Здоровье детей - интересы семьи и школы
статья на тему

Челобанова Лилия Александровна

Здоровье детей - интересы семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_detey-_interesy_semi_i_shkoly.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л. А. Челобанова
Вольск, МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – ИНТЕРЕСЫ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

        Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической  проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Здоровый  образ  жизни  не занимает пока первое место в иерархии ценностей человека в обществе.  

        Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

        Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

        Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего семья, родители, затем школа.

        Введение в школьные образовательные программы обучения основам здорового образа жизни  должно способствовать тому, что каждый ребенок получит  необходимые знания и приобретет соответствующие навыки.

        Однако реальность такова, что  еще до поступления в школу более чем у двух третей  детей уже сформированы поведенческие привычки, связанные с высоким риском развития хронических заболеваний. Следовательно, обучение в школе ОЗОЖ  должно быть ориентировано не столько на формирование правильных, здоровых поведенческих стереотипов, сколько  на коррекцию уже сложившихся, что является гораздо более сложной задачей.

        К тому  же правильные знания по основам здорового образа жизни, которые он получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный образ жизни. Ребенок оказывается пред трудным выбором своей собственной позиции, поведения. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья будет партнером образовательного  учреждения в этом вопросе.

        Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

        Просветительство семьи – важная часть этой деятельности. В школе стало традицией проведение общешкольных родительских собраний, классных часов с приглашением врачей, специалистов из Вольского  центра Социальной помощи семье и детям  «Семья»,  родителей-медиков, школьного фельдшера, спортсменов. Формы проведения собраний разные: беседы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов по  здоровому образу жизни.  
           При обсуждении любой темы используется позитивный опыт семьи в изменении образа жизни на более благоприятный для здоровья. Практический опыт и советы родителей бесценны и могут стать действенным стимулом для других. Анализируются детали, в том числе трудности, с которыми столкнулась семья, и как их удалось преодолеть.

             Формы общения с родителями не носят назидательный характер, а являются совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон.

              Обучение  здоровому образу жизни  без ориентации на внутренние ценности, без воспитания чувств неполноценно. Острейшей проблемой нашего общества является дефицит доброты и милосердия. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

        Одной из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на пропаганду  здорового образа жизни  с активным участием всех учащихся, являются спортивные соревнования школьников «Президентские состязания». В них каждый соревнуется не столько со своими сверстниками, сколько с самим собой. Согласно положению учителя физкультуры  организуют и проводят эти соревнования, подводятся итоги, награждаются классы и учащиеся за личное первенство.

        Традиционно проводятся утренняя зарядка, физминутки на уроках, веселые переменки для малышей, дни здоровья, «Веселые старты», «А ну-ка, парни!», соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Один день в армии», военно-спортивная эстафета.

        Классные руководители  не представляют работу по формированию  здорового образа жизни  без экскурсий и походов. Здесь важна не только романтика костра, физическая нагрузка, но и общение с природой, закалка характера, прекрасная возможность сплотить коллектив учащихся. Верными помощниками являются родители школы.

        В настоящее время в педагогике возникло особое направление «Здоровьесберегающая педагогика» или «Педагогика оздоровления». Это понятие объединяет в себе все направления деятельности  школы  по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления:

  • здоровый ребенок – достижимая норма детского развития;
  • оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития возможностей детей;
  • индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

               

            Цель здоровьесберегающих технологий  - обеспечить каждому учащемуся возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по  здоровому образу жизни  , научить использовать их в повседневной жизни, сформировать ответственность за свое здоровье. Учителя начальных классов применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии.

        Учителя начальной школы продолжают работать в течение 7 лет по программе «Разговор о правильном питании». Главная цель программы – сформировать у младших школьников не только основы рационального питания, но и воспитание у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Все учащиеся с 1 по 4 классы имеют рабочие тетради. Занятия проводятся в форме игры, темы программы интересные: «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Где найти витамины весной?», «Плох обед, коли хлеба нет» и д.р.

        Работа в этом направлении ведется целенаправленно. Все классы приняли участие в региональном конкурсе во всех номинациях. В эту  работу вовлечены родители обучающихся. Многие семьи стали победителями в различных номинациях.

        Ежегодно от инфекционных заболеваний в мире погибает около 12 миллионов детей! В России имеются все предпосылки среди детей роста заболеваний среди отдельных групп. Употребление наркотиков, особенно вводимых в кровеносную систему, раскованность сексуального поведения при отсутствии элементарных гигиенических знаний  формируют условия, при которых происходит увеличение количества детей, инфицируемых вирусами гепатита В, ВИЧ-инфекцией СПИДом, заражение сифилисом.

        Программа  «Полезная прививка» преследует следующую цель и задачи –способствует  формированию ответственного поведения учащихся в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа для снижения риска распространения инфекции среди подростков.

        У учителей, работающих по данной программе, три функции: он – источник объективной информации, организатор и ведущий дискуссии, воспитатель, к которому могут обратиться дети с вопросом и который им поможет        

        Изменившиеся условия жизни отличают современных детей от их сверстников лет 15 назад. Такие термины, как «наркомания», «порнография», «ВИЧ-инфекция», учителями просто не употреблялись – повода не было. Однако общество не знало и других слов: компьютер, программное обеспечение, информационное пространство. Так что же делать? Как растить детей здоровыми?

        Может, вообще не выпускать их в это самое пресловутое информационное пространство, чтобы не встретились им «буки» порнографии и «бяки» наркомании? Или все же лучше обсудить с ними все стороны современного уклада жизни общества и помочь сформировать стойкий мотивированный стереотип здорового образа жизни  .

        Думаю, вы придерживаетесь второго варианта. И если так, то мы единомышленники. В каждом коллективе есть свои традиции, формы и методы работы по формированию  здорового образа жизни,  а задача у нас одна – сохранить здоровье детей на период обучения и сформировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровые дети - счастье семьи".

В данном документе описанны проблему курения и наркомании,как предовратить издержки привычек курения и наркомании....

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы "Здоровые дети в здоровой семье"

Сценарий мероприятия, раздаточные материалы, материалы для жюри....

Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"

Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....

Родительское собрание. «Сохранение детского здоровья – приоритетная задача семьи и школы».

Родительское собрание   «Сохранение детского здоровья – приоритетная задача семьи и школы».     Цели и задачи: Формирование мотивации к здоров...

Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш велики...


 

Комментарии

Полоскова Мария Дмитриевна

Важнейшая тема!