АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
статья (5 класс) на тему

Михеева Ольга Петровна

Текст предназначен для родителей 5-классников. Рассматриваются основные этапы, проблемы, возникающие у детей при переходе из начальной школы в основную. Предлагаются возможные варианты корректировки поведени, способы оказания помощи учащимся в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

Сл.2.  Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это в первую очередь адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5-м классе.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность.

Сл.3. Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы - главная задача адаптационного периода пятиклассников.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Классные руководители только что выпустили одиннадцатиклассников - совершенно взрослых и самостоятельных, "ветеранов" школьной жизни. А теперь надо перестраиваться: то, что казалось само собой разумеющимся, приходится подробно разъяснять, постоянно напоминать и контролировать выполнение.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Работа в адаптационный период строится с учетом физиологических изменений, протекающих у данной возрастной категории учащихся.      

Возрастной период 10-11  лет  характерен  переходом  от  младшего школьного  возраста к отрочеству.  Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан  с  определенными  трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Сл.4. Что же  характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного  и  подросткового возраста?

В этот   период   происходят  существенные  изменения  в  психике ребенка.  У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия.  Многочисленные исследования показывают,  что  развитие  мышления  в   понятиях   способствует дальнейшему  развитию  у  детей  рефлексии  - понимания ими своей психической  жизни,  формирования  отношения  к  самому  себе.  В результате  у  ребенка  начинают развиваться собственные взгляды, мнение.

С  начала обучения в средней школе расширяется само понятие  "учение",  так как  теперь  оно может выходить за пределы класса,  школы,  может отчасти    осуществляться    самостоятельно,     целенаправленно. Если   интерес   к   учению   становится смыслообразующим  мотивом  у  ребенка,  его  учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.

К сожалению,  социальная ситуация в современной школе такова, что в  складывающейся  иерархии  ценностей  учение не всегда занимает  достойное место,  познавательная  активность  школьников  развита слабо,  и  только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учебы.

Рубеж 3-4-х  классов,  по  свидетельству  многих   психологов   и педагогов  характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения.  Это выражается в  недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением,  нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные  проявления  свойственны многим ученикам,  но у тех из них,  чье  развитие  уже  было  проблемным,  имеется  вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения.

         Таким образом,  переход от детства к  отрочеству  характеризуется своеобразным мотивационным кризисом,  вызванным сменой социальной ситуации развития  и  изменением  содержания  внутренней  позиции школьника.

К 3-4-му  классу  общение  со  сверстниками  начинает  определять многие стороны личностного  развития  ребенка.  В  этом  возрасте проявляются  притязания детей на определенное положение в системе деловых  и  личностных  взаимоотношений  в  классе,   формируется достаточно    устойчивый    статус   ученика.   Именно   характер складывающихся взаимоотношений с  товарищами,  а  не  только  его успехи  в  учебе  и  отношения с учителями,  во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

Существенно меняется также характер самооценки  школьников  этого возраста.  Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась   учителем   на   основании    результатов    учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми;  при этом во внимание принимаются те качества ребенка,  которые проявляются в общении.

Возрастные особенности младшего подростка:

Сл.5.

 - потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;                                                                - повышенная утомляемость;                                                                                                                        

 - стремление обзавестись верным другом;                                                                                              

  - стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;                                                        

Сл.6

- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;                                                          

- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;                                                                              - отвращение к необоснованным запретам;                                                                                              

 - восприимчивость к промахам учителей;                                                                                                    

Сл.7.

- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;                                                                                                                                                             - ярко выраженная эмоциональность;                                                                                                                                    - требовательность к соответствию слова делу;                                                                                          

 - повышенный интерес к спорту.

 ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Переход из начальной школы в среднюю связан  у  пятиклассников  с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в  разных  кабинетах,  необходимостью  вступать  в  контакты   со старшеклассниками.

         Ребенок уже не получает устойчивого  переживания  успешности  или  неуспешности  в  узких рамках  отношений  с  одним  учителем,  так  как  взгляды  разных   преподавателей на успехи и поведение школьников различны,  иногда и противоположны.  Для ребенка это означает первое столкновение с  противоречиями  в отношениях,  ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди,  воспринимающие его по-разному.  Важной задачей для  ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения,  в чем  ему  обязан  помочь  классный руководитель.  Ребенок  должен сохранить   самоуважение,   даже  несмотря  на  то,  что  учитель математики ставит ему тройки и двойки или что  он  стал  объектом критики учителя биологии или завуча школы.  Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас  не  все  ладится  с учебой,  то виновата в этом не плохая учительница,  а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы  или  принять  их.  Если  же  самоуважение  не будет  сохранено, он может выбрать путь лжи,  мошенничества и уклонения от  решения своих проблем.

Сл.8.     Признаки успешной адаптации:

- удовлетворенность ребенка процессом обучения;                                                                                - ребенок легко справляется с программой;                                                                                                                                                      - степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;                        - удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Сл.9.   Что может затруднить адаптацию детей  к  средней школе?

Сл.10.  1. Рассогласованность, противоречивость требований разных педагогов.

       2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям     речи, стилю преподавания каждого учителя.

Сл.11.   3. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с определённой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Другие, наоборот: «шалеют» от внезапной свободы: бегают, задирают старшеклассников.  

Сл.12.   4. Отсюда повышенная зависимость детей от взрослых, прилипчивость к классному руководителю, капризы, посещение первого класса, где работает первая учительница.

                   5. Снижается успеваемость, так как этот возраст связан с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «я» в социальном плане, дети осваивают действительность за порогом класса и школы.

Школьная дезадаптация: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.  В этот период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов. Особенно помощь родителей, поэтому очень важно уже в начале сентября провести родительские собрания, на которых дать информацию о том, что такое адаптация, дезадаптация, как помочь ребёнку в этот период.

Сл.13.    Информация для родительского собрания:

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Сл.14. 

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Но всё  же, ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.  

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Сл.15.  Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.  Спокойствие домашней жизни поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.  

Сл.16.      Признаки дезадаптации:

- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.                                                                                                  - нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.                                                               - стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.                                                                                                                                                                 - нежелания выполнять домашние задания.                                                                                                 - негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.                                                            - жалобы на те или иные события, связанные со школой.                                                                            - беспокойный сон.                                                                                                                                      - трудности утреннего пробуждения, вялость.                                                                                          - постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Сл.17.    Чем можно помочь ?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Поддерживать можно посредством:                                                                                               отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).                                                                              высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).                 прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).                                                        совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).                                                                   выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Таким образом, резюмируя, отмечу, что успешность прохождения образовательной траектории ребенка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле.
Логика развития адаптационного периода в 5-х классах

Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности.

Сл.18.    Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.

Сл.19.  На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща.

Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без «не») и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности, формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.

Сл.20.  Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества — класс. На совместном для всей параллели пятых классов мероприятии ребята создают автопортрет своего класса (кто — в коллективном рисунке, кто — в «живых картинах», кто — в устной презентации своего коллектива). Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление свое индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения. После презентации классов ребята отправляются участвовать в «Веселых стартах». Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляет чувство причастности к своему коллективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к школьной жизни

Выступление на педагогическом совете классного руководителя 5 класса...

Адаптация пятиклассников к школьной жизни в среднем звене

Данная статья об адаптации пятиклассников к школе в среднем звене. Рекомендуется классным рукодителям 5 класса и учителям, работающим с пятиклассниками....

Родительское собрание "Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"

Цель родительского собрания: ознакомление  родителей с психологическими особенностями периода адаптации учащихся при переходе к обучению в среднем звене.Задачи:  1.Проанализировать психологи...