"Развитие речи детей 3-4 лет»
консультация по теме
Консультация для педагогов и родителей "Развитие речи детей 3-4 лет»
(вторая младшая группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.11.17_konsultatsiya_dlya_roditeley_3_gr._word.docx | 253.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей "Развитие речи детей 3-4 лет»
(вторая младшая группа).
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
- Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
- Задавать вопросы;
- Активно включаться в разговор;
- Объяснять содержание картины, ситуации;
Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
- развитии умения согласовывать слова в предложении;
- употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
- употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
- «Один – много»: матрёшка - матрёшки, машина - машины.
- «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
- «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
- развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
- поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
- упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
- Развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
- Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
- Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.
Трудно переоценить роль хорошо развитой в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Д...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...
родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....
Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"
Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...
Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»
Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...