Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
материал (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 5 А классе
Тема: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Дата: 24.09.2012.
«Люди вместе могут совершить то,
чего не могут в одиночку:
единение умов и рук,
сосредоточение сил
может стать почти всемогущим»
Д. Уэбстер.
Пояснительная записка
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.
Цель:
оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, психолог.
Оборудование и ТСО:
На доске цветным мелом написана тема собрания и слова эпиграфа.
Экран
ПК, проектор
Актуальность выбранной темы:
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.
Повестка дня
1. Первые трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Пути их преодоления.
2. Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене.
3. Ответственность родителей за будущее детей. Профилактика кризисных состояний.
4. Закон РФ "Об образовании" | Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).
5. Разное.
Ход собрания
1.Первые трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Пути их преодоления.
Классный руководитель:
Об общих требованиях учителей предметников. Замечания. Рекомендации.
Решение:
-контроль;
-помощь при подготовке д/з;
-дополнительные занятия по предметам (факультативы).
-мотивация.
Факультативы.
Математика
Понедельник - 16.15-16.55 (каб. № 32);
Четверг - 13.45-14.25 (каб.№ 32).
Русский язык
Вторник 13.45-14.25 (каб.№ 4).
Природоведение
Четверг 14.35-15.15 (каб. № 33)
ЮИД (ДЮЦ ТЗР)
Пятница 16.15-17.30
2. Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене.
Классный руководитель:
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Слайд 4.
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Подростковый возраст (11-15 лет) |
1 | 2 |
Особенности социальной ситуации (отношения ребёнка к окружающему миру) | |
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром | Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых. |
Ведущая деятельность (деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие). | |
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. | Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому. |
Слайд 5.
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Подростковый возраст (11-15 лет) |
1 | 2 |
Особенности системы ценностей. | |
Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. | Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.д. |
Физиологические способности. | |
Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга. | Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме. |
Слайд 6.
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».
Слайд 7
Совпадении изменений
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
Слайд 8.
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Слайд 9.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Слайд 10.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Слайд 11. Привычка к контролю
Слайд 12. Начать с начала
Слайд 13. Причины неуспеваемости
Слайд 14.Физиологические изменения.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»
Классный руководитель знакомит родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. И обращает внимание родителей на следующие моменты:
— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
— изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей:
- необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;
- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;
- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;
- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;
- забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;
- активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;
- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Слайд 15Неуверенность в себе.
Слайд 16Отсутствие способностей и интереса
Слайд 17Общие рекомендации
Слайд 18Памятка для родителей
- Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?»Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
- Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
- Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что вы в любой момент придёте на помощь.
- Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так т знает, что вы его любите.
- Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребёнком.
- Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
- Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год
- Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
- Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям в сомнительные компании.
3. Ответственность родителей за будущее детей. Профилактика кризисных состояний.
Обсуждение вопроса «Профилактика кризисных ситуаций»»
Школьный психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:
-повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
-повышение уровня тревожности самого ребенка;
-зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
-степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
-состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
4. Закон РФ "Об образовании" | Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).
Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
6. Родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы за содержание детей в указанных учреждениях.
5. Разное.
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (учителей, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (учителей, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (учителей, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы
Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС второго поколения, школ...
Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...
Сценарий родительского собрания в 5 классе по теме:"Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене"
Сценарий родительского собрания в 5 классе....
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"
В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...
Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...
Родительское собрание "Адаптация первоклассников к началу школьного обучения"
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется пр...