«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
консультация на тему
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.
Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.
Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.
Дыхательная функция нуждается в тренировке, при которой необходимо соблюдать следующие условия:
- Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
- Не следует добиваться полного выдоха.
- Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
- Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
- Не ранее чем через 1,5 - 2 часа после еды.
- Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
- Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
- Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.
Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.
Полетность голоса - Это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.
Полетность речи - Это легкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривать слова с усилием. Речь - как ручеек.
Полетности речи можно добиться при систематической работе над дыханием, над развитием дикции, артикуляции, интонационной выразительности.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания
Первый этап:
Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.
Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Примерные упражнения
- Вдох и выдох через нос.
- Вдох и выдох через рот.
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Подышать одной ноздрей, потом другой.
Второй этап:
Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Примерные упражнения, требующие оборудования
- Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.
- «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
- «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
- Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
- Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
- Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
- «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.
- Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.
- Раскрутить дыханием скрученные полоски бумаги.
- Ветряные игрушки – вертушки.
- Мыльные пузыри.
- Дуть в горлышко бутылок разной плотности.
- Духовые музыкальные инструменты.
Примерные упражнения, не требующие оборудования
- «Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.
- «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.
- «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.
- «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
Динамическая дыхательная гимнастика
- Руки верх – вдох, руки вниз – выдох.
- «Насос».
- «Дровосек».
Третий этап:
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.
Сначала гласные, потом согласные.
Примерные упражнения
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».
- Длительное произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
- Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
Четвертый этап:
Цель: Развитие речевого дыхания.
Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.
Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.
Примерные упражнения
- «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
- Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
- «Скороговорки»
«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
- Поговорки.
- Загадки.
Пятый этап:
Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
- Пересказ сказок.
- Разучивание стихов.
- Пение.
Пение.
Это форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь.
Пение оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания
Работа над развитием дыхания во время пения:
- Педагог следит, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не по середине слова.
- Объяснения и показ взрослого.
- Пение по фразам цепочкой или по подгруппам.
- Показ фразы рукой, рисуем в воздухе дугу.
- Попевки с протяжной мелодией.
- Пение в умеренном темпе.
Мастер класс по изготовлению игры «Зоопарк»
- Педагогам предлагаются контуры фигурок животных (слоник, тюлень)
-Переносится фигура на цветной картон и вырезается
- Складываем пополам
- Посередине прокладываем и приклеиваем трубочку от сока
- Кончик трубочки разрезаем на несколько частей
- Складываем фигурку животного и проклеиваем основание.
- В разрезанную трубочку необходимо положить маленький шарик, подуть в трубочку. Шарик немного взлетит.
Можно в наш зоопарк добавить и других животных.
Играйте с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Цель:1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Чей хвост?»
Данная дидактическая игра способствует формированию умения образовывать притяжательные прилагательные у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи"
В методической разработке рассмотрены рекомендации по формированию речевого дыхания у детей....
Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.
Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психолого-логопедические основы речевого развития детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса: совершенствование, систематизация и актуализация знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста.В течение учебного года было проведено три мастер-класса, на которых...
Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания
Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания...