Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
материал (5 класс) по теме

Новикова Мария Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_adaptivnomu_periodu.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 А классе

Тема: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Дата: 24.09.2012.

«Люди вместе могут совершить то,

чего не могут в одиночку:

 единение умов и рук,

 сосредоточение сил

может стать почти всемогущим»

Д. Уэбстер.

Пояснительная записка

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.

Цель:

оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;

проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;

выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, психолог.

Оборудование и ТСО: 

На доске цветным мелом написана тема собрания и слова эпиграфа.

 Экран

ПК, проектор

Актуальность выбранной темы:

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

Повестка дня

1. Первые трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Пути их преодоления.

2. Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене.

3. Ответственность родителей за будущее детей. Профилактика кризисных состояний.

4. Закон РФ "Об образовании" | Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).

5. Разное.

Ход собрания

1.Первые трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Пути их преодоления.

Классный руководитель:

Об общих требованиях учителей предметников. Замечания. Рекомендации.

Решение:

-контроль;

-помощь при подготовке д/з;

-дополнительные занятия по предметам (факультативы).

-мотивация.

Факультативы.

Математика

Понедельник  -   16.15-16.55 (каб. № 32);

Четверг            -   13.45-14.25 (каб.№ 32).

Русский язык

Вторник  13.45-14.25 (каб.№ 4).

Природоведение

Четверг 14.35-15.15 (каб. № 33)

ЮИД (ДЮЦ ТЗР)

Пятница  16.15-17.30

2. Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене.

Классный руководитель:

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Слайд 4.

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Подростковый возраст (11-15 лет)

1

2

Особенности социальной ситуации

(отношения ребёнка к окружающему миру)

Ребёнок стремится к общению со взрослыми.  Мир взрослых является для него идеальным миром

Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.

Ведущая деятельность (деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие).

Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством.

Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Слайд 5.

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Подростковый возраст (11-15 лет)

1

2

Особенности системы ценностей.

Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам.

Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.д.

Физиологические способности.

Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга.

Начинается процесс  полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.

Слайд 6.

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

Слайд 7

Совпадении изменений
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.

Слайд 8.

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Слайд 9.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Слайд 10.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Слайд 11. Привычка к контролю

Слайд 12. Начать с начала

Слайд 13.  Причины неуспеваемости

Слайд 14.Физиологические изменения.

 Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»

Классный руководитель знакомит родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. И обращает внимание родителей на следующие моменты:

— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

— изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:

  - необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;

- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;

- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;

- забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;

- активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;

- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Слайд 15Неуверенность в себе.

Слайд 16Отсутствие способностей и интереса

Слайд 17Общие рекомендации

Слайд 18Памятка для родителей

  1. Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?»Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
  2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
  3. Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что вы в любой момент придёте на помощь.
  4. Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так т знает, что вы его  любите.
  5. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребёнком.
  6. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
  7. Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год
  8. Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
  9. Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям в сомнительные компании.

3. Ответственность родителей за будущее детей. Профилактика кризисных состояний.

Обсуждение вопроса «Профилактика кризисных ситуаций»»

Школьный психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:

-повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

-повышение уровня тревожности самого ребенка;

-зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

-степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

-состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

 - учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

4. Закон РФ "Об образовании" | Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

6. Родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы за содержание детей в указанных учреждениях.

5. Разное.

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (учителей, сверстников);

- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

 - учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (учителей, сверстников);

- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

 - учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (учителей, сверстников);

- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

 - учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС  второго поколения, школ...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"

В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к началу школьного обучения"

  Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется пр...