Работа с родителями. Сетевое взаимодействие.
методическая разработка на тему
В настоящее время педагогу дополнительного образования предлагается большой выбор форм взаимодействия с семьей обучающегося и одна из преимущественных -это сетевое взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в учреждении дополнительного образования
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления «педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей». Успешное достижение обозначенной цели возможно только при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе.
Среди задач, реализация которых возможна через систему дополнительного образования в направлении работы с родителями, можно выделить:
- изучение особенностей семьи
Для изучения особенностей семьи в качестве форм работы можно выделить: составление социально-демографического портрета семьи
Социально-демографический портрет семьи составляется на основе обзора семьи по нескольким параметрам:
- Социально-культурный параметр определяется образовательным уровнем родителей и степенью их участия в общественной жизни;
- Социально-экономический параметр заключен в имущественных характеристиках и занятостью родителей на работе;
- Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания ребенка, оборудованности жилья, особенностей образа жизни семьи;
- Демографический параметр определяет состав и структуру семьи.
- развитие различных форм семейного отдыха (посещение музеев, театров, совместные выезды, походы, экскурсии)
- регулярная организация семейных фестивалей, конкурсов, праздников
- поддержка семейных клубов, родительских объединений различной направленности.
С целью регулярного участия родителей в обсуждении и решении вопросов воспитания детей на базе образовательной организации может быть организована работа родительского клуба. Заседания клуба проводятся регулярно, чаще всего в то время, когда ребенок занимается в объединении. Главная отличительная черта данной формы работы от других заключается в добровольности и взаимной заинтересованности. Эта форма работы, способствующая сплочению родительского коллектива. Формы работы, которые могут быть использованы для организации таких мероприятий, должны давать возможность высказывать свои мнения по теме вечера, услышать новое и полезное в рассуждениях других родителей, пополнить свой арсенал воспитательных приемов чем-то новым.
- привлечение родителей к управлению образовательным процессом (проведение анкетировании с целью выявления потребностей родителей (репертуар, темы для прохождения и т.д.)
Рассмотрим основные формы (доступные в нашем учебном заведении) взаимодействия с родителями
- Индивидуальные консультации. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем. Используя в ходе консультации различные методы, педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи.
- Родительские собрания. Одна из самых распространенных форм взаимодействия с родителями. Обратите внимание, что проходить оно может в различных формах: лекция, дискуссия, круглый стол и т.д. На родительском собрании обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются дети, родители и педагоги. Собрания не должны сводиться к монологу педагога, а должны давать возможность творческого и исследовательского поиска у родителей. Педагог, рекомендуя программу работы с ребенком, наблюдения за его деятельность, затем создает условия для обмена мнениями и выработки оптимального решения по решению выявленных проблем и закреплению положительного результата.
- Школа для родителей. Разберем немного подробнее, для чего она организуется. Не просто для того, чтобы родители не находились в коридоре и не мешали занятиям, а для того, чтобы узнали для себя что-то новое, поделились этим со своими детьми. (Сходили родители на МК, им очень понравилось – записали ребенка к вам в объединение, пообщались со специалистом – применили знания на практике, провели конференция для родителей по обмену опытом в воспитании детей – родители решили волнующие их проблемы)
- Совместная познавательная и трудовая деятельность. Совместная познавательная деятельность может быть представлена форумами знаний, творческими отчетами детей, турнирами знатоков, олимпиадами, выпусками газет, заседаниями, конференциями, защитами проектов, деловыми играми и т.д. При этом родители являются членами команд и принимают непосредственное участие в мероприятии, либо помогают в его организации: оформляют помещение, готовят призы, выступают в роли жюри. Совместная трудовая деятельность: Чаще всего это - оформление кабинетов, благоустройство и озеленение прилежащей территории, участие в экологических акциях, создание мемориалов, библиотек, музеев, проведение ярмарок-распродаж детских и семейных поделок, организация выставок.
- Культурно-досуговая деятельность: семейные праздники и фестивали, совместные просмотры и последующее обсуждение фильмов и спектаклей, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах, КВНах, туристические сеты и походы, экскурсии, презентации своей семьи. Важным условием при организации таких форм работы является вовлечение родителей и детей в коллективно-творческие дела. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.
Таким образом, в настоящее время педагогу дополнительного образования предлагается большой выбор форм взаимодействия с семьей обучающегося. Но, несмотря на это, не всегда предложения педагога имеют отклик у родителей, зачастую это связано с отсутствием возможности, занятостью на работе. Учитывая данное ограничение, педагог должен учитывать возможность использования сетевых форм взаимодействия.
Сетевое взаимодействие - это взаимодействие равных, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае участники используют опыт всех тех, кто включен в сеть. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.
Для организации сетевого взаимодействия используются следующие методы: обмен файлами, организация видеоконференций, доступ к удалённой файловой системе, удалённый доступ к рабочему столу и т.д.
Рассмотрим самые распространенные (простые) и наиболее действенные способы работы с родителями в интернете.
- Социальная сеть (Вконтакте, одноклассники, facebook) – ведение группы, создание чатов с родителями (размещение информации, положения, объявления, новости и т.д.)
- Электронная почта – сбор электронных адресов + переписка с родителями (не все часто проверяют свою почту)
- Ведение чатов в телефонных приложениях (WhatsApp, Viber), что возможно также с компьютера (обмен новостями, файлами)
Таким образом, интернет-технология в условиях современного общества становится полноправным альтернативным участником педагогического процесса - специально организованного целенаправленного взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленного на решение развивающих образовательных задач.
Делая вывод, отметим, что используемые педагогом формы работы с семьей будут способствовать:
- повышению значимости системы дополнительного образования. Дополнительное образование предстанет как важное условие для полноценного развития ребенка, его профессиональной ориентации и социализации;
- расширению доступа к информации о предлагаемых образовательных услугах, в соответствии с территорией проживания, возрастом и особенностями ребенка. Тем самым запрос родителей в образовательных услугах будет носить отражение в предложении, исходящем от образовательной организации;
- планированию родителями индивидуальной траектории развития ребенка в условиях дополнительного образования при поддержке квалифицированных педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/15/picture-67408.jpg)
Из опыта работы по организации сетевого взаимодействия
Целевая программа «Возвращение к истокам»сетевого взаимодействия школ северного округа муниципального района «Агинский район» по этнопедагогике В современных условиях мног...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175469-1357811760.jpg)
Организация сетевого взаимодействия учителя и школьников при выполнении сетевого проекта «Конкурс сетевых презентаций»
Пояснительная записка к сетевому проекту «Конкурс сетевых презентаций» Участники: учащиеся 5-11 классовПредмет: математика, информатика и ИКТТема: Занимательная математика и инф...
Организация сетевого взаимодействия учителей, обучающихся и их родителей
Организация сетевого взаимодействия учителей, обучающихся и их родителей при использовании электронного журнала...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-68848-1560085126.jpg)
Проект с родителями, как эффективный способ сетевого взаимодействия
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8923514","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"373","style":"float: left;","width":"480"}}]]Сегодня сетевое взаимодейств...
Выступление из опыта работы по теме "Сетевое взаимодействие Дома детского творчества со школами района"
Представлен опыт работы сетевого взаимодействия нашего Дома детского творчества со школами района....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1191252-1575037926.jpg)
Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп
В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...
«Внедрение технологий сетевого взаимодействия» в сетевой этно-экологической школе «Селенга-Байкал»
Использование цифровой лаборатории PASCO в сетевой школе "Селенга-Байкал"...