Использование метода мнемотехники для работы с дошкольниками
консультация на тему
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется метод мнемотехники.
Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»)- это система методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней чётко фиксируются зрительные образы. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего внимания. А после наблюдения (зрительного, слухового и осязательного) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем либо, что мы уже знаем и помним. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Работа по мнемотехнике, как и любая, строится от простого к сложному: начинают работу с простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. С детьми младшего дошкольного возраста начинают работать с мнемеквадратов.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Например, картинка на кабинке в приемной или на шкафчике, где висит полотенце, является мнемоквадратом. Таким образом, дети младшего возраста запоминают, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки.
Мнемодорожка – представляет собой простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратов (картинок). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Для детей младшего и среднего возраста схемы необходимо давать цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и т.д
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы используют для развития связной речи детей:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Существует ряд требований к использованию мнемотаблицы:
ü работу следует начинать при условии сформированных представлений детей о свойствах и признаках предмета;
ü мнемотаблица должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
ü схема должна быть доступной детям в повседневной жизни;
ü она должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
ü одновременно можно использовать мнемотаблицы только одного вида. Размер мнемотаблицы может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:
-для средних групп - таблицы на 6 клеток ; таблицы на 9 клеток (3на3);
-для старших групп - таблицы на 16 клеток (4на 4); на 25 клеток (5на5).
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.
Например, детям задают вопрос: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?». Изображение главных героев сказки, через которых идет понимание самой сказки, будет являться опорным в таблице.
этап 2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов к образу.
этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:
· у детей появляется желание пересказывать сказки;
· у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
· активизируется словарный запас;
· дети преодолевают робость и застенчивость.
Самое главное в обучении связной речи при помощи мнемотаблицы – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ.
Мнемотаблицы очень помогают детям в разучивании стихотворений. Нужно просто зашифровать строчку или слово и дети быстрее запоминают текст. Малышам предлагают символы, называя их. В старшем возрасте дети сами придумывают их, что позволяет ещё быстрее запомнить стихотворение.
Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть не слишком схематичной, не слишком подробной. Она не обязательно должна быть произведением искусства, требующей художественных навыков. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют, для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, она должна просто моментально напомнить слово или выражение, которое вы выразили пиктограммой.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это ни одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Они должны быть яркими и узнаваемыми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
После занятия мнемотаблица остаётся на видном месте, чтобы дети могли по желанию рассказать текст друг другу.
Использование опорных схем приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Мнемотаблицы можно использовать при загадывании и отгадывании загадок. Дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапах обучения воспитатель подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан и объяснить, как они угадали объект. Позже дети составляют свои мнемозагадки и загадывают их другим.
При ознакомлении дошкольников с окружающим миром, опорные схемы обеспечивают успешное усвоение детьми знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы: их особенностях, существенных признаках, структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
· добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
· формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
· применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на развитии ребёнка.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mnemotehniki.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника в переводе с греческого – « искусство запоминания » Мнемотехника – это система методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
мне Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемотаблицы Мнемодорожки
Мнемоквадрат - это лист бумаги ( квадрат ), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак.
Мнемодорожка – схема, состоящая из 4-х мнемоквадратов (картинок). Машенька взяла корзинку, пошла в лес собирать грибы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов: этап 1 . Рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено. этап 2 . Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов к образу. этап 3 . После перекодировки осуществляется рассказывание с опорой на символы (образы).
Примерная схема к сказке «Теремок»
Мнемотаблица к разучиванию стихотворения Прилетела к нам вчера полосатая пчела. А за нею – шмель- шмелёк и весёлый мотылёк. Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. Приходили муравьи и травинку принесли. А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.
В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его с...
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи у младших школьников
Тема исследованияИспользование метода мнемотехники в развитие связной речи...
Выступление на районном семинаре-практикуме " Изографы как одно из направлений использования мнемотехники в работе с дошкольниками"
Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, ...
«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций....
Использование методов мнемотехники на уроках английского языка
В статье представлены известные приемы мнемотехники и возможность их использования на уроках английского языка для запоминаия лексики....