Здоровье детей - интересы семьи и школы
статья на тему
Здоровье детей - интересы семьи и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_detey-_interesy_semi_i_shkoly.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. А. Челобанова
Вольск, МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – ИНТЕРЕСЫ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии ценностей человека в обществе.
Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего семья, родители, затем школа.
Введение в школьные образовательные программы обучения основам здорового образа жизни должно способствовать тому, что каждый ребенок получит необходимые знания и приобретет соответствующие навыки.
Однако реальность такова, что еще до поступления в школу более чем у двух третей детей уже сформированы поведенческие привычки, связанные с высоким риском развития хронических заболеваний. Следовательно, обучение в школе ОЗОЖ должно быть ориентировано не столько на формирование правильных, здоровых поведенческих стереотипов, сколько на коррекцию уже сложившихся, что является гораздо более сложной задачей.
К тому же правильные знания по основам здорового образа жизни, которые он получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный образ жизни. Ребенок оказывается пред трудным выбором своей собственной позиции, поведения. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья будет партнером образовательного учреждения в этом вопросе.
Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.
Просветительство семьи – важная часть этой деятельности. В школе стало традицией проведение общешкольных родительских собраний, классных часов с приглашением врачей, специалистов из Вольского центра Социальной помощи семье и детям «Семья», родителей-медиков, школьного фельдшера, спортсменов. Формы проведения собраний разные: беседы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов по здоровому образу жизни.
При обсуждении любой темы используется позитивный опыт семьи в изменении образа жизни на более благоприятный для здоровья. Практический опыт и советы родителей бесценны и могут стать действенным стимулом для других. Анализируются детали, в том числе трудности, с которыми столкнулась семья, и как их удалось преодолеть.
Формы общения с родителями не носят назидательный характер, а являются совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон.
Обучение здоровому образу жизни без ориентации на внутренние ценности, без воспитания чувств неполноценно. Острейшей проблемой нашего общества является дефицит доброты и милосердия. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Одной из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на пропаганду здорового образа жизни с активным участием всех учащихся, являются спортивные соревнования школьников «Президентские состязания». В них каждый соревнуется не столько со своими сверстниками, сколько с самим собой. Согласно положению учителя физкультуры организуют и проводят эти соревнования, подводятся итоги, награждаются классы и учащиеся за личное первенство.
Традиционно проводятся утренняя зарядка, физминутки на уроках, веселые переменки для малышей, дни здоровья, «Веселые старты», «А ну-ка, парни!», соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Один день в армии», военно-спортивная эстафета.
Классные руководители не представляют работу по формированию здорового образа жизни без экскурсий и походов. Здесь важна не только романтика костра, физическая нагрузка, но и общение с природой, закалка характера, прекрасная возможность сплотить коллектив учащихся. Верными помощниками являются родители школы.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление «Здоровьесберегающая педагогика» или «Педагогика оздоровления». Это понятие объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления:
- здоровый ребенок – достижимая норма детского развития;
- оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития возможностей детей;
- индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить каждому учащемуся возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни , научить использовать их в повседневной жизни, сформировать ответственность за свое здоровье. Учителя начальных классов применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии.
Учителя начальной школы продолжают работать в течение 7 лет по программе «Разговор о правильном питании». Главная цель программы – сформировать у младших школьников не только основы рационального питания, но и воспитание у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Все учащиеся с 1 по 4 классы имеют рабочие тетради. Занятия проводятся в форме игры, темы программы интересные: «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Где найти витамины весной?», «Плох обед, коли хлеба нет» и д.р.
Работа в этом направлении ведется целенаправленно. Все классы приняли участие в региональном конкурсе во всех номинациях. В эту работу вовлечены родители обучающихся. Многие семьи стали победителями в различных номинациях.
Ежегодно от инфекционных заболеваний в мире погибает около 12 миллионов детей! В России имеются все предпосылки среди детей роста заболеваний среди отдельных групп. Употребление наркотиков, особенно вводимых в кровеносную систему, раскованность сексуального поведения при отсутствии элементарных гигиенических знаний формируют условия, при которых происходит увеличение количества детей, инфицируемых вирусами гепатита В, ВИЧ-инфекцией СПИДом, заражение сифилисом.
Программа «Полезная прививка» преследует следующую цель и задачи –способствует формированию ответственного поведения учащихся в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа для снижения риска распространения инфекции среди подростков.
У учителей, работающих по данной программе, три функции: он – источник объективной информации, организатор и ведущий дискуссии, воспитатель, к которому могут обратиться дети с вопросом и который им поможет
Изменившиеся условия жизни отличают современных детей от их сверстников лет 15 назад. Такие термины, как «наркомания», «порнография», «ВИЧ-инфекция», учителями просто не употреблялись – повода не было. Однако общество не знало и других слов: компьютер, программное обеспечение, информационное пространство. Так что же делать? Как растить детей здоровыми?
Может, вообще не выпускать их в это самое пресловутое информационное пространство, чтобы не встретились им «буки» порнографии и «бяки» наркомании? Или все же лучше обсудить с ними все стороны современного уклада жизни общества и помочь сформировать стойкий мотивированный стереотип здорового образа жизни .
Думаю, вы придерживаетесь второго варианта. И если так, то мы единомышленники. В каждом коллективе есть свои традиции, формы и методы работы по формированию здорового образа жизни, а задача у нас одна – сохранить здоровье детей на период обучения и сформировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ как фактор формирования здоровых отношений между семьей и школой, а так же формирование единого учебно-воспитательного пространства
взгляд на взаимоотношения семь и школы...
"Здоровые дети - счастье семьи".
В данном документе описанны проблему курения и наркомании,как предовратить издержки привычек курения и наркомании....
Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы "Здоровые дети в здоровой семье"
Сценарий мероприятия, раздаточные материалы, материалы для жюри....
Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"
Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....
Сохранение детского здоровья приоритетная задача семьи и школы
Выступление на родительском собрании...
Родительское собрание. «Сохранение детского здоровья – приоритетная задача семьи и школы».
Родительское собрание «Сохранение детского здоровья – приоритетная задача семьи и школы». Цели и задачи: Формирование мотивации к здоров...
Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш велики...
Комментарии
Важнейшая тема!
Важнейшая тема!