Консультация "Упрямый и капризный ребенок"
консультация

Бельских Алина Владимировна

Упрямый и капризный ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upryamyy_i_kapriznyy_rebenok.odt568.08 КБ

Предварительный просмотр:

Упрямый и капризный ребенок.

Понятия «упрямство и капризы» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.

Первые проявления упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей - в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих целей. В этот период малыш уже может иметь мнение и пытаться его отстаивать. Одним из способов настоять на своем, и является упрямство, т.е. первая попытка самоутверждения.

Причины проявления упрямства и капризов

у малыша в раннем детстве (1 до 3 лет):

1.Отступление от привычного уклада жизни - нарушение режима, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только появляется обстановка комфорта, так и исчезает упрямство. Поэтому необходимо найти, что мешает ребенку, что вызывает его протест. Для этого необходимо хорошо представлять себе привычки, потребности и желание малыша, разумно их оценивать.

2.Не своевременное стремление родителей как можно раньше приучать малыша к пользованию горшком или требовать от ребенка то, что ему не по силам.

Если упрямство свойственно, как правило сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающими свое мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. «Капризность как устойчивая форма поведения, «Черта характера» присущая некоторым дошкольникам.

Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей.

Проявления упрямства:

-в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

-выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому  «стоит на своём».

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Капризы и бурная реакция на отказы у детей может означать начало кризиса 3-х лет (может проходить и раньше около 2х лет) Смысл такого сложного и тяжёлого для родителей поведения ребёнка в том, что он начинает осознавать своё «Я», отдельное от родителей (мамы), и легче всего ему это сделать именно в непослушании, тогда он ярко выделяется, отделяется от мамы, и начинает в прямом смысле себя ощущать.

Проявления капризов:

-в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

-в недовольстве, раздражительности, плаче.

-в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Отличительные признаки «Капризности»

-Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу.

-Если для упрямого ребенка самое главное - не уступить, а настоять на своем и если взрослый отстанет, махнет на него рукой, он будет только рад, то «ребенок капризуля» наоборот, скорее стремиться добиться большого внимания к себе.

-У упрямого ребенка всегда, есть какое-то свое мнение, желание, цель, которой он добивается или которою он может с жаром отстаивать. Его любимое выражение «Я хочу». Капризный ребенок любит говорить «Я не хочу»

-Капризный ребенок последовательно отказываться от всего, что ему предлагают окружающие. Ему очень нравится быть в центре внимания.

Как вести себя с таким ребенком????

1.Основное, что Вы, родители, должны сделать - это изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции, научиться относиться к нему не как к полностью подчиненному и зависимому существу, а как к человеку.

2.Родители должны сделать над собой усилия и изменить свой метод воспитания.

3.Дорогие родители, ребенка не следует ставить в ситуацию множественного выбора, такие ситуации для ребенка не посильны. Гораздо лучше будет, если ребенку будет предоставлен один вариант поведения (увидел за обедом одну тарелку с супом - съем, а увидел три разных блюда -уже не знает, как быть, и начинает капризничать).

4.Чтобы ребенок перестал капризничать, большинство родителей считают, что лучше уступить его желанию, чтоб перестал капризничать. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность как форму поведения, наоборот закрепляет. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию неприятную черту характера ребенка, от взрослого требуется огромная настойчивость, терпение и самообладания.

5.Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребенка к правилам и нормам, принятым в человеческом обществе.

6.Необходимо отыскать, что мешает ребенку, что вызывает его протест. Для этого необходимо хорошо представлять себе желания, привычки малыша, и разумно их оценивать.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

-достигнуто не своим трудом.

-не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

-из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

-за поступок, за свершившееся действие.

-начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

-очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

-уметь хвалить не хваля (например: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

Что необходимо знать родителям о детском  капризе:

1.Период капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2.Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы.

3.Упрямства в более старшем возрасте -тоже вещь вполне нормальная.

4.Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5.Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6.Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7.В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8.Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

 

Всего Вам наилучшего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии в 10 классе "Капризная формула"

Презентация к  нестандартному уроку геометрии в 10 классе "Капризная формула", цель которого, доказать и исследовать формулу Эйлера для произвольных многогранников, рассмотреть условия ее су...

Сказка о капризной царевне.

Эту разработку мы проводим много лет во время предметной недели, при посвящении в юные химики. Роли исполняют ученики старших классов. Опыты можно изменять, в зависимости от наличия реактивов....

Театрализованное представление «Капризная принцесса»

Для успешного изучения любого естественного предмета необходимо с самого начала заинтересовать учащихся, показать, что, например, химия, не является "тяжелой" для изучения.Одной из лучших форм для это...

Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс

Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...

"Капризный ребенок"

Любые детские истерики – наше с вами личное производство. Капризный ребенок – родительских рук дело. Это мы позволяем деткам себя так вести, не слушаться и добиваться своего «горлом» и слезами. От тог...

презентация для 2 класса "Сказка о капризной кукле"

презентация выполнена для уроков английского языка во 2 классе, УМК enjoy English...

Как воспитывать капризного ребенка

Рекомендации родителям по воспитанию капризных детей...