ИГРУШКА – ЭТО СУДЬБА?..
занимательные факты на тему

Зибилюк Галина Павловна

Детские игры помогают лучше понять характер крохи, отчасти предсказать его будущие увлечения и пристрастия.

Играя, малыш учится действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игрушка - это судьба?35 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКА – ЭТО СУДЬБА?..

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

Мы оформляем мир наших детей по своему разумению, а потом, бывает, удивляемся их «неожиданным» желаниям и настроениям. Присмотревшись повнимательнее к детским играм, мы могли бы лучше понять характер крохи, отчасти предсказать его будущие увлечения и пристрастия. Играя, малыш учится действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с окружающим миром.

Припомните, какие игрушки вы любили в детские годы. Психологи считают, что на этом основании многое можно сказать о характере взрослого человека. Ведь игрушка – это предмет, несущий в себе знаково-символическую функцию. Во все времена и у всех народов она выступала более или менее точным аналогом реальных предметов – инструментов, оружия, посуды и т.п. Маленький ребёнок ещё не в состоянии выполнить многие действия взрослых, но он может «проиграть» их понарошку, используя не реальные предметы, а своего рода их заместители – самые разные предметы, иногда лишь отдалённо напоминающие реальные. Например, карандаш можно представить в качестве градусника, кинжала, детали архитектурной постройки. Конечно, игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребёнка к этим предметам. Малыш познаёт их функциональное назначение, и это помогает ему войти в мир настоящих вещей. Но не меньшее, а, пожалуй, даже большее развивающее значение имеют предметы с не столь выраженными функциональными свойствами. По сути дела, взросление в том и состоит, что человек учится решать проблемы. А главная проблема – приспособить окружающий мир к удовлетворению своих нужд и запросов. Если приспосабливать ничего не требуется, а надо лишь пользоваться, то и сам  психологический механизм принятия решения формируется с трудом.

А ЧЕМ ИГРАЛИ ВЫ?

Вспомните, каким игрушкам вы в своё время отдавали предпочтение – многофункциональным (пускай и неказистым) или тем, что обладали определённой формой и свойствами?

Может быть, вы любили мастерить поделки из природного материала, охотно использовали в игре бытовые предметы, наделяя их разными функциями. Это означает явное преобладание конструктивного творческого мышления, стремление приспособить окружающий мир к своим потребностям и интересам. Если же вы ценили, чтобы игрушечный пистолет был похож на настоящий, а напёрстки и коробки считали неважной заменой игрушечной посуды, значит, ваше мышление – конкретное, привязанное к заданным условиям. Люди такого склада часто бывают добросовестными исполнителями,  умеющими приспособиться к требованиям жизни. В этом отношении очень показательна такая игрушка, как конструктор. Обычно набору деталей сопутствует схема сборки каких-то конкретных сооружений. Ребёнок, который досконально следует этой схеме, вероятно, вырастет человеком, предпочитающим обычный ход событий и не любящим неожиданностей. Оригинальные постройки, наоборот, свидетельствуют о тяге к экспериментированию. К тому же человек, задумывающий какую-то постройку без схемы-опоры, вероятно, вполне уверен в собственных силах.

Ещё более показательный материал – пластилин. Любители играть с ним обожают усовершенствования, причём стараются, не ограничиваясь фантазиями, создать новую реальность. Равнодушие к пластилину выдаёт основательность мышления, стремление оперировать чёткими, а не расплывчатыми формами.

Спортивные игрушки (например, мяч)  предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям. Такие люди, что-то задумав, стараются действовать быстро и решительно. Они страстные любители всяческих соревнований, в которых стремятся участвовать, а не только наблюдать. Для полного счастья им необходимо общение с близкими по духу людьми, готовыми разделить и оценить их активность.

Мягкие игрушки – мишки, собачки, а также всевозможные куклы считаются игрушками для девочек. Конечно, если мальчик проявляет повышенный интерес к игре в куклы, тут, возможно есть повод насторожиться: в качестве мальчика он (скорее всего по вине родителей) чувствует себя не очень уютно. Однако многие мальчики, особенно в младшем возрасте, охотно играют с мягкими игрушками. И это нормально. Позднее их заменяют солдатики, - по сути, те же мальчишеские куклы. Любовь к игрушкам – копиям животных и сказочных героев говорит о том, что ребёнок ориентирован не эмоционально насыщенное общение. Ведь кукла выступает для него идеальным другом, который всегда правильно себя ведёт, всё понимает и не помнит зла. Плохо только, если такой товарищ – единственный, а настоящих нет. Впрочем, ребёнок, ориентированный на эмоциональную сторону отношений, как правило, имеет достаточно друзей.

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ?

Особого разговора заслуживают так называемые агрессивные игрушки, главным образом копии оружия. Отношение к ним сложилось неоднозначное, хотя мальчишки испокон века играли в военные игры. Это естественно: в игре растущий человек стремится освоить формы поведения взрослых, приобщиться к образцам мужественности. А воин – это утверждённый веками идеал мужчины.

Сегодня в соответствии с модными психологическими течениями кое-где проводятся демонстративные акции по якобы антимилитаристскому воспитанию. Так, однажды группой энтузиастов было предложено мальчикам-дошкольникам сдать свои военные игрушки и получить взамен плюшевых игрушек. Собранная куча «оружия» была торжественно сожжена. Но организаторы этой акции, по мнению психологов, достигли совершенно не той цели, к которой стремились. В самосознании мальчишек произошёл болезненный надлом: у них отняли символы формирующейся мужественности и заставили символически соскользнуть на стадию младенчества. Как говорили древние, всё есть лекарство и всё есть яд – важна только мера. Ведь пластмассовый пистолет – это всего лишь игрушка. И манипуляции с ним в разумных пределах даже полезны для формирующейся личности мальчика. Однако выход за эти пределы должен настораживать. Чрезмерное пристрастие к стрельбе – пускай даже понарошку – скорее всего свидетельствует о каких-то внутренних психологических конфликтах малыша, не находящих иной разрядки, кроме символического «пиф-паф». Обратите внимание, в кого чаще всего целится юный стрелок. Если в сверстника, то, вероятно, он не вполне удовлетворён тем, как складываются его отношения с ними. Если в родителей, то, значит, их воспитательные установки он приемлет с напряжением. Если же вообще во всё на свете, то тут речь идёт об общей неприспособленности к миру, который малыш неосознанно воспринимает как враждебный и поэтому стремится ответить встречной агрессией. Таким образом, увлечение игрушечным оружием вовсе не свидетельствует о формирующейся агрессивности, как это вам может показаться. Скорее, наоборот – к настоящему оружию тянутся те взрослые, которые в детстве не наигрались в игрушечное.

Не имеет смысла ограничивать кроху в одних играх и навязывать ему другие. Лучше присмотритесь к его склонностям и интересам, которые и отражают подлинную природу личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...

Методическая разработка по изготовлению игрушки из различного вида тканей «Игрушка - шарик»

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 11 - 12 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка». В технологической карте показывается порядок изготовления игрушек на пр...

Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)

Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества"....