Сценарий родительского собрания в 5 классе по теме:"Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене"
материал (5 класс) на тему
Сценарий родительского собрания в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_roditelskogo_sobraniya_v_5_klasse.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание №3
Сценарий родительского собрания по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Выполнила:
Карпова Галина Николаевна
учитель математики
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
города Когалыма
Пояснительная записка
«Люди вместе могут совершить то, чего
не могут в одиночку: единение умов и
рук, сосредоточение сил может стать
почти всемогущим»
Д.Уэбстер
Актуальность.
Переход из начального звена в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе- одним из труднейших периодов школьного обучения. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов. Для реализации этой задачи мною запланировано родительское собрание по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Цель мероприятия: создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене; оценка адаптационного периода в классе; решение и профилактика проблем;
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
- ознакомить родителей с психологическими особенностями периода адаптации;
- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации.
План мероприятия:
1.Вступительное слово классного руководителя.
2.Советы и рекомендации специалистов.
а) физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе
б) психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
3.Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению
а) Ролевая игра «Услышать ребёнка»
б) Тестирование «Какой вы родитель?»
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5.Самодиагностика учителя.
Форма проведения: родительское собрание-консилиум, включает в себя дискуссию, рефлексию.
Правовые основы организации мероприятия: Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Участие родителей в мероприятии добровольное, бесплатное и руководствуется статьей 38 п.2 Конституции РФ. Мероприятие направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в осознании проблемы адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено.
Алгоритм включения родителей в мероприятие: участие в анкетировании, работа в творческих группах, выполнение практических упражнений, рефлексия.
Инструментарий включения родителей: представление готового продукта в результате совместной работы родителей в группе, рекомендации, опрос. Мультимедийное сопровождение
Рефлексия: осуществляется в различных формах, в том числе через погружение в проблему- работу родителей в группах, где им предлагается найти самостоятельной решение по конкретной теме.
Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия: анкета
Планируемые результаты: В результате родители знакомятся с особенностями адаптационного периода, разрабатывают правила поведения ребенка-ученика 5 класса. Происходит формирование родительского коллектива.
Основная часть
Сценарий родительского собрания
«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Тема: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем; создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене.
Оборудование и материалы:
1. Анкеты, памятки
2.Мультимедиа
План мероприятия:
1.Вступительное слово классного руководителя.
2.Советы и рекомендации специалистов.
а) физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе
б) психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
3.Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению
а) Ролевая игра «Услышать ребёнка»
б) Тестирование «Какой вы родитель?»
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5.Самодиагностика учителя.
Участники: классный руководитель, психолог, родители.
Подготовительный этап:
Подготовка к собранию начинается за две недели. В этот период проводится: анкетирование среди учащихся по темам: « Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», « Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам», конкурс рисунков на тему «Я в школе», среди родителей тестирование «Всё ли благополучно у вашего ребенка в школе» ,учащимися готовятся красочные приглашения. Готовятся буклеты для родителей по теме собрания.
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово классного руководителя:
Уважаемые мамы и папы, гости нашего собрания!
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы –это сложный и ответственный период: от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются , и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидеть наших детей глазами психолога, учителей-предметников, родителей.
Начнем наше родительское собрание.
Вашему вниманию предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
1.Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2.Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3.Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
1.Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе
После консультации с медицинским работником, классный руководитель знакомит родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. И обращает внимание родителей на следующие моменты:
1.Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.
2. Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.
3.Изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей:
-необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;
-наблюдение родителей за правильной осанкой во время выполнения домашних занятий, правильности светового режима;
-обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов овощей, организация правильного питания;
-забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности;
-активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;
- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
2. Обсуждение вопроса «Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе»
Школьный психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:
- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
- повышение уровня тревожности самого ребенка;
- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
- степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
- состояние его физического здоровья, связанного с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу в котором учиться ребенок, общение со своим ребенком в конце прошедшего школьного дня
- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
-недопустимость физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей;
-исключение таких мер наказаний, как лишение удовольствий;
-предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
3. Обсуждение вопроса «Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению»
А). Ролевая игра «Услышать ребенка»
(проводят классный руководитель и психолог)
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную работу сделал, а она говорит- списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями»
Родителям – актерам даются следующие установки к исполнению ролей (перед собранием):
-ребенок злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты;
-«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения( давление на ребенка, крик, угрозы)
- «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости);
-«бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может четко сформулировать свои советы);
Зрителям (остальным родителям) даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
(Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать не правильность данных тактик поведения)
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Анализ чувств и формулирование выводов.
Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.
Классный руководитель: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные ответы, из которых можно составить список наших ошибок:
-это приказы, команды, угрозы (Что значит не пойду? Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником?);
-морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребенок просто перестаёт вас слышать;
-критика, выговоры ( «У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?);
-расследования, высмеивание, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!)
-«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
-предложение готовых решений («Сделай так..», «Скажи завтра учителю…») ,которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельно.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, указать на ошибки и недостатки.
И ,конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. В итоге раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё сильнее и могут перерасти в конфликт.
В ходе обсуждения ПСИХОЛОГ делает акцент на некоторых моментах:
-несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации -авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
-подчеркивание неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространённость, и, при этом, недоумение родителей, что их ребенок не поддается воспитанию;
Существуют ли какие-нибудь практические приемы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Самая распространенная, и иногда справедливая, жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!»
Классный руководитель.
Вопросы к родителям:
-Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан?
-Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?
-Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
-В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?
Психолог.
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами ребенка, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и подрастающими детьми.
Тест «Какой вы родитель? (проводит классный руководитель)
Я уверенна, что абсолютно все хотят получить ответ на этот вопрос. Поэтому мы предлагаем именно этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять?! | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала. | 1 |
4. И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. Не смей этого делать! | 2 |
7. Подумай, может быть можно поступить по-другому | 2 |
8. Я в твое время! | 2 |
9. Ты моя опора и помощник (ца). | 1 |
10.О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. Какая ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. У всех дети как дети, а ты… | 0 |
14. Какой ты у меня сообразительный! | 0 |
Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.
Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Классный руководитель
Разрешите ознакомить вас с обращением учащихся к родителям. Оно составлено на основе анкет учащихся (демонстрируется на экране).
Обращение учащихся к родителям
Любимые мамы и папы!
- Помните, что мы – самое дорогое и ценное, что у вас есть.
- Берегите нас, ваших детей, любите нас.
- Относитесь к нам, как к своим друзьям, тогда мы тоже станем вашими друзьями.
- Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем.
- Станьте внимательнее и ласковее, не кричите на нас.
- Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.
4. Рефлексия
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
- Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
- Какая часть вызвала особый интерес?
- Ваши предложения и пожелания на будущее.
В конце собрания родителям выдаются рекомендации в виде буклета.
Оцените нашу встречу, ответив на вопросы анкеты.
1.Имя участника
2.Степень включенности 012345678910
3.Что Вам понравилось больше всего?
4.Что Вам не понравилось?
5.Ваши замечания и пожелания.
Благодарю за активное участие и творческую работу. Досвидания.
5.Самодиагностика учителя.
Все ли родители участвуют в дискуссии_________________
Если нет, то почему?__________________________________
Смогли ли вы ответить на все вопросы родителей?________
Если нет, то, по каким вопросам вы оказались не подготовлены?_________
Уложились ли вы в отведенное время?________________________
Если нет, то, что вам помешало?______________________________
Как вы оцениваете собрание по пятибалльной системе?_______________
Какие выводы и рекомендации вы можете дать по проведению мероприятия?_______________________
Использованная литература:
1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А.Алексеевой.- М.: ТЦ Сфера, 2001
2. Максимович О. Советы на весь год.// Учительская газета, № 35, 29 августа 2000 г.
3. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.
5. Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс, программа адаптации детей к средней школе, М.: 2003, Генезис.
6. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
7. Соcова Н.Л. В пятый раз — в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. СПб., 2001.
8. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. Вопросы психологии, 1998, № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Текст предназначен для родителей 5-классников. Рассматриваются основные этапы, проблемы, возникающие у детей при переходе из начальной школы в основную. Предлагаются возможные варианты корректировки п...
Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы
Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС второго поколения, школ...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"
В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...
Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...