Выступление с докладом по теме "Семья и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей"
материал

Сидорова Наталья Евгеньевна

Как сделать родителей надёжными союзниками в воспитании детей.В первую очередь надо организовать работу по повышению педагогической культуры родителей. При этом учитывать, что семьи  бывают очень разные и по моральному, и по культурному уровню, поэтому в индивидуальной работе приходится искать мостик к каждому родительскому сердцу,  чтобы  задать ему нужный ритм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на региональном этапе

 Рождественских образовательных чтений

Сидорова Наталья Евгеньевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Железногорска Курской области,

учитель изобразительного искусства

     Уважаемые участники образовательных чтений! Тема моего выступления посвящена одному из самых важных направлений работы в школе.

Слайд №1

Семья  и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей

 Слайд №2

       Начать его я хотела бы словами известного детского писателя 20 века, члена-корреспондента академии педагогических наук Льва Кассиля : «Семья и школа — это берег и море . На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.  Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Какие точные и правильные слова!

Слайд №3

      Семья - это родное место на земле – источник не только тепла и питания, но еще  духовного взросления и понимания. Родители, которые готовы подарить свою любовь ребёнку, рассказать ему о многообразии мира, его красоте, учат любить и понимать этот мир, тем самым закладывают мощное ядро  нравственной идеи жизни, смысла её существования. Семья – это главная и основная школа, в которой  дети получают свои первые уроки жизни. Это самое важное, что мы должны донести до родителей наших учеников. Существует мнение, что воспитывает весь образ жизни родителей. Если говорить много красивых слов, а поступать плохо, то всё воспитание не даст эффекта, потому что ребёнок быстрее всего запомнит не слова, а поступки и поведение своих родителей.  

Слайд №4

     Имея большой опыт работы учителем и классным руководителем среднего и старшего звена, я свою главную задачу вижу в том, чтобы сделать родителей надёжными союзниками в духовно-нравственном воспитании детей. К сожалению, это не всегда удаётся, потому что некоторые семьи,  предоставив материальные блага ребёнку, считают, что всё остальное сделает за них школа.

Слайд №5

     Вот таким родителям я объясняю необходимость плотного сотрудничества, от которого зависит будущее детей. И в первую очередь организую работу по повышению педагогической культуры родителей. Для этой цели в классе проводятся  Дни открытых дверей, родительский лекторий, родителям предлагаются  памятки, буклеты с советами по воспитанию детей.  При этом учитываю, что семьи  бывают очень разные и по моральному, и по культурному уровню, поэтому в индивидуальной работе приходится искать мостик к каждому родительскому сердцу,  чтобы  задать ему нужный ритм.

Слайд №6

     И здесь я беру за основу  теорию российских психологов Ивана Александровича Карпенко и  Вади́ма Арту́ровича Петровского, в которой главным является создание особой формы общения между родителями и педагогом – это доверительный деловой контакт,

Слайд №7

где важен  содержательный диалог,  поддерживащий теплый климат: без напряжений, дружеский, основанный на взаимопомощи, направляющий работу в необходимое русло.

 Слайд №8

 По  опыту работы точно знаю, что вовлечение семей в совместное с детьми дело очень помогает раскрыть в родителях воспитательный потенциал, преодолеть непонимание в общении между детьми и взрослыми. На практике  я стараюсь  использовать разные формы сотрудничества с родителями, отдавая предпочтение активным и индивидуальным.    Приведу несколько примеров.

Слайд №9

Экскурсии.  Родители помогают сопровождать детей, следят за соблюдением основных правил поведения.

  Круглый стол. Провожу его в неформальной обстановке, иногда за чашкой чая. Начинаю  с анкетирования (родители сразу узнают результаты). Далее предлагается тема для обсуждения, потом идет дискуссия, выводы. Главное, родители должны видеть лица друг друга. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.

Слайд №10

 Исследовательская работа. Мы пробуем вместе делать творческие, исследовательские работы. Исследовательскую работу даю как отдельным семьям, так и всему классу. Родители помогали детям в поиске информации (библиотеки, Интернет), в подборе экспонатов для выставки, в оформлении выставки рисунков.

Слайд №11

 Праздники. Праздник создает особую, доверительную атмосферу и является одной из форм  преемственных связей педагогов и родителей.  Дети видят в такой обстановке в своих родителях - интересных, творческих людей.

У нас сложились свои традиционные праздники. Это «День именинника», «Мамам посвящаем...», «День Мужества», «8 Марта», «Наши таланты». Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)

Слайд №12

 Семейные вечера. При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это участие в  конкурсе «Читающая семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, также приветствуется («Встреча поколений» «Наши любимые дедушки и бабушки», «Традиции семьи») Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.

Слайд №13

Много возможностей для воспитания чуткости и отзывчивости ребенка дают благотворительные акции. У нас проводится акция «Рождественский сюрприз». Вместе с детьми и их родителями собираем игрушки, одежду, канцелярские товары, книги для тех детей, которые живут в детском доме, в приюте.

Слайд №14, 15

     Особо хочу остановиться на опыте работы с родителями одарённых детей и привести в пример сотрудничество с семьёй Чумаковых. Чумакова Валя, ныне студентка 2-ого курса Белгородского университета, проявляла способности и талант во многих видах деятельности: в спорте – это занятия лёгкой атлетикой и художественной гимнастикой, в творчестве – это цирковое и театральное искусство. Родители с детства поощряли увлечения ребёнка, и девочка добивалась серьёзных результатов. В школе её родители были частыми гостями, помощниками. Так, вместе нам удалось подготовить и реализовать несколько социальных проектов, победить в муниципальном конкурсе «Лидер 21 века», стать призёром областного конкурса «Лидер 21 века», за заслуги получить президентскую премию и путёвку в Артек. Родители были примером не только для своего ребёнка, но и для всех родителей класса, делились  опытом воспитания детей на семейном клубе «Диалог». Это тот случай, когда родители понимают всю важность и ответственность по духовному развитию своего ребёнка, совместно со школой делают общее дело,  и в итоге достигается высокий результат.

      И в завершение  своего выступления хочу сказать следующее.

 Для формирования партнёрства между родителями, педагогами и учениками в школе важно представить всех участников  как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Только в этом случае мы вместе сможем добиться положительного результата в духовно-нравственном воспитании детей, так как семья и школа – это два звена в одной цепи. 

Слайд №16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков"

Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков....

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

О сотрудничестве Епархии и Чумаковской школы-интерната в духовно-нравственном воспитании детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья

В данном докладе на Каинских образовательных чтениях ( г. Куйбышев, 2016 г) я поделилась опытом сотрудничества нашей образовательной организации и Епрархии. осветила основные направления работы по дух...

Доклад на тему "Семейные традиции - основа духовно-нравственного воспитания"

Доклад на тему "Воспитание семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания"...

Доклад на семинаре заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание

Доклад на  семинаре  заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание...

Материалы к родительскому собранию «Семья и школа: сотрудничество в духовно-нравственном воспитании детей»

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью...