Родительское собрание "Возрастные особенности юношеского возраста"
методическая разработка по теме
Родительское собрание с презентацией "Возрастные особенности юношеского возраста" раскрывает основные проблемы ребят в этом возрасте:отношения с родителями,развитие самосознания,социальное самоопределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrast_osobennosti_yunosh.vozrasta.doc | 39.5 КБ |
vozrast.osobennosti_yunoshskogo.ppt | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Топки
Родительское собрание
Возрастные особенности детей
юношеского возраста
Составитель
Заборчук Н.А
Топки 2013
Конспект родительского собрания
Ход собрания
Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас в школе после долгого расставания. Наши дети повзрослели, теперь они уже не в подростковом возрасте, а в начале юношеского. Сегодня мы познакомимся с особенностями этого возраста, что поможет избежать предвидимых трудностей, помочь им, а значит и нам самим в решении жизненно важных вопросов.
Юношеский возраст длится с 14-15 до 18-20 лет. Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Чем они отличаются друг от друга? Подростки более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях, так как в этом возрасте появляются такие чувства как первая любовь, чувство одиночества.
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.
“Мы и взрослые” – постоянно возникает у ребят в подростковом возрасте. Одна из важных потребностей переходного возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми (родители, учителя). Семья – самый важный фактор в воспитании ребёнка, на него влияет всё и воспитание, которое дают ему родители и внутрисемейная атмосфера.
Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте:
- Положение в семье, отношение с родителями.
- Развитие внутреннего мира, самосознания.
- Переживание и поиск любви.
- Выбор профессии и социальное самоопределение.
1. Отношение с родителями.
Функции родительской власти ограничиваются. Старшеклассник становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически –всё сопровождается чувством недовольства. Идеалы черпает из кино, телевизоров, журналов, книг и т.д. Контакт с родителями усложняется в том случае, если родители не понимают своего ребенка. Эмоциональный контакт с ребенком должен перейти на новый уровень «взрослый- взрослый». Родителям необходимо увидеть и принять своего ребенка как взрослого и относиться к нему на равных. За внешним непослушанием, протестом скрывается желание видеть в родителях взрослых друзей, которым без страха можно доверить все таланты. Переходный возраст – период отделения подростков от родителей. Чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них.
С вашими детьми был проведен опрос «Что для вас является самым ценным в жизни:
-Учёба
-Любовь
-Друзья
-Родители, дом
-Деньги?»
На первом месте во всех анкетах стояли родители.
Вывод: Родители являются самой значимой ценностью для детей, поэтому основой союза со взрослыми должно быть равноправие и уважение.
2. Развитие самосознания.
Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погрузиться в себя, они открывают целый мир новых чувств. Эти открытия бывают внезапными (несколько лет ходил по одной дороге в школу и вдруг увидел…)
Юноши и девушки постоянно анализируют себя: как я выгляжу? Как он на меня посмотрел? Как я выгляжу? Как следствие – застенчивость самая типичная «болезнь» юношеского возраста.
В 16-17 лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в 17-20 лет уже только 40 %. Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет!
Открытие своего «я» не только радостное, но и драматическое. Они начинают осознавать, что являются уникальной личностью, другой такой нет – чувство одиночества. Девушки любят вести дневник, так как только ему она может доверить свои чувства. В этом возрасте должно сформироваться своё «я» (собственное мнение, которое он может отстоять). Если этого нет, то это очень опасно, так как «все курить – и я» и т.д.
Восприятие времени в юношеском возрасте проходит сложно. С одной стороны обостренное чувство быстротечности. (все уже целовались, а я нет -жизнь прошла). С другой – незаметное протекание времени (девушка 25 лет – в их понимании она уже старуха).
Остро воспринимается конечность бытия. Смерть занимает важное место в юношеских размышлениях. Не нужно пугаться этих мыслей, так как человек серьезно задумывается о смысле жизни, но эти мысли не должны быть чересчур навязчивыми.
3. Переживания и поиск любви.
С 16 лет ребята способны любить по-настоящему, как взрослые люди. Первая любовь обычно бывает невзаимная, поэтому сильны переживания. Но такие чувства надо пережить каждому, чтобы научиться любить по-взрослому.
Появляются эротические интересы и переживания. Половое созревание – центральный процесс этого возраста. Юношеский возраст – период гиперсексуальный. Уберечь от этого невозможно. Надо НАУЧИТЬ ИХ УПРАВЛЯТЬ этой стороной жизни. Нужно переключить их интерес и энергию в другое русло – спорт, учеба, компьютер и т.д. Разговаривать по-взрослому, воспитывать нравственность, моральную ответственность перед своим здоровьем и поведением в обществе. От взрослых требуется большой такт, чтобы не навредить. Опасно, когда юноше внушают чувство вины и страха в вопросах полового воспитания. Необходимы объяснения, а не просто запреты.
4. Выбор профессии.
Поиск смысла жизни: кто я, откуда, зачем? От того, как они разберутся в этих вопросах, зависит какими они станут через 10 лет. Если в подростковом возрасте на 1 месте у детей было общение со сверстниками, то сейчас должна стоять учеба и профессиональное определение. Появляются новые предметы – теоретические и практические. Активизируется умственная деятельность. Ребята должны осознавать тот факт, что от того, как они окончат школу, будет зависеть их будущая жизнь. Поэтому нельзя упускать возможность разговаривать с детьми о вопросе профессии, института/университета или техникума.
Если подвести итог то основные особенности ранней юности :
- Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я».
- Гармонизируется физическое и психическое развитие
- Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития. Мышление приобретает личностный, эмоциональный характер
- Развивается рефлексия, самосознание
- Самосознание устремлено в будущее
- Развивается эмоциональная сфера
- Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль
- Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга, объекта любви.
- Меняются взаимоотношения со взрослыми
- Профессиональное самоопределение
Надеюсь, что эта беседа оказалась для вас полезной. Готова обсудить с вами, уважаемые родители, наиболее волнующие вас вопросы. И желаю удачи во взаимоотношениях с детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1. Психологические особенности старших подростков. 2. Профильное обучение в школе 3. Текущие вопросы 4. Индивидуальные беседы
Возраст от 15 до 18 лет – период ранней юности.
Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте: Положение в семье, отношение с родителями. Развитие внутреннего мира, самосознания. Переживание и поиск любви. Выбор профессии и социальное самоопределение.
Отношение с родителями. Функции родительской власти ограничиваются. Старшеклассник становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически –всё сопровождается чувством недовольства. Переходный возраст – период отделения подростков от родителей. Чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них.
Развитие самосознания. Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. В 16-17 лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в 17-20 лет уже только 40 %. Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет!
Переживания и поиск любви. С 16 лет ребята способны любить по-настоящему, как взрослые люди. Первая любовь обычно бывает невзаимная, поэтому сильны переживания. Половое созревание – центральный процесс этого возраста. Юношеский возраст – период гиперсексуальный. Уберечь от этого невозможно. Надо НАУЧИТЬ ИХ УПРАВЛЯТЬ этой стороной жизни.
Выбор профессии. Поиск смысла жизни: кто я, откуда, зачем? От того, как они разберутся в этих вопросах, зависит какими они станут через 10 лет. Если в подростковом возрасте на 1 месте у детей было общение со сверстниками, то сейчас должна стоять учеба и профессиональное определение. Ребята должны осознавать тот факт, что от того, как они окончат школу, будет зависеть их будущая жизнь.
Психологические особенности в ранней Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я». Гармонизируется физическое и психическое развитие Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития. Мышление приобретает личностный, эмоциональный характер Развивается рефлексия, самосознание Самосознание устремлено в будущее Развивается эмоциональная сфера Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга, объекта любви. Меняются взаимоотношения со взрослыми Профессиональное самоопределение
Помните, что каждый подросток несёт в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать её для взаимного духовного роста!
Профильное обучение в 10 классе – Социально-экономический профиль
Учебный план в 10 классе Русский язык - 2 ч. Литература – 3 ч. Математика – 6 ч. История - 2 ч. География – 1 ч Физика – 3 ч Биология – 2 ч. Химия – 2 ч. Иностранный язык – 3 ч. Обществознание – 3 ч. ОБЖ – 1 ч. Информатика - 1 ч. Физкультура - 3 ч. Экономика – 2 ч.
Элективные учебные курсы Математика – Пт. 13.30 Русский язык – Пн. 13.30 Общесвознание – Вт. 13.30 Химя – Пн. 14.15 География – Физика -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности юношеского возраста
В статье даётся характеристика возрастным особенностям юношеского возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы в учебном заведении....
Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...
Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...
Презентация к родительскому собранию "Особенности подросткового возраста
Презентация к родительскому собранию на тему "Особенности подросткового возрастата"...
Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Представлена презентация к родительскому собранию "Особенности подросткового возраста"...
Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды
В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...
Возрастные особенности юношеского возраста
Документ содержит информацию о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, центральных новообразованиях, психологических особенностях юношеского возраста....