Консультация "Упрямый и капризный ребенок"
консультация
Предварительный просмотр:
Упрямый и капризный ребенок.
Понятия «упрямство и капризы» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.
Первые проявления упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей - в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих целей. В этот период малыш уже может иметь мнение и пытаться его отстаивать. Одним из способов настоять на своем, и является упрямство, т.е. первая попытка самоутверждения. |
Причины проявления упрямства и капризов у малыша в раннем детстве (1 до 3 лет): 1.Отступление от привычного уклада жизни - нарушение режима, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только появляется обстановка комфорта, так и исчезает упрямство. Поэтому необходимо найти, что мешает ребенку, что вызывает его протест. Для этого необходимо хорошо представлять себе привычки, потребности и желание малыша, разумно их оценивать. 2.Не своевременное стремление родителей как можно раньше приучать малыша к пользованию горшком или требовать от ребенка то, что ему не по силам. | |
Если упрямство свойственно, как правило сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающими свое мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. «Капризность как устойчивая форма поведения, «Черта характера» присущая некоторым дошкольникам. |
Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей.
Проявления упрямства:
-в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
-выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Капризы и бурная реакция на отказы у детей может означать начало кризиса 3-х лет (может проходить и раньше около 2х лет) Смысл такого сложного и тяжёлого для родителей поведения ребёнка в том, что он начинает осознавать своё «Я», отдельное от родителей (мамы), и легче всего ему это сделать именно в непослушании, тогда он ярко выделяется, отделяется от мамы, и начинает в прямом смысле себя ощущать. |
Проявления капризов:
-в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
-в недовольстве, раздражительности, плаче.
-в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Отличительные признаки «Капризности»
-Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу.
-Если для упрямого ребенка самое главное - не уступить, а настоять на своем и если взрослый отстанет, махнет на него рукой, он будет только рад, то «ребенок капризуля» наоборот, скорее стремиться добиться большого внимания к себе.
-У упрямого ребенка всегда, есть какое-то свое мнение, желание, цель, которой он добивается или которою он может с жаром отстаивать. Его любимое выражение «Я хочу». Капризный ребенок любит говорить «Я не хочу»
-Капризный ребенок последовательно отказываться от всего, что ему предлагают окружающие. Ему очень нравится быть в центре внимания.
Как вести себя с таким ребенком????
1.Основное, что Вы, родители, должны сделать - это изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции, научиться относиться к нему не как к полностью подчиненному и зависимому существу, а как к человеку.
2.Родители должны сделать над собой усилия и изменить свой метод воспитания.
3.Дорогие родители, ребенка не следует ставить в ситуацию множественного выбора, такие ситуации для ребенка не посильны. Гораздо лучше будет, если ребенку будет предоставлен один вариант поведения (увидел за обедом одну тарелку с супом - съем, а увидел три разных блюда -уже не знает, как быть, и начинает капризничать). |
4.Чтобы ребенок перестал капризничать, большинство родителей считают, что лучше уступить его желанию, чтоб перестал капризничать. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность как форму поведения, наоборот закрепляет. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию неприятную черту характера ребенка, от взрослого требуется огромная настойчивость, терпение и самообладания.
5.Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребенка к правилам и нормам, принятым в человеческом обществе.
6.Необходимо отыскать, что мешает ребенку, что вызывает его протест. Для этого необходимо хорошо представлять себе желания, привычки малыша, и разумно их оценивать.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
-достигнуто не своим трудом.
-не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
-из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
-за поступок, за свершившееся действие.
-начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
-очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
-уметь хвалить не хваля (например: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
Что необходимо знать родителям о детском капризе: 1.Период капризности начинается примерно с 18 месяцев. 2.Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы. 3.Упрямства в более старшем возрасте -тоже вещь вполне нормальная. 4.Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни. 5.Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. 6.Девочки капризничают чаще, чем мальчики. 7.В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз! 8.Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия. |
Всего Вам наилучшего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии в 10 классе "Капризная формула"
Презентация к нестандартному уроку геометрии в 10 классе "Капризная формула", цель которого, доказать и исследовать формулу Эйлера для произвольных многогранников, рассмотреть условия ее су...
Сказка о капризной царевне.
Эту разработку мы проводим много лет во время предметной недели, при посвящении в юные химики. Роли исполняют ученики старших классов. Опыты можно изменять, в зависимости от наличия реактивов....
Театрализованное представление «Капризная принцесса»
Для успешного изучения любого естественного предмета необходимо с самого начала заинтересовать учащихся, показать, что, например, химия, не является "тяжелой" для изучения.Одной из лучших форм для это...
Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс
Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...
"Капризный ребенок"
Любые детские истерики – наше с вами личное производство. Капризный ребенок – родительских рук дело. Это мы позволяем деткам себя так вести, не слушаться и добиваться своего «горлом» и слезами. От тог...
презентация для 2 класса "Сказка о капризной кукле"
презентация выполнена для уроков английского языка во 2 классе, УМК enjoy English...
Как воспитывать капризного ребенка
Рекомендации родителям по воспитанию капризных детей...