совместной работы над проектами. Учитель и ученики здесь активные участники.

Нашёлся такой ресурс, в котором работа начинается в прямом смысле с чистого листа – realtimeboard.com. Разработчики позиционируют ее как «бесконечная белая доска». Каждому участнику образовательного процесса предоставляется возможность администрирования. В облачных технологиях «администратор» и есть соавтор. Он имеет неограниченный доступ к ресурсу.

Учитель здесь просто задаёт направление общению детей (ведущей деятельности подростков).

Первоначально доска создавалась в качестве эксперимента: получится – не получится? Возможно ли организовать площадку для интеллектуального общения, которая станет продолжением образовательного процесса?

Как это работает?

Сначала учитель «бросает» на доску понятие. Дети помещают туда свои ассоциации, связанные с заданной темой, определения, информацию, найденную в Интернете. Форма может быть разной. На доску можно поместить текст, ссылку, изображение, презентацию. Наиболее удобным и востребованным для детей является привычный формат комментария. Здесь же, на доске, можно организовать чат, где происходит живое общение, обмен мнениями, подсказками и советами. Кроме комментариев пользуется популярностью «прикрепление стикеров». Количество слов, помещаемых на стикере, ограничено, поэтому ребятам необходимо выделить главное, сократить огромный объём информации, предоставляемой Сетью, до «сухого остатка».

Таким образом, сложные метапредметные умения: вычитывание текста, определение основной мысли, перекодирование информации (текста в схему, таблицы – в текст), её визуализация –  превращаются в игру. Технологии проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, проектно-исследовательской деятельности, кейс-технологии становятся ведущими в сотрудничестве «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Представленные формы работы явились средством повышения интереса подростков к изучению «скучного» русского языка, «нудной» классической литературы, трудной информатики, непонятного английского, страшной истории ВОВ; возможностью показать размытость границ каждого предмета, сформировать единое культурно-информационное поле, повысит уровень информационной компетентности.

«Учитель «Умной школы» – тьютор, навигатор. Он помогает ребенку найти свой уникальный образовательный путь, раскладывая для него карты возможностей и вариантов. Он познающий, ищущий, постоянно осваивающий новые социальные и информационные технологии, создающий образовательные среды...» говорит один современный философ.

Подытожив все выше изложенное, можно сделать вывод о том, что применение облачных технологий в процессе обучения является одной из самых перспективных инноваций в системе образования, ведь помимо снижения затрат на информационную инфраструктуру они позволяют создавать, распространять и использовать в образовательной среде сервисы, которые смогут обеспечивать повышение качества образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса. Из опыта работы учителя информатики в рамках дополнительного образования детей. Елена Викторовна Ребрикова учитель ИКТ ГБОУ СОШ № 391 Красносельского района

Слайд 2

Понятие «Облако» Облачные технологии (вычисления) (англ. cloud computing) — это различные аппаратные, программные средства, методологии и инструменты, которые предоставляются пользователю, как интернет-сервисы, для реализации своих целей, задач, проектов . То есть, можно не иметь какую-либо программу на своём компьютере, а получить её для работы в Интернете, как услугу . Облачные технологии — это новая парадигма, предполагающая распределенную и удаленную обработку и хранение данных.

Слайд 3

Возможности облачных вычислений : Доступ к личной информации с любого компьютера, подключённого к Интернету Можно работать с информацией с разных устройств (ПК, планшеты, телефоны и т.п.) Не важно в какой операционной системе Вы предпочитаете работать, - веб-сервисы работают в браузере любых ОС Одну и туже информацию, как Вы, так и окружающие, могут просматривать и редактировать одновременно с разных устройств Многие платные программы стали бесплатными (или более дешёвыми) веб-приложениями Если что-то случится с вашим устройством (ПК, планшетом, телефоном), то Вы не потеряете важную информацию, так как она теперь не хранится в памяти устройств Всегда под рукой свежая и обновлённая информация Вы всегда пользуетесь самой последней версией программ и при этом не надо следить за выходом обновлений Можно свою информацию объединять с другими пользователями Легко можно делиться информацией с близкими людьми или с людьми из любой точки земного шарика.

Слайд 4

Преимущества облачных сервисов Доступность. Мобильность. Экономичность. Арендность. Гибкость. Высокая технологичность. Надежность.

Слайд 5

Недостатки облачных сервисов Необходимость постоянного соединения. Программное обеспечение и его «кастомизация». Конфиденциальность. Безопасность. Дороговизна оборудования . Дальнейшая монетизация ресурса .

Слайд 6

Образовательная деятельность в информационные технологии «Переселение» в виртуальный мир Перестают читать Затягивают онлайн-игры и социальные сети Вредоносные сайты и группы Нет живого общения Вред здоровью Наказание – отлучение от монитора Получение информации Языковая практика в онлайн играх Установка родительского контроля и фильтрации к сайтам Общение в социальных сетях Удобное место и ограничение времени Информационные технологии в образовательной деятельности ЗА И ПРОТИВ

Слайд 7

Онлайн-доски realtimeboard.com

Слайд 9

Поиск новых форм работы с детьми. Создание ситуации успешности для каждого учеников. Повышение мотивации обучающихся. Деятельность, направленная на сотрудничество «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-учитель -родитель», «учитель -родитель». Трудные задания воспринимаются как игра. Повышение интереса к процессу обучению. Возможность интеграции предметов. Целостное восприятие образования учащимися Создание открытого образовательного пространства Педагогическая целесообразность использования realtimeboard.com

Слайд 10

Google Apps G-mail Google -Календарь Google Диск Google Документы Google Таблицы Google Презентация Google Рисунки Google Формы Google Карты

Слайд 11

Преимущества Возможность работать дистанционно Возможность донесения информации новыми способами Интерактивность Индивидуализация обучения Повышение качества знаний Интерес детей Обратная связь Коммуникация Рефлексия Коммуникация – путь сообщения

Слайд 12

Определение путей развития Создание коммуникативной среды (сайт, электронные СМИ, видеоканал) Подготовка к итоговой аттестации Организация мозгового штурма Индивидуализация обучения Международные проекты (краеведение-русский язык-литература- английский язык-информатика) Создание «Календаря освоения курса» по различным предметам, «Календаря продвижения»

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса.

В нашей школе для предотвращения и урегулирования конфликтов между учениками проводятся занятия (тренинги), которые проводит психолог. Во время прохождения тренинга дети учатся не только конструктивно...

Статья "Эмоциональный интеллект как один из механизмов эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса"

Статья освещает понятие эмоционального интеллекта и его значимость в сфере коммуникаций. На личном опыте описано исследование уровня развития эмоционального интеллекта участников образовательного учре...

Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)

Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)...

Организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в приложении LearningApps.org

LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Ци...

Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»

laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...

Пути организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС

Развивающийся научно-технический прогресс и расширяющийся процесс информатизации привели к тому, что современное общество предъявляет новые требования к выпускникам общеобразовательных школ. Россия, с...

Выступление по теме "Эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса"

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности образовательного учрежден...