Семейное воспитание с учетом возрастных особенностей юношеского периода
материал (9, 10, 11 класс)

Семейное воспитание с учетом возрастных особенностей юношеского   периода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное воспитание с учетом возрастных особенностей юношеского   периода.

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Наши дети – граждане мира, они будут творить историю.

Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей.

Но и это не всё.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, слёзы и наша вина перед ними.

Но что такое «воспитание»?

Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Воспитать в широком смысле – это научить жить, т.е. оказать содействие человеку в определении и совершенствовании его отношений к себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе.

Умение воспитывать – это искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Научиться воспитывать можно только в практике на примерах.

Прежде всего, воспитывает, т.е. учит жить семья. Семья – это коллектив, т.е. группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем.

Вряд ли с помощью лекций можно научиться воспитывать. Но я рассчитываю, что эта лекция поможет родителям самим, на примерах, задуматься над вопросами воспитания и прийти к тем или другим решениям.

Вот всё, что хотелось сказать во вступительном слове. Если будут вопросы или замечания, то по окончании лекции я постараюсь ответить на них.

  В жизни каждого ребенка, несмотря на его природные задатки, индивидуальные характеристики прослеживаются объективные закономерности обязательные для всех детей вообще. Я предлагаю вам послушать общие характеристики  физиологических, психических и психосексуальных особенностей юношеского периода (от 16 до 20 лет). И соответственно некоторые советы родителям по воспитанию с учетом этих особенностей.

1). Физиологические особенности юношеского периода.

Именно к социальной самостоятельности и к удовлетворению не всегда осознаваемой потребности в приобретении жизненного опыта стремятся юноши и девушки в этом возрастном периоде. Происходит отдаление от родителей, и начинают складываться новые отношения с окружающим миром, с людьми, с обществом.

Идет активный процесс социализации, поиски новых ценностных ориентиров, форм поведения, причем, всё это происходит по-юношески горячо, бескомпромиссно, без оглядки и без долгих размышлений.

В принципе так было всегда с каждым новым поколением, но …

Сейчас всем известен термин «акселерация». Он означает  ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание человека не к 24 годам, например, как это было с поколением, родившимся после 1945 года, а примерно к 18-19 годам.

 Другими словами, нынешний девятнадцатилетний мужчина по своим физическим данным (окончание роста тела, сформированность мышечной массы, функционирование желез внутренней секреции т.п.) равен двадцатичетырёхлетнему мужчине, родившемуся после войны. То есть физическая зрелость наступает раньше на 5 лет.

Но если об акселерации знают все, то о другом, параллельном ей процессе – лишь узкий круг специалистов. Я говорю о «ретардации». Этот термин означает отставание в умственном развитии. Причем не в абсолютном его значении, которое подразумевает пожизненную умственную отсталость у нынешней молодежи, а в относительном смысле.

 Ретардация означает, что умственное развитие молодого человека не соответствует его физической зрелости. И если нынешний 19-летний «догнал» 24-летнего по физиологическим и гормональным показателям, то в отношении умственного развития он не только не сравнялся с ним, но и отстает от своих 19 лет, если брать за точку отсчета всё то же послевоенное поколение. Это наглядно видно из статистических данных о том, что читала молодёжь тогда и читает сейчас, о каких проблемах и КАК рассуждали и рассуждают. В целом, общий уровень заметно снизился и тому есть объективные причины.

Первая из них – почти как по закону Ломоносова: материя и энергия не исчезают бесследно, а переходят из одного состояния в другое. Судите сами, если энергия организма направляется, в основном, на  физическое развитие, то ее количество, необходимое для умственного развития, естественно сокращается.

Вторая причина – бурное развитие науки и техники, век электроники, компьютеров, телевидения, видеофильмов и прочее. Отсюда, нынешние школьники плохо считают, предпочитают посмотреть фильм, нежели прочитать книгу с тем же названием.

Это, конечно, самые простые примеры.

Факт наличия ретардации подтверждается и данными уголовной статистики. За последние 15 лет резко увеличилось число нарушений закона, совершенных «по глупости». Т. е. Подростки, молодые люди совершают некое противоправное действие, совершенно не подумав ни о последствиях, ни даже о том, зачем это им нужно. Их показания в материалах следствия изобилует ответами типа «А я не знаю почему», «Об этом я не думал», «Я напишу, что признаю себя виноватым, только вы мне продиктуйте» и др.

На появление ретардации влияет обстановка экономической и социальной нестабильности, снизившийся уровень нравственности и духовности.

С этими фактами мы вынуждены считаться, принимать их во внимание в своей воспитательной деятельности.

Все описанные явления – явления временные. Поэтому родителям нужно быть психологически готовыми к тому, что их ребенок, вступив в период юношества, начнет вести себя по другому, зачастую настораживая и пугая родителей. Его поведение может стать грубым или, наоборот, плаксивым; возможны случаи апатии или чрезмерного возбуждения. От родителей требуется максимум терпения, такта и выдержки, чтобы способствовать (пусть даже опосредствованным, незаметным способом) благополучному проживанию своего ребенка в этом периоде. Другим необходимым условием воспитания в этот период является уважение мнения или суждения вашего ребенка. Какими бы абсурдными и неправильными они не казались, вам надо выслушать их и постараться понять. Давайте проведем такой эксперимент: Вы закроете глаза и представите себе то, что я сейчас скажу. Например, представьте собаку. Какую собаку вы увидели в своём воображении? Большого пса, маленькую кудрявую собачку, а может рисованную собаку из мультфильма? Вы понимаете, конечно,  сколько человек, столько и разных собак возникает перед их мысленным взором.

 А теперь ответьте мне: чья собака именно та, которую я себе представила? Или – чья собака самая «правильная»? И в итоге окажется, что все в принципе правы, у каждого СВОЯ СОБАКА. И если заговорить о том, что «собака – помощник человека, так как охраняет его самого и его жильё от непрошеных гостей», то можно натолкнуться на непонимание со стороны тех, кто «увидел» свою собственную милую и маленькую собачку, с которой ну никак не ассоциируется образ защитника от воров и грабителей. Итак, может возникнуть непонимание между людьми, говорящими на одном языке, об одних и тех же вещах, но по разному их себе представляющими. Если уж с таким простым понятием как «собака» возникают недоразумения, что говорить о понятиях: добро, зло, совесть, достоинство и т.п. отсюда следует, на мой взгляд, важный вывод для учителей и родителей: надо научиться разговаривать с людьми на языке им понятным, а не навязывать им своих представлений, выводов и формулировок. Еще точнее: надо научиться находить общий язык общения, тем не менее, оставляя за партнером по общению право иметь, отличающееся от Вашего, представление о чём-либо. К сожалению,  речи учителей и родителей преобладают высказывания типа «Так не делают, делай, как я сказала» или «Ты, почему меня не слушаешь?», «Намалевалась как пугало, иди немедленно всё сотри и не обижайся, я же тебе добра желаю». И, самое главное, покажите не на словах, а на деле, что Вы считаете приоритетным в своей социальной жизни, как ВЫ общаетесь с окружающими Вас людьми, как бережно относитесь к окружающему миру. Т.е. начните воспитание с себя.

2). Особенности психологического развития.

Основу психологического развития старшего школьника составляет профессиональное самоопределение. Осознанные желания и неосознанное влечение приводят в систему разнообразные учебные потребности. Мотивы, связанные с будущим, начинают изменять отношение к учебной деятельности. Юноши и девушки проявляют большую избирательность к учебным предметам, которая, впрочем, не всегда соответствует их реальной предрасположенности. Это происходит потому, что в данном возрасте, когда происходит определение всего будущего профессионального пути, молодые люди часто попадают под влияние своих родителей, искренне «желающих им добра», а, по сути, в той или иной форме навязывающих своим детям собственное видение всей их дальнейшей жизни. Особенно это касается тех молодых людей, способности которых не были развиты в школе, или направленность их личности осталась тайной, как для них самих, так и для их родителей и педагогов.

Юношеский возраст интересен еще одной немаловажной характеристикой. Так как мышление приобретает личностный эмоциональный характер, то в сознании молодого человека уживаются две тенденции: «думать о себе» и «думать о проблемах мирозданья». Эти тенденции не только уживаются друг с другом, но и связаны между собой. Так, поиск своего места в жизни начинает осмысливаться в философских категориях, возникает устремление решать свою судьбу «в мировом масштабе». Появляется стремление постоянно утверждать свои взгляды, свою позицию, свое понимание мира.

Юношеский возраст – возраст непримиримости, философских и житейских крайностей, в ем нет места компромиссам, а есть только два цвета: черный и белый, причем все это происходит на большом эмоциональном подъеме. Подобное поведение называют «юношеская гебефрения» - одержимость. Значит, это нам взрослым надо сглаживать углы, идти на компромиссы, сдерживать эмоции.

3). Психосексуальные особенности юношеского возраста (фаза петтинга).

Фазы психосексуального развития существуют объективно, их нельзя отменить или игнорировать, так как возможны негативные различные последствия для ребенка и его дальнейшей жизни.

Приведу полный текст «исповеди» вчерашней школьницы, ныне 18-летней студентки первокурсницы педуниверситета.

«15-17 лет, как считают психологи, ранний юношеский возраст, но мальчишки и девчонки думают несколько иначе, у них нет понятия «возраст». Есть деление на детей и взрослых. Если ты достигла половой зрелости, ты уже взрослая. У взрослых девчонок довольно быстро меняется поведение. Тушь, тени, помада, лак, духи, дорогие колготки, мини юбки. Словом, все атрибуты взрослой девушки «налицо и на лице». Они начинают кокетничать с парнями. Чуть только парень приглянулся, как сразу об этом узнают подруги, так как заветное имя пишется на всех предметах, девчонка старается выделиться среди сверстников (резким поведением, внешностью, некоторые начинают курить, пить, материться – лишь бы на них обратили внимание). Поведение ребят в этом смысле отличается несильно. В этот период сильно повышается интерес к противоположному полу. Читается литература об отношениях мужчин и женщин, о том, как и откуда, берутся дети и т.д. Учеба уже не интересна, а хочется больше гулять, «покозырять». Родители в основном на работе, детям уделяют мало внимания, , но в тоже время хотят, чтобы те хорошо учились, с плохими людьми не общались, помогали по дому и т.д. Родители забыли, какими они были сами в нашем возрасте. Непонимание доходит до того, что хоть вены режь или из дома беги. Как-то, когда мне было 16 лет, меня впервые пригласил парень на свидание. До того мне мама говорила, что хотела бы познакомиться с моим избранником, но когда он появился, мне была прочитана такая лекция, что желание посвящать родителей в свои дела больше не появлялось. Беда в том, что родители не считают своих 15-17 летних детей взрослыми, а дети – не считают себя детьми. И родители, и учителя попытайтесь увидеть в нас личность, старайтесь уделять больше внимания».

Юношескому возрасту соответствует фаза петтинга. Термин «петтинг» происходит от английского языка и означает ласки, поцелуи, объятья. В этот период у партнеров, особенно у юношей, появляется уважительное отношение к возлюбленной, при благополучном проживании этой фазы совершенствуются романтические, любовные чувства друг к другу. Не допустима коррекция развития в этой фазе авторитарными методами запугивания, устрашения, подавления. Сделайте так, чтобы все отношения были у вас на виду, причем добровольно со стороны молодых людей.

Еще один эксперимент, представьте своего ребенка, его мягкие ладошки, шелковые волосы, его приятный запах, т.е. в порыве нежности. Какого ребенка Вы представили? Чаще всего представляют его маленьким, а не таким, каким он является сейчас. Почему? Потому что ваши отношения стали более деловыми, более черствыми. Если вы не хотите,  чтобы ваш ребенок познал запретные плоды любви в раннем юношеском возрасте, то окружите его лаской в домашней атмосфере. Давно ли вы гладили своего ребенка по голове, чмокали в щечку или просто прикасались к его руке? Психологи утверждают, что раннюю половую жизнь начинают именно те молодые люди, которые не познали добрых, ласковых и нежных отношений в кругу семьи.

И так, я вам перечислила общие возрастные особенности юношеского возраста, а какие принять решения и выполнить действия по воспитанию, этот выбор остается за вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности юношеского возраста

В статье даётся характеристика возрастным особенностям юношеского возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы в учебном заведении....

Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.

Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личность старшего дошкольника находится в непрерывном развитии. В детском организме совершаются очень значительные изменения, как в отношении физического развития, так и в складе его психики. По...

Родительское собрание "Возрастные особенности юношеского возраста"

Родительское собрание с презентацией "Возрастные особенности юношеского возраста" раскрывает основные проблемы ребят в этом возрасте:отношения с родителями,развитие самосознания,социальное самоопредел...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

Возрастные особенности юношеского возраста

Документ содержит информацию о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, центральных новообразованиях, психологических особенностях юношеского возраста....