Статья на тему "Трудный возраст"
статья (5, 6 класс)
Статья раскрывает проблемы подросткового возраста, помогает родителям наладить общение с "трудным" подростком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnyy_vozrast.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Подростковый возраст, пути преодоления кризиса»
В 5 классе школьники вступают в новый для себя период – подростковый. Резко изменяется социальный статус, неизбежно формируется новое представление о себе как о взрослом человеке. Этот период можно назвать кризисным. Не надо пугаться раньше времени, ведь кризис – это не угроза, а просто момент изменения, переход в другое состояние.
В этот момент у подростков наблюдается стремление к нарушению социальных норм, повышенная эмоциональная чувствительность, избыточная агрессивность. Подростки активно стремятся подражать старшим, ориентируясь на ценности современного мира.
У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Также возникает и противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок имеет болезненное самомнение, порой беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.
Это связано с повышением эмоционального реагирования на трудности. Также заметна эмоциональная чувствительность в отношении со сверстниками, возрастает конкуренция между мальчиками и девочками, появляется соперничество, борьба за влияние в классе.
Унижение друг друга происходит по причине незнания других способов самоутверждения.
Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется
Кроме личностных особенностей, ребята начинают осваивать программу старшей школы, которая включает большое количество устных заданий, предлагаемых иногда в новой форме, знакомятся с многочисленными понятиями, научными текстами.
Хорошая учеба и соблюдение общепринятых норм, правил и понятий – это основная задача и школы, и ребенка, и родителей.
Мы вместе переживаем этот непростой период, общей задачей становится этот период благополучно пережить, не нанеся вред ребенку, помогая ему правильно и адекватно реагировать на возрастные изменения, принимая на себя обязательства, неся ответственность за свои действия.
Неудача должна расцениваться как обучающий момент.
Следующая линия развития пятиклассников – начало формирования новой социальной роли ученика старшей школы. Роль эта требует от ребят освоения незнакомых правил, которые касаются как внеучебного, так и учебного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Пятиклассники учатся общаться с большим количеством разных преподавателей, запоминать и выполнять их требования. Сам факт, что взрослых много и все от них чего-то требуют, является для школьников новым. Дети привыкают к различному темпу ведения уроков, тональности, дисциплинарным методам педагогов, к различным кабинетам.
Обучение в старших классах требует более высокого уровня самостоятельности, чем в начальной школе. Постепенно его начинают осваивать и пятиклассника, но поначалу это дается им с трудом, требуется помощь.
Новая роль придает ученикам более высокий статус, которым они гордятся. Этим можно воспользоваться для повышения учебной мотивации.
Роль ученика старшей школы предоставляет детям и новые возможности: большее пространство, свободное передвижение по нему, посещение кружков и спортивных секций. Дети иногда боятся упустить что-то важное, бегают по школе, стремятся успеть везде, что расценивается иногда как поверхностность, несерьезность. Помощь родителей в этот момент заключается в упорядочении учебных занятий, помощи ребенку в составлении распорядка дня, соблюдении режима труда и отдыха. Увлекаясь посещением внеурочной секции, пытаясь организовать плотный график ребенка, мы часто упускаем выполнение домашних заданий, трудности с которым от класса к классу только увеличиваются. Если ребенок падает без сил под конец дня, а утром ему трудно подняться и на первом уроке он вялый и сонный, подумайте, возможно от какой-то секции и кружка нужно отказаться в пользу здоровья и выполнения домашних заданий.
В познавательной сфере существенных различий по сравнению с 4 классом не наблюдается. Возможное снижение уровня успеваемости может происходить за счет описанного ранее процесса освоения новой роли, а также из-за физиологического утомления детей. Также этому способствует недостаточно высокий уровень самостоятельности учащихся.
Учебная мотивация школьников в это время как правило высокая. К середине 5 класса многие начинают задумываться зачем они учатся, для себя они решают, что делают это для своего успешного будущего. Но связь между будущим и настоящим у них пока не построена. Поэтому важно, чтобы педагоги помогли им соединить и осознать ценность и полезность получаемых знаний для благополучной взрослой жизни.
Повышенные трудности обучения по сравнению с начальной школой может вызвать у учащихся сомнения в своих познавательных возможностях. Поэтому требуется, чтобы взрослые поддерживали у детей уверенность в собственных силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»
Статья педагога дополнительно\го образования Центра детского (юношеского) Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга «Развитие самостоятельности детей м...
Статья в помощь родителям "Психологические портреты детей всех возрастов"
Цель моей статьи– помочь родителям понять психологические особенностив детей всех возрастов,Каждый ребенок неповторим. Но многие глубокие различия между поведением детей определяются их во...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...
статья "ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье на тему " ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " рассматриваются особенности психомото...
Статья "Кризис подросткового возраста"
Кризис подросткового возраста Опасный возраст – это подростковый возраст, возрастной промежуток которого разделяет детство и взрослую жизнь. А если добавить к этому...
Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"
Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...
Статья "Особенности подросткового возраста"
Статья "Особенности подросткового возраста"...