Воспитание звуковой культуры речи, посредством пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.
консультация по теме
«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?
Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать правильно – целое искусство. Родители первоклассников, прочитав эти слова, согласно закивают, испустив тяжкий вздох, родители дошколят недоуменно пожмут плечами.
Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда: «главное, что рисует!» - говорит одна мама. Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – «не важно, зато пишет!» - говорит другая. Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад № 994
Консультация для воспитателей
«Воспитание звуковой культуры речи, посредством пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста».
Учитель-логопед
Таран Ю.В.
Москва, 2013 г.
«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?
Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать правильно – целое искусство. Родители первоклассников, прочитав эти слова, согласно закивают, испустив тяжкий вздох, родители дошколят недоуменно пожмут плечами.
Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда: «главное, что рисует!» - говорит одна мама. Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – «не важно, зато пишет!» - говорит другая. Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…
А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк, устойчивая нелюбовь к письму и претензии к воспитателям детского сада – «не научили, мол, моего ребенка! Не подсказали мне!»
Почему же одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов «мелкая моторика», безусловно, известно сейчас каждому, как и то, что ее надо всячески развивать и что она, в свою очередь, влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.
Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом, конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки – на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.
И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь каждый день, по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом – просто пара пустяков.
А сегодня, пожалуй, никто не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» инее успевают учиться вместе со своим хозяином.
Вот и получается, что шестилетка бодро читает, считает и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.
Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.
Среди них – пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. С чего же начать это непростое восхождение? Давайте будем разбираться.
Развивать пальчики ребенка можно практически с рождения, делая массаж ладошек и рассказывая несложные стихи (например: «Сорока-Белобока», «Ах как я Ванечку люблю!» и т.п.).
Ближе к трем годам с детьми можно проговаривать и показывать различные стишки-потешки. При этом задача выучить стихи здесь не стоит, поэтому не следует заставлять ребёнка проговаривать слова. Он только повторяет за взрослым движения. Если сам ребёнок хочет проговорить последнюю строчку или даже всё стихотворение – радуйтесь. Но не заставляйте этого делать. Хорошо, если данные стихи будут систематизированы по основным лексическим темам, таким образом, дети будут повторять и закреплять то, что они проходят на других занятиях.
Ребенок четырех лет готов уже к более серьезным занятиям, поэтому комплекс пальчиковой гимнастики можно дополнить раскрасками и грамматическими заданиями все по тем же лексическим темам.
Дети пяти лет, как правило, относятся к занятиям более серьёзно, чем четырёхлетние. Они как бы вдруг осознают, что это нужно не нам – педагогам, а им самим. Они сравнивают себя с другими и радуются своим успехам. Они жаждут похвалы за хорошо выполненное задание (и заслуживают её!).
Пятилетний ребёнок вполне способен раскрашивать по одной картинке ежедневно. Обязательно проделывайте с ребёнком и все грамматические задания, соответствующие той или иной лексической теме. Вы можете услышать много интересного, ведь система грамматических представлений ребёнка может быть ещё не до конца сформирована. Исправляйте его ошибки, давайте образцы правильной речи, но ни в коем случае не высмеивайте.
Главная задача обучения шестилетних детей — это всесторонняя подготовка к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется подготовительной. Этим детям доступны самые различные задания. Поэтому целесообразно будет сочетать развитие мелкой моторики с другими видами деятельности ребёнка. Можно выполнять следующие виды заданий:
«Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (необходимого для выработки красивого почерка).
«Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве.
«Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изображение предмета) – это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок.
«Раскрась только...» - раскраски как таковые в подготовительной группе уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно.
Будьте внимательны при объяснении фонематических заданий. Они здесь разных видов: «Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов».
Если ребёнок — левша, то рекомендуем все задания на дорисовывание половинок и зеркальные рисунки сначала перерисовать наоборот, т. е. вы нарисуете правую половину (правый рисунок), а ребёнок дорисует левую половину (левый рисунок).
Вовсе не обязательно пальчиковая гимнастика должна сопровождаться рифмами. Детям постарше можно, например, рассказать сказку о маленьком гномике, который отправился в лес. Топ – топ (указательный и средний палец топают по столу, изображая ножки). А навстречу ему два ежика (руки шлепают по столу ладошками вниз). Шлеп – шлеп. Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек (сжимаем кулачок правой руки). Потом колючки расправил, перестал бояться (пальчики – колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз). Другой ежик испугался, сжался в комочек (другая рука сжимается в кулак. Дальше асимметричные движения рук. Левая в кулаке – правая растопыривает пальцы, и наоборот). Этот ежик боится, а тот – колючки расправляет, теперь первый в клубочек сжимается, а второй храбрым становится.
Продолжение сказки целиком зависит от вашей фантазии. Гномик может убежать быстро из лесу (указательный и средний палец изображают бегущие ножки), а может приползти змея (плавные движения ладони и кисти руки).
Упражнения для более «взрослых» пальчиков могут быть такими: Раз, два, три, четыре, пять (в такт словам поочередно, начиная с мизинчика, загибаем пальчики на правой руке). Будем пальчики считать (теперь поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого, на этой же руке). Всех собрали (сжимаем ладошку в кулак). Посчитали (разжимаем ладошку, а пальчики держим растопыренными). Оказалось ровно пять (указательным пальцем левой руки поочередно дотрагиваемся до кончиков пальцев правой). После этого меняем руки и выполняем все упражнения сначала, но уже левой рукой.
Если вы думаете, что это нетрудно, попробуйте-ка потренироваться сами в довольно быстром темпе. Поверьте, пересчитать в определенном ритме пальцы на руке, просто сгибая и разгибая их по очереди, задача не из легких даже для взрослых. А 3- 4-х летний малыш с первого раза с ней точно не справится.
Но уже через несколько дней эта зарядка у него будет получаться все лучше и лучше. Вы удивитесь, обнаружив, что буквально на глазах непослушные прежде пальчики приобретают завидную ловкость.
Хотите усложнить пальчиковую гимнастику либо добавить новые упражнения? Просто попробуйте «рассказать" пальцами новую историю или стишок. Покажите, как капает дождик за окном (с помощью пальцев обеих рук), как он постепенно превращается в ливень (удары все чаще), а в углу тихонечко скребется мышка (кончиками пальцев поскребите по поверхности стола). Словом, фантазируйте от души!
Ежедневную работу по развитию мелкой моторики ребенка в детском саду можно выстроить так:
- В понедельник знакомимся с новым стишком и разучиваем движения к нему по определенной лексической теме (специально заучивать слова не нужно, но если ребёнок запомнит их самостоятельно – очень хорошо!);
- Во вторник, среду и четверг можно раскрашивать, штриховать и дорисовывать половинки картинок по изучаемой теме, а также выполняем грамматические и фонетические задания;
- В пятницу можно обобщить все полученные за неделю знания и закрепить их на практике, а также поиграть в любую пальчиковую игру на эту тему.
Подытожив все выше сказанное, хотелось бы отметить, что пальчиковые игры не только полезны для развития речи и мышления, они также очень удобны для ежедневного выполнения, т.к:
Во-первых, это идеально подходит для сверхзанятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша, и воспитатель в силах привить эту культуру родителям.
Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.
И, в-третьих, малышам она очень-очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...
пособие по воспитанию звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики у детей 5-7лет с ффнр
упражнения и речевой материал по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики...
презентация и мастер -класс по для учителей-логопедов по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики
раскрывается значение воспитания звуковой культуры речи, способы использования в работе фонетической ритмики...
Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...
Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.Воспитание з...
Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ...