Консультация для родителей:"Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников".
консультация на тему
Консультация для родителей, в которой раскрыты причины нарушения звукопроизношения у дошкольников и поэтапность работы по формированию произносительных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopitanie_zvuk._kultury_rechi_u_doshkolnikov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа в дошкольном учреждении общеобразовательного типа включает в себя несколько направлении. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция, и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, направленные на исправление произношения, поскольку нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшее беспокойство родственников ребенка. Но при таком подходе часто не рассматриваются другие направления работы логопеда.
Среди причин речевых нарушений можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- дефицит йода и фтора;
- патологии беременности;
- родовые травмы;
- ослабленное здоровье детей;
- различные социальные причины.
Среди социальных причин появления речевых нарушений прежде
всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков.
Нарушение звуковой культуры речи, возникающее в дошкольном возрасте, в дальнейшем может повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.
По мнению многих специалистов, раннее начало формирования правильного звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в ее формировании принадлежит родителям. Если одна из задач логопеда - это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном ее развитии, то родители должны заниматься ее формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связности, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системной работы по ее развитию. Основные компоненты звуковой культуры речи - это ритмико-мелодическая сторона (интонация) и звуки (система фонем). Работа по формированию звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов:
- подготовительный;
- появление звука;
- усвоение и автоматизация звука (его правильное произнесение в связной речи).
Два первых этапа включают в себя:
- формирование слухового внимания;
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
- усиление подвижности артикуляционного аппарата;
- уточнение артикуляции и произнесения звука или его вызывание по подражанию.
В детском саду широко используются различные игры на формирование слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляются слабые мышцы пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, соблюдения заданного темпа в движении.
Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим педагогические причины таких нарушений. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом служит и речевое сопровождение игры. В связи с этим целесообразно также ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволяет более комплексно развивать их мелкую моторику.
Уточнение артикуляции и произнесения звука очень важно при работе по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Обычно этот вид работы проводится коллективно: дети заучивают и проговаривают стихотворения и речевки, насыщенные соответствующим звуком или включающие в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же он еще не сформирован или процесс автоматизации не завершен, то происходит его дефектная фиксация, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекции. Поэтому целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговаривание речевок. Взрослый должен говорить четко, выделяя наиболее значимые моменты, желательно не в быстром, умеренном темпе.
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков невозможно без предварительного развития артикуляционной моторики. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Со звуками речи детей знакомят в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при ее нормальном развитии. Предварительно необходимо выполнять артикуляционные тренировочные упражнения, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Комплекс такой гимнастики нужно делать в группе и дома.
Такая последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...
Воспитание звуковой культуры речи
Материал о звуковой культуре речи детей. Содержит рекомендации для воспитания у детей звуковой культуры речи....
Воспитание звуковой культуры речи, посредством пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.
«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки...
Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"
Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) является актуальной проблемой при работе с современными дошкольниками не только для логопедов. В своей консультации я хочу обратить внимание воспитателей ДОУ ...
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и пред...
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...