Сценарий родительского собрания в 5 классе по теме:"Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене"
материал (5 класс) на тему

Карпова Галина Николаевна

Сценарий родительского собрания в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya_v_5_klasse.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №3

Сценарий родительского собрания по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

                                                                                                                                                                           

                                                                                                   Выполнила:    

                                                                                    Карпова Галина Николаевна

                                                                                         учитель математики

                                         муниципального автономного общеобразовательного  

                                учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

                                                                                            города Когалыма

                                    Пояснительная записка

                                                             «Люди вместе могут совершить то, чего

                                                                не могут в одиночку: единение умов и

                                                               рук, сосредоточение сил может стать

                                                               почти всемогущим»

                                                                                                              Д.Уэбстер

Актуальность.

Переход из начального звена в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе- одним из труднейших периодов школьного обучения. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов. Для реализации этой задачи мною запланировано родительское собрание  по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Цель мероприятия: создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене; оценка адаптационного периода в классе; решение и профилактика проблем;

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;

- ознакомить родителей с психологическими особенностями периода адаптации;

- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

- привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации.

План мероприятия:

1.Вступительное слово классного руководителя.

2.Советы и рекомендации специалистов.

     а) физиологические трудности адаптации пятиклассников к  школе

     б)  психологические трудности адаптации пятиклассников к школе

3.Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению

       а) Ролевая игра «Услышать ребёнка»

        б) Тестирование «Какой вы родитель?»

4. Подведение итогов. Рефлексия.

5.Самодиагностика учителя.

Форма проведения: родительское собрание-консилиум, включает в себя дискуссию, рефлексию.

Правовые основы организации мероприятия: Федеральный  закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Участие родителей в мероприятии добровольное, бесплатное и руководствуется статьей 38 п.2 Конституции РФ. Мероприятие направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в осознании проблемы адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено.

Алгоритм включения родителей в мероприятие: участие в анкетировании, работа в творческих группах, выполнение практических упражнений, рефлексия.

Инструментарий включения родителей: представление готового продукта в результате совместной работы родителей в группе, рекомендации, опрос. Мультимедийное сопровождение

Рефлексия: осуществляется в различных формах, в том числе через погружение в проблему- работу родителей в группах, где им предлагается найти самостоятельной решение по конкретной теме.

Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия: анкета

Планируемые результаты: В результате родители знакомятся с особенностями адаптационного периода, разрабатывают правила поведения ребенка-ученика 5 класса. Происходит формирование родительского коллектива.

                                              Основная часть

                               Сценарий родительского собрания

 «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Тема: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем; создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене.

Оборудование и материалы:

1. Анкеты, памятки

2.Мультимедиа

План мероприятия:

1.Вступительное слово классного руководителя.

2.Советы и рекомендации специалистов.

     а) физиологические трудности адаптации пятиклассников к  школе

     б)  психологические трудности адаптации пятиклассников к школе

3.Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению

       а) Ролевая игра «Услышать ребёнка»

        б) Тестирование «Какой вы родитель?»

4. Подведение итогов. Рефлексия.

5.Самодиагностика учителя.

Участники: классный руководитель,  психолог, родители.

Подготовительный этап:

Подготовка к собранию начинается за две недели. В этот период проводится: анкетирование среди учащихся по темам: « Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», « Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам», конкурс рисунков на тему «Я в школе», среди родителей тестирование «Всё ли благополучно у вашего ребенка в школе» ,учащимися готовятся красочные приглашения. Готовятся буклеты для родителей по теме собрания.

                              Ход мероприятия:

1.Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые мамы и папы, гости нашего собрания!

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы –это сложный и ответственный период: от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача -  разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются , и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидеть наших детей глазами психолога, учителей-предметников, родителей.

Начнем наше родительское собрание.

Вашему вниманию предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

1.Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2.Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

3.Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

1.Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе

После консультации с медицинским работником, классный руководитель знакомит родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. И обращает внимание родителей на следующие моменты:

1.Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.

2. Быстрое  физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.

3.Изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:

-необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий  для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

  -наблюдение родителей за правильной осанкой во время выполнения домашних занятий, правильности светового режима;

-обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов  овощей, организация правильного питания;

-забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности;

-активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;

- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

2. Обсуждение вопроса «Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе»

Школьный психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребенка;

- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

- степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные  и внеучебные контакты;

- состояние его физического здоровья, связанного с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу в котором учиться ребенок, общение со своим ребенком в конце прошедшего школьного дня

- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

-недопустимость физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей;

-исключение таких мер наказаний, как лишение удовольствий;

-предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

3. Обсуждение вопроса «Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению»

А). Ролевая игра «Услышать ребенка»

(проводят классный руководитель и психолог)

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную работу сделал, а она говорит- списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями»

Родителям – актерам даются следующие установки к исполнению ролей (перед собранием):

-ребенок злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты;

-«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения( давление на ребенка, крик, угрозы)

- «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости);

-«бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может четко сформулировать свои советы);

Зрителям (остальным родителям) даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

(Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать не правильность данных тактик поведения)

Обсуждение ситуации начинается  с обращения к «актерам»:

- Что вы чувствуете сейчас?

- Что вы чувствовали, исполняя свою роль?

- Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Классный руководитель: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные ответы, из которых можно составить список наших ошибок:

-это приказы,  команды, угрозы  (Что значит не пойду? Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником?);

-морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребенок просто перестаёт вас слышать;

-критика, выговоры ( «У всех дети как дети, а у меня… И в  кого ты такой уродился?   Что ты там опять натворил?);

-расследования, высмеивание, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем!  Двоечник!)

-«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

-предложение готовых решений («Сделай так..», «Скажи завтра учителю…») ,которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельно.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, указать на ошибки и недостатки.

И ,конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. В итоге раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё сильнее и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения ПСИХОЛОГ делает акцент на некоторых моментах:

-несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации -авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;

-подчеркивание неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространённость, и, при этом, недоумение родителей, что их ребенок не поддается воспитанию;

Существуют ли какие-нибудь практические приемы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Самая распространенная,  и иногда справедливая, жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!»

Классный руководитель.

Вопросы к родителям:

-Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан?

-Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?

-Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?

-В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

Психолог.

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами ребенка, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и подрастающими детьми.

Тест «Какой вы родитель? (проводит классный руководитель)

Я уверенна, что абсолютно все хотят получить ответ на этот вопрос. Поэтому мы предлагаем именно этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Не смей этого делать!

2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8. Я в твое время!

2

9. Ты моя опора и помощник (ца).

1

10.О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты…

0

14. Какой ты у меня сообразительный!

0

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Классный руководитель

Разрешите ознакомить вас с обращением учащихся к родителям. Оно составлено на основе анкет учащихся (демонстрируется на экране).

Обращение учащихся к родителям

Любимые мамы и папы!

  • Помните, что мы – самое дорогое и ценное, что у вас есть.
  • Берегите нас, ваших детей, любите нас.
  • Относитесь к нам, как к своим друзьям, тогда мы тоже станем вашими друзьями.
  • Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем.
  • Станьте внимательнее и ласковее, не кричите на нас.
  • Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.

4. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  • Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  • Какая часть вызвала особый интерес?
  • Ваши предложения и пожелания на будущее.

В конце собрания родителям выдаются рекомендации в  виде буклета.

Оцените нашу встречу, ответив на вопросы анкеты.

1.Имя участника

2.Степень включенности 012345678910

3.Что Вам понравилось больше всего?

4.Что Вам не понравилось?

5.Ваши замечания и пожелания.

Благодарю за активное участие и творческую работу. Досвидания.

5.Самодиагностика учителя.

Все ли родители участвуют в дискуссии_________________

Если нет, то почему?__________________________________

Смогли ли вы ответить на все вопросы родителей?________

Если нет, то, по каким вопросам вы оказались не подготовлены?_________

Уложились ли вы в отведенное время?________________________

Если нет, то, что вам помешало?______________________________

Как вы оцениваете собрание по пятибалльной системе?_______________

Какие выводы и рекомендации вы можете дать по проведению мероприятия?_______________________

Использованная литература:

1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А.Алексеевой.- М.: ТЦ Сфера, 2001

2. Максимович О. Советы на весь год.// Учительская газета, № 35, 29 августа 2000 г.

3. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.

5. Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс, программа адаптации детей к средней школе, М.: 2003, Генезис.

6.      Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

7. Соcова Н.Л. В пятый раз — в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. СПб., 2001.

8. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. Вопросы психологии, 1998, № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

Текст предназначен для родителей 5-классников. Рассматриваются основные этапы, проблемы, возникающие у детей при переходе из начальной школы в основную. Предлагаются возможные варианты корректировки п...

Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС  второго поколения, школ...

Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"

В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...