Возрастные особенности юношеского возраста
рабочая программа на тему

В статье даётся характеристика возрастным особенностям юношеского возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы в учебном заведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_yunosheskogo_vozrasta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Скрипкина В. И.

Статья

Возрастные особенности юношеского возраста

Подготовка молодёжи к жизни в современных социально-экономических условиях занимает особое место среди множества актуальных в последнее время проблем.

Воспитательная работа должна строиться на требованиях общества, а также учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся. Особенности физического развития молодых людей должны учитываться при организации воспитательной работы как в техникуме, так и в общежитии.

В юношеском возрасте завершается формирование организма, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив, довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него происходит быстро. В психологическом облике человека обнаруживаются и неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития, поэтому в воспитательной работе с обучающимися важно учитывать их темперамент, индивидуальный стиль деятельности, типология характера, особенности волевой регуляции поведения, свойства нервной системы.

В техникуме в процессе самообразования молодые люди знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с современными достижениями науки и техники; ими приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов.

Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.

Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая  изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.

Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.

Совершенствуется память. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности обучающихся, их эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Эмоционально-насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально-нейтральное.

У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.

Совершенствуется мышление. Отличие мышления от других психологических процесса состоит в том, что оно почти всегда связна с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В мышлении, на основе сенсорной информации делаются определённые теоретические и практические выводы. У моложёжи возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.

Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.

В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Основная масса обучающихся (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду.

В юношеском возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешно развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять алкоголь, ПАВ, наркотики).

В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий, ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни стало, доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все», слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.

Коллектив способствует развитию общественной активности молодых людей. Педагогу должен помочь каждому обучающемуся расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается на формировании следующих качеств личности - инициативности, активности, принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь, предоставление ей возможности реализовать себя при организации общественных дел развивает социальную активность.

В период юности велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты между людьми.

Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и учебных заведениях. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.

Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к профессии, творчеству, производительной деятельности.

Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.

В формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности большую роль играет участие обучающихся в принятии и реализации решений, касающихся важнейших сторон их жизни: организации учебного процесса, распределения стипендий и социальных пособий, налаживания нормальных бытовых условий в общежитии, в полной мере используя при этом педагогические возможности студенческого общежития.

Список литературы

  1. Лисовский В. Т.  Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СПб. – 2008.
  2. Опыт разработки концепции воспитания / Отвт. Ред. Бондаревская Е. В. - Ростов-на-Дону.- 2003.
  3. Рахманин В.  Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Альма матер. - 2007. -№ 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - самый трудный в наше время. В презентации  даны рекомендации для родителей...

Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды

В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...

Родительское собрание "Возрастные особенности юношеского возраста"

Родительское собрание с презентацией "Возрастные особенности юношеского возраста" раскрывает основные проблемы ребят в этом возрасте:отношения с родителями,развитие самосознания,социальное самоопредел...

Возрастные особенности юношеского возраста

Документ содержит информацию о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, центральных новообразованиях, психологических особенностях юношеского возраста....

Сценарий родительского собрания в 5 классе. Тема «Возрастные особенности младшего возраста».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14649646","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"237","width":"480"}}]]Цель данного собрания с родителями пятиклассников - помоч...

Семейное воспитание с учетом возрастных особенностей юношеского периода

Семейное воспитание с учетом возрастных особенностей юношеского   периода...

Возрастные особенности подросткового возраста.Мастер-класс.

Презентация к обучающему семинару для педагогов, работающими с детьми подросткового возраста....