ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА ПО ТЕМЕ: «Духовно-нравственный климат семьи»
методическая разработка по теме

Марченко Лидия Александровна

Семьи группы риска характеризуются наличием нескольких факторов риска: медицинского, социального или психолого-педагогического направления, которые не позволяют определить эту семью как благополучную.  Дети из семей группы риска – это особая категория несовершеннолетних, которая проживает в длительной психотравмирующей ситуации, более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и нуждается в оздоровлении и эффективной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tekst.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Х.МАЛООРЛОВСКИЙ

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ:

«Духовно-нравственный климат семьи»

Подготовил педагог-психолог:Марченко Л.А.

2017 г.

Цель: формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к внутрисемейному отношениям

Задачи:

  1. создать позитивный образ семьи,
  2. обучить продуктивным способам общения внутри семьи
  3. актуализировать ресурсные значения родственных связей.

Оборудование: бумага, картон, маркеры, карандаши, ручки, цветные ладошки, ножницы, клей, шкатулка с вопросами,буклет «Семья».

Вводная часть.

Упражнение: 10 определений «Кто Я?»

Цель: обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в тему занятия.

Необходимые материалы: бланки ответов.

Описание: Участники пишут 10 определений, отвечающих на данный вопрос. Техника  направлена на осознание и формирование Я- концепции, помогает разобраться в себе, дает возможность презентировать самих себя в атмосфере психологической поддержки, эмпатии и душевной сопричастности. Желающие зачитывают свои определения, другие внимательно слушают и задают уточняющие вопросы. Этот процесс учит участников понимать самих себя и быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы обсуждение проходило в атмосфере поддержки и уважения к каждому человеку.

Если некоторые родители задумаются и скажут, что 10 ролей - это много, подбодрите их, посоветуйте вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома, на даче ...

Когда работа закончена, родителям предлагается оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мама» или  «Я папа». Если вы написали об этом в первую очередь, значит, родительская позиция для вас наиболее важна в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или очень загружены работой.

 Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только предлагаем вам задуматься над тем, не потерялось в повседневной суете ваше главное предназначение - материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. Предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Постановка проблемы. Информация для тренера.

Человек произрастает из семьи. Очень многое в его характере и способах реагирования определяют семейные взаимоотношения. Семья -  это сложная многофункциональная система. Каково наше отношение к родительской семье? Какие плюсы и минусы мы унаследовали? С достаточной ли ответственностью мы думаем о своей будущей семье? Какой мы хотим ее видеть?

Многие рискованные поступки подростков спровоцированы трудностями отношений в собственных семьях. Необходимо помочь подросткам увидеть свою родительскую семью в позитивных тонах, создать условия для понимания того факта, что семья – это важнейший ресурс для преодоления жизненных сложностей.

Основная часть.

Упражнение «Карта города».

Цель: введение в тему занятия, обращение к временной перспективе участников.

Необходимые материалы:листы бумаги и маркеры

Описание: На листах бумаги схематично изображается карта «города». Ведущий задает вопросы в хронологическом порядке:

- Где место рождения?

- Где ходил в детский сад?

- Где пошел в школу?

- Где жил дальше?

- Где живешь сейчас?

Участники находят соответствующее место на своей карте, более или менее точно называют адреса, начиная со второго вопроса, рассказывают по одному самому яркому впечатлению, связанному с тем или иным возрастом.

Работа по теме занятия

Информация для тренера.

      Жизнь — это бесценный и исключительный дар, на который приведенный из небытия в бытие человек должен ответить своим призванием и ответственностью, своим мировоззренческим, духовным и нравственным самоопределением, своим созерцанием, служением и творчеством.

      Поразительное многообразие жизни создает большие трудности для ее многозначного и исчерпывающего определения как особого явления природы. Во многих определениях жизни, предлагавшихся выдающимися мыслителями и учеными, указываются ведущие свойства, качественно отличающие живое от неживого. Например, Аристотель определял жизнь как «питание, рост, одряхление», М. Биша - как «совокупность функций, сопротивляющихся смерти», А.И. Опарин как «особую очень сложную форму движения материи». Согласно одному из современных определений, жизнь представляет собой некое ядро упорядоченности в менее упорядоченной вселенной.

В. Даль в своем словаре дал понятию жизнь следующее определение: «Жизнь человека – век его – все продолжение земной жизни его от рождения до смерти. В высшем значении, как бытие она относится к душе или к смерти плоти».

Упражнение «Возраст, в котором можно…»

Цель: способствовать оценке своих поступков в континууме «потребление – самореализация», актуализация тенденции к самореализации

Необходимые материалы: не требуются

Описание:         Участники группы в индивидуальном порядке письменно отвечают на вопросы теста. Вопросы зачитывает ведущий:

1.В каком возрасте человек имеет право жениться или выйти замуж? (18 лет, 16 лет – с согласия родителей)

2.В каком возрасте человек может получить водительские права? (18 лет)

3.Каков пенсионный возраст в нашей стране? (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин)

4. С какого возраста по закону  человек может купить крепкие алкогольные напитки? (с 21 года)

5. С какого возраста человек может считаться самостоятельным?

6. С какого возраста человек имеет право сам принимать решения?

7. До какого возраста человек может себе позволить не помогать родителям?

8.С какого возраста пора задумываться о планах на жизнь?

9. С какого возраста человек имеет право на уважение?

10. С какого возраста человека можно считать ценным для других людей?

        При подведении итогов проверятся точность ответов на вопросы 1-4. Вопросы 5-10 не имеют однозначного ответа и требуют отдельного обсуждения каждый. Из последней группы вопросов возможно обсуждение тех, которые оказались для группы наиболее значимыми. Вопросы определяет ведущий.

        Среди направлений обсуждения необходимо отметить вопросы:

- Правда ли, что ребенок является только потребителем благ? Обоснуйте свою позицию.

- Что человек может делать для близких ему людей?Ответ обоснуйте.

        Резюме ведущего: Человек в любом возрасте  представляет собой ценность для других людей и самого себя. В любом возрасте человек решает те или иные задачи. Нет такого периода в жизни, в котором человек может ничего не требовать от себя.

Упражнение «Встаньте те, кто…».

Цель: создание рабочего настроя, введение в тему

Необходимые материалы: не требуются

Описание: _        Ведущий говорит предложение «Встаньте те, кто…» и называет какое-то качество. Те участники группы, которые могут отнести это высказывание к себе.

  • «Встаньте те, у кого есть брат или сестра»
  • «Встаньте те, кто знает имена прабабушки и прадедушки»
  • «Встаньте те, кто часто видится с дальними родственниками»
  • «Встаньте те, кто считает, что людям не нужна семья»
  • «Встаньте те, кто дорожит своей семьей»

        Предложения по семейной тематике строятся от фактических (есть или нет те или иные родственники, контакты с ними, семейные праздники и т.д.) до ценностно-ориентационных. Задачей разминки, помимо создания рабочего настроя,  является актуализация размышлений о собственной семье, ее значении в жизни человека. Обсуждения результатов на этом этапе занятия не требуется.

Работа по теме занятия.

Информация для тренера.

«В современной семье мать является ее связующей силой, ее живым, средоточием. Семья сохраняет свое единство только благодаря матери. Чем меньше семья является трудовой единицей, чем дальше и глубже идет рассечение семьи, тем ответственнее и существеннее становится роль матери, но тем и труднее она, ибо все члены семьи мало нуждаются в семье. Нельзя сказать, что такое взаимотяготение невозможно, неосуществимо, жизнь показывает нам и в наши дни удивительные примеры такой целостности семьи, которая сохраняется и там, где совершенно почти исчез семейный общий труд.   Мать связана с детьми глубже, чем одной лишь бытовой, жизненной связью. Глубже, раньше трудового единства было в семье ее духовное единство. Поэтому кризис современной семьи, связанный с превращением ее в потребительскую единицу, с рассечением и внешним распадом семьи, может быть изнутри преодолен, но лишь в том случае, если духовная связанность семьи сохранится.

     Если дети не по принуждению, а … свободно и охотно разделяют заботы и труды родителей, через них проходят токи общесемейной целостности. Духовная связь с семьей пульсирует в них как реальная сила. Могут и здесь быть конфликты семьи с внесемейной средой, и в этих случаях важно, чтобы дитя свободно выбрало семью, свободно соединилось с ней. Не нужно даже бояться отдельных случаев ,… при которых семья оставляет свободу ребенку, ведет дитя к трезвому и отчетливому сознанию своей неправды - и это изнутри, свободно и глубоко возвращает его к семье. Важно то, чтобы семья дорожила не внешним вниманием ребенка к себе, а именно внутренним, свободным соучастием его в жизни семьи» (прот. В. Зеньковский. («О религиозном воспитании в семье»).

 «В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый - властвующий и организующий - авторитет в семейной жизни. В этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою, и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. [...] Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания…  

Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение» (Иван Ильин.О семье).

По мнению Й. Лангмейера, З. Матейчека (1984), роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. … Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.

Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными индивидуалистическими.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Д. С. Акивис в своей работе "Отцовская любовь" подчёркивает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций в частности. Позитивные отношения с отцом помогают сформировать такие  качества у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды.

Обсуждение проблемы «Зачем нужна семья?», лекция-беседа:  «Семья как единый организм»

Цель: осознание собственных установок  относительно семьи.  Возможность поделиться друг с другом своим жизненным опытом.

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Мини-лекция. Любая система состоит из отдельных частей. Каждая часть очень важна, она   связана с другими частями и оказывает на них влияние. Система организована в соответствии с внутренними и внешними правилами, определяющими ее функции, реакции и взаимоотношения. Система жизнеспособна только тогда, когда все ее компоненты имеются в наличии и поддерживают друг друга. Семья – это социально и психологически поддерживающая система.

Цель семьи - воспитание подрастающего поколения и развитие всех ее членов.

Здоровая семья - это открытая система, где   есть:

1)  пространство для развития каждого Я и есть общее Мы;

2)  есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого требуют новые условия;

3) изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;

4) общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;

5) самооценка всех членов семьи адекватная, присутствует само- и взаимоуважение.

Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять основные свои функции. Это закрытая система, где самооценка у членов семьи низкая, а общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, внутри семьи бытуют препятствующие росту ролевые взаимоотношения. В этой семье правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, существуют запреты на их обсуждение.

        На основе предложенного материала обсуждается вопрос о том, зачем человеку семья?

Резюме ведущего: одна из основных функций семьи – поддерживать тех, кто ее составляет. Выполнение этой функции невозможно, если поддержка идет только в одну сторону – от родителей к детям. Дети, так же как и родители, являются членами семьи, и также могут и должны оказывать поддержку и помощь своим родным.

Дискуссия-обсуждение притчи «Булочка»

Цель: формирование умения отличать добрый поступок от «медвежьей услуги».

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Вниманию группы предлагается притча:

        Муж и жена прожили вместе сорок лет. Каждое утро жена разрезала пополам свежую булочку и отдавала мужу верх, а себе брала нижнюю часть. Ей очень хотелось попробовать верхнюю часть, но, любя мужа, она отдавала ему лучшее. В день сорокалетия их совместной жизни она, наконец-то, не вытерпела и забрала себе верх булочки, а мужу отдала ее нижнюю часть. В ответ муж сказал ей: «Какое счастье!   Сколько лет я мечтал о том, чтобы съесть нижнюю часть булочки, и, наконец, мое желание сбылось!».

        Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Почему самоотверженный поступок жены нельзя назвать добрым в полной мере?

Резюме ведущего: Иногда в совершении добрых поступков человек переходит ту грань, за которой доброта перестает быть добротой. Это часто случается тогда, когда к самоотверженности примешивается самолюбование: «Ах, какой я молодец, какой я добрый», и интересы других людей отодвигаются на второй план.

Упражнение «Дом из бумаги»

Цель: способствование осознанию наличия не только физических, но и психологических различий между мужчинами и женщинами.

Необходимые материалы: бумага, картон, клей, ножницы

Описание: Группа делится на две подгруппы по половому признаку, которые расходятся в разные углы помещения. Каждая группа получает по 5 листов картона, 10 листов бумаги, несколько пар ножниц и клей. Необходимо из предложенных материалов соорудить дом, так, чтобы он  был функциональным (устойчивым, с помещениями внутри) и оригинальным. Дополнительные материалы и средства, кроме предложенных, использовать нельзя.

        Готовые «дома» обсуждаются в общем кругу:

  • Какая идея заложена в проект каждого из домов?
  • Что общего в получившихся домах?
  • Чем они различаются?
  • Чем можно объяснить получившиеся различия?
  • Какие различия между мужчинами и женщинами (за исключением физических) вы можете назвать?

        Резюме ведущего: Мужчины и женщины различаются не только своей телесной организацией. Они по-разному воспринимают окружающий мир. Можно ли сказать, что кто-то из них воспринимает мир «правильнее»? Конечно, нет. Однако в этом часто кроется причина недопонимания  и конфликтов между полами.

Упражнение «Вопросы на листочках»

Цель: размышления о семье

Необходимые материалы: шкатулка с вопросами

Описание:  Ведущий предлагает каждому родителю взять вопрос из шкатулки и ответить на него

Резюме ведущего: то, какой является наша родительская семья, и тем более то, какой является семья, которую мы создали, во многом зависит от нас. Быть в семье – значит прилагать определенные усилия для ее сохранения и развития.

Вариант 3. Рисунок «Моя семья»

Цель: осознание привычных форм взаимодействия в семье,  анализ собственного поведения, планирование изменений.

Необходимые материалы: бумага, карандаши

Описание: Ведущий просит участников нарисовать свою семью. Далее желающие по кругу рассказывают о том, что нарисовано на рисунках. Следует учесть, что для ряда участников данная процедура может быть проблематичной, так как они не захотят выставлять напоказ проблемы, связанные со своей семьей. Ведущему не следует настаивать на том, чтобы каждый участник рассказал о своем рисунке или обязательно его нарисовал.  

Следующим заданием должно быть предложение найти среди детских рисунков «Семья» тот, который нарисовал ваш ребенок.

Далее проводится обсуждение.

Резюме ведущего:Мы можем рассматривать семью как основу проблем или причину конфликтов, но мы также можем понять свою ответственность перед тем, какую семью мы строим.

Тест «Какой мой ребенок?»

Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком «плюс» или «минус», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать достоинством, но у вашего ребенка она настолько выражена (она постоянно раздает свои игрушки), что вы склонны считать ее недостатком. Будьте предельно откровенны с самим собой, иначе тест не имеет смысла.

 Когда работа закончена, предлагается подсчитать, сколько получилось плюсов и минусов: «Если преобладают плюсы (не менее 8), то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Вы любите его, пытаетесь принимать таким, какой он есть. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинной привязанностью. «Слепая любовь» не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала их надо признать.

Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать своего ребенка наполовину плохим могут или критически настроенные родители, или недостаточно любящие.

Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то ни о каком принятия и любви не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можно потерять главное - любовь и искренность ребенка и от этого будет зависеть наше счастье и благополучие наших детей. Выбор за нами.

Социальный ролик «Откажись от насилия»

Дискуссия-обсуждение притчи

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

        Резюме ведущего:Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках. Очень многое из того, что происходит в жизни – дело рук самого человека. Очень важно, совершая те или иные поступки, задумываться о том, к чему они приведут.

Заключительная часть.

- У каждого из вас есть ладошка «Это моя СЕМЬЯ», пожалуйста, впишите членов вашей семьи.Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу

- Давайте взглянем на наши результаты!  Посмотрите, наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. 

Давайте возьмемся за руки. Ведь только вместе мы сможем сделать наших детей счастливыми.И мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!»


Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

Я хочу, чтобы доброе, яркое родительское сердце было в вашем доме всегда и щедро дарило нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого (раздать каждому родителю буклет «Семья»).

Психолог благодарит родителей за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о духовно-нравственном воспитании в семье

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие  в первую очередь, ду...

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

Духовно-нравственные традиции русской семьи

Разработка классного часа для 10 класса о духовно-нравственных традициях русской семьи...

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Духовно-нравственное воспитание в семье

В работе представлены материалы к родительскому собранию по духовно-нравственному воспитанию в семье....

Выступление с докладом по теме "Семья и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей"

Как сделать родителей надёжными союзниками в воспитании детей.В первую очередь надо организовать работу по повышению педагогической культуры родителей. При этом учитывать, что семьи  бывают очень...

Социальное здоровье как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практи...