Статья "Кризис подросткового возраста"
статья (7 класс) на тему

Кризис подросткового возраста

      Опасный возраст – это подростковый возраст, возрастной промежуток которого разделяет детство и взрослую жизнь. А если добавить к этому гормональные скачки и изменения во внешнем виде, то получается комок нервов с примесью неуверенности в себе. Чем больше ребенок не уверен в себе, тем чаще он проверяет на прочность окружающих его людей (семью, одноклассников, учителей, друзей), чтобы понять, один ли он такой и замечают ли остальные его неуверенность. Очень важно в этот период дать ему эту уверенность и понимание того, что его любят при любых обстоятельствах.

      Настроение подростка часто меняется, психологическое состояние крайне нестабильно. В период полового созревания помимо физиологических изменений происходит формирование характера. Откуда-то берется неуемный  темперамент, который до этого момента никогда не проявлялся. Появляются вспыльчивость, гиперактивность, тревожность, меняющиеся на противоположное состояние спокойствия, умиротворения -  все это за максимально короткий промежуток времени.

        Многие называют период полового созревания кризисом. Подросток стaлкивается с тем, что приходится рaзбираться в себе, прислушивaться к себе, понимaть себя. И от того, нaсколько успешно он справится с этой сложной зaдачей сейчас, зависит то, как он будет справляться с последующими кризисами и то насколько долго продлится данный.

Родители должны очень внимательно следить за психологическим состоянием ребенка и контролировать его, ведь подросток, считающий себя уже взрослым человеком, может принимать такие решения, последствия которых исправить будет невероятно сложно.

Подросток часто отстраняется от своей семьи, постоянно ищет своё место в социуме, вчерашние друзья становятся врагами. Ко всему добавляются новые социальные обязанности: растёт нагрузка в школе, нужно определяться с будущей профессией и готовиться к предстоящим экзаменам.

         Социализация подростка, как бы сложно или легко она не проходила, определяет то, как он будет взаимодействовать с коллективом, обществом, когда стaнет взрослым: будет ли он относиться к социуму врaждебно или доброжелaтельно, будет ли доверчивым или подозрительным, легко ли ему находить новые социaльные контакты.

        Переходный возраст — это тренировочная площадка, где подросток проверяет социум на прочность, и на которой человеку нужно научиться взаимодействовать с обществом, которое его окружает. В этот период происходят комплексные изменения всей жизни человека, и подросток должен почувствовать поддержку, заботу и любовь со стороны семьи. Поэтому родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые  признаки наступления подросткового возраста. Очень часто родители считают, что ребенок еще маленький, не учитывая индивидуальных темпов развития. Некоторые родители к заявлении позиции подростка относятся без особого уважения, считая ее мало значимой для решения того или иного вопроса. Надо как можно чаще советоваться с подростком по любому пустяку, порой раздражая его. Вы тем самым сможете дать ему понять насколько вы цените его мнение.

Родители часто не задумываются, что дети постоянно за ними наблюдают, и часто совершают те действия, которые советуют детям не делать или делать что-либо совсем по-другому. Поэтому важно делать то, чего вы хотите добиться от своего ребенка.

 

Рекомендации родителям.

1. Не надо читать лекции

Если вы ваш разговор начинаете с нотаций типа: «А в наше время…», то можете не дальше не утруждать себя разговорами. Внимание ребенка уже отключилось через минуту.

2. Не надо обвинять

Если вы начинаете разговор с обвинения типа «Ты опять не убрал комнату…», то в ответ вы можете ничего не услышать, а ребенок будет продолжать заниматься своими делами. Скажите просто: «Меня расстраивает, что ты мне можешь помочь»

3. Разговаривайте между делом

Попросите ребенка помочь порезать картошку, нарезая при этом лук, или попросите рассказать как дела в школе, гладя белье. Трудно ожидать, что подросток будет откровенен, если вы сверлите ее взглядом. Никому не нрaвится, когда у него пытaются что-то выпытaть, а именно так воспринимает подросток вопросы «в лоб». Фрaза «Сядь, хочу с тобой поговорить» вызывает естественную нaстороженность.

4. Общайтесь с ребенком, используя различные виды связи.

Пошлите несколько шуточных сообщений в «контакт», а потом спросите как дела в школе. Ни для кого не секрет, что написaть, чаще проще, чем сказать. Увидите, что рaссказ будет более развернутым чем при вербaльном общении.

5. Будьте с ребенком «на одной волне» в сфере интересов

Вам зачастую кажутся странными их книги, музыка, стиль одежды, вид спорта. Однако если вы хотя бы попытаетесь побольше узнать об увлечениях ребенка, и покажете свою осведомленность, то заслужите уважения : «Вот это да, мама знает, что бомбит это не тоже самое, что бомбит»

6. Не бойтесь перехвалить

В большинстве своем подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах, но родители считают, что похвала нужна только за отличные оценки. А подросток занимается дизайном. Поинтересуйтесь его успехами, похвалите. Можно перевести разговор и на тему учебы. Например: «Посмотри как тебе пригодилось знание геометрии».

7. Не говорите «никогда» никогда

Категоричные обвинения типа: «Ты никогда не говоришь со мной о своих проблемах», ставят точку даже попытке разговора с вами подростка. 

8. Крик это не аргумент

Криком вы ничего ребенку не докажете. Не думайте, что ваши аргументы станут весомей, произнесенные повышенным тоном. Подросток воспримет это как ваш срыв и свою правоту: «Мама кричит, значит она не знает, что сказать, значит я прав». Фраза, сказанная спокойным голосом «Не могла ничего делать из-за переживаний за тебя», гораздо понятней вопля «Я три часа не могла тебе дозвониться!»

9. Прямой вопрос – краткий, но не информативный ответ.

Часто родители задают вопрос: «Как дела?» И получают такой же ответ: «Нормально».  Вместо  этого активно участвуйте в разговоре, говорите о том, что интересует вас обоих, слушайте ответы, , уточняйте и переспрашивайте. Увидев ваше неравнодушие, ребенок сам перейдет на волнующие его темы.

10. Не паникуйте.

Не надо делать поспешных выводов. Если ваш ребенок говорит, что встречaется с кем то, то это не знaчит, что вы скоро станете бабушкой. Если  дочь хочет стaть похожей на популярную певицу , а сын на известного диск- жокея , то это не значит, что они мечтают о пластической операции. В первом случае может подразумеваться разрешение продлить время прогулок, во втором – просьба записаться на уроки вокала или войти в состав музыкальной группы. Уточняйте, что подросток имел в виду.

Не забывайте, что мы все когда-то были детьми.

"Воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы" (Юлия Гиппенрейтер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krizis_podrostkovogo_vozrasta.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис подросткового возраста

      Опасный возраст – это подростковый возраст, возрастной промежуток которого разделяет детство и взрослую жизнь. А если добавить к этому гормональные скачки и изменения во внешнем виде, то получается комок нервов с примесью неуверенности в себе. Чем больше ребенок не уверен в себе, тем чаще он проверяет на прочность окружающих его людей (семью, одноклассников, учителей, друзей), чтобы понять, один ли он такой и замечают ли остальные его неуверенность. Очень важно в этот период дать ему эту уверенность и понимание того, что его любят при любых обстоятельствах.

      Настроение подростка часто меняется, психологическое состояние крайне нестабильно. В период полового созревания помимо физиологических изменений происходит формирование характера. Откуда-то берется неуемный  темперамент, который до этого момента никогда не проявлялся. Появляются вспыльчивость, гиперактивность, тревожность, меняющиеся на противоположное состояние спокойствия, умиротворения -  все это за максимально короткий промежуток времени.

        Многие называют период полового созревания кризисом. Подросток стaлкивается с тем, что приходится рaзбираться в себе, прислушивaться к себе, понимaть себя. И от того, нaсколько успешно он справится с этой сложной зaдачей сейчас, зависит то, как он будет справляться с последующими кризисами и то насколько долго продлится данный.

Родители должны очень внимательно следить за психологическим состоянием ребенка и контролировать его, ведь подросток, считающий себя уже взрослым человеком, может принимать такие решения, последствия которых исправить будет невероятно сложно.

Подросток часто отстраняется от своей семьи, постоянно ищет своё место в социуме, вчерашние друзья становятся врагами. Ко всему добавляются новые социальные обязанности: растёт нагрузка в школе, нужно определяться с будущей профессией и готовиться к предстоящим экзаменам.

         Социализация подростка, как бы сложно или легко она не проходила, определяет то, как он будет взаимодействовать с коллективом, обществом, когда стaнет взрослым: будет ли он относиться к социуму врaждебно или доброжелaтельно, будет ли доверчивым или подозрительным, легко ли ему находить новые социaльные контакты.

        Переходный возраст — это тренировочная площадка, где подросток проверяет социум на прочность, и на которой человеку нужно научиться взаимодействовать с обществом, которое его окружает. В этот период происходят комплексные изменения всей жизни человека, и подросток должен почувствовать поддержку, заботу и любовь со стороны семьи. Поэтому родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые  признаки наступления подросткового возраста. Очень часто родители считают, что ребенок еще маленький, не учитывая индивидуальных темпов развития. Некоторые родители к заявлении позиции подростка относятся без особого уважения, считая ее мало значимой для решения того или иного вопроса. Надо как можно чаще советоваться с подростком по любому пустяку, порой раздражая его. Вы тем самым сможете дать ему понять насколько вы цените его мнение.

Родители часто не задумываются, что дети постоянно за ними наблюдают, и часто совершают те действия, которые советуют детям не делать или делать что-либо совсем по-другому. Поэтому важно делать то, чего вы хотите добиться от своего ребенка.

Рекомендации родителям.

1. Не надо читать лекции

Если вы ваш разговор начинаете с нотаций типа: «А в наше время…», то можете не дальше не утруждать себя разговорами. Внимание ребенка уже отключилось через минуту.

2. Не надо обвинять

Если вы начинаете разговор с обвинения типа «Ты опять не убрал комнату…», то в ответ вы можете ничего не услышать, а ребенок будет продолжать заниматься своими делами. Скажите просто: «Меня расстраивает, что ты мне можешь помочь»

3. Разговаривайте между делом

Попросите ребенка помочь порезать картошку, нарезая при этом лук, или попросите рассказать как дела в школе, гладя белье. Трудно ожидать, что подросток будет откровенен, если вы сверлите ее взглядом. Никому не нрaвится, когда у него пытaются что-то выпытaть, а именно так воспринимает подросток вопросы «в лоб». Фрaза «Сядь, хочу с тобой поговорить» вызывает естественную нaстороженность.

4. Общайтесь с ребенком, используя различные виды связи.

Пошлите несколько шуточных сообщений в «контакт», а потом спросите как дела в школе. Ни для кого не секрет, что написaть, чаще проще, чем сказать. Увидите, что рaссказ будет более развернутым чем при вербaльном общении.

5. Будьте с ребенком «на одной волне» в сфере интересов

Вам зачастую кажутся странными их книги, музыка, стиль одежды, вид спорта. Однако если вы хотя бы попытаетесь побольше узнать об увлечениях ребенка, и покажете свою осведомленность, то заслужите уважения : «Вот это да, мама знает, что бомбит это не тоже самое, что бомбит»

6. Не бойтесь перехвалить

В большинстве своем подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах, но родители считают, что похвала нужна только за отличные оценки. А подросток занимается дизайном. Поинтересуйтесь его успехами, похвалите. Можно перевести разговор и на тему учебы. Например: «Посмотри как тебе пригодилось знание геометрии».

7. Не говорите «никогда» никогда

Категоричные обвинения типа: «Ты никогда не говоришь со мной о своих проблемах», ставят точку даже попытке разговора с вами подростка.  

8. Крик это не аргумент

Криком вы ничего ребенку не докажете. Не думайте, что ваши аргументы станут весомей, произнесенные повышенным тоном. Подросток воспримет это как ваш срыв и свою правоту: «Мама кричит, значит она не знает, что сказать, значит я прав». Фраза, сказанная спокойным голосом «Не могла ничего делать из-за переживаний за тебя», гораздо понятней вопля «Я три часа не могла тебе дозвониться!»

9. Прямой вопрос – краткий, но не информативный ответ.

Часто родители задают вопрос: «Как дела?» И получают такой же ответ: «Нормально».  Вместо  этого активно участвуйте в разговоре, говорите о том, что интересует вас обоих, слушайте ответы, , уточняйте и переспрашивайте. Увидев ваше неравнодушие, ребенок сам перейдет на волнующие его темы.

10. Не паникуйте.

Не надо делать поспешных выводов. Если ваш ребенок говорит, что встречaется с кем то, то это не знaчит, что вы скоро станете бабушкой. Если  дочь хочет стaть похожей на популярную певицу , а сын на известного диск- жокея , то это не значит, что они мечтают о пластической операции. В первом случае может подразумеваться разрешение продлить время прогулок, во втором – просьба записаться на уроки вокала или войти в состав музыкальной группы. Уточняйте, что подросток имел в виду.

Не забывайте, что мы все когда-то были детьми.

"Воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы" (Юлия Гиппенрейтер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...