ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ
статья по теме

Сайт  учителя  русского  языка  и  литературы  Космачевой  Светланы  Владимировны

           Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который с 2012 года  вводится в  4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений РФ. В этом учебном году  я преподаю курс ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры».

           Опыт проведения занятий по ОРКСЭ показывает, что они способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классе. Семья и школа  способны стать надежными союзниками в духовно-нравственном  развитии и воспитании детей. Надеемся, что продолжение курса ОРКСЭ будет и в других классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_izmenennoe.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Космачева Светлана Владимировна

                                            муниципальное казенное образовательное  

         учреждение «Вольновская средняя

общеобразовательная школа»

                                   Полтавского района Омской области

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

«Традиционные ценности и современный мир»

Духовно-нравственное воспитание в семье и

общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

 

         Роль семьи и школы незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности. Педагоги обращаются к традициям православной педагогики как основам духовно-нравственного воспитания  обучающихся. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке  ненависти и злобы. В. А. Сухомлинский определил приоритеты нравственного  воспитания ребенка в семье.  Воспитание духовной личности возможно только совместными  усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Не все родители, к сожалению, ответственны за воспитание своих детей. Педагоги должны помочь родителям осознать, что именно в семье должны передаваться  и сохраняться нравственные ценности.         Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. Учителям  нужно постоянно изучать взаимоотношения  родителей и детей и направлять  их в нужное русло. Родители должны начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя и хорошо представлять, какими методами формировать в детях нравственные качества.

         Что же мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием? Ключевыми словами  являются духовность и нравственность. Под духовностью мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами[3,с. 423].  Духовно-нравственное воспитание-это деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у детей.

          В МКОУ «Вольновская СОШ» разработана  « Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся» в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании»,  Федерального государственного образовательного  стандарта  общего образования, на основании Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

          Цель программы: воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

-воспитание уважения к нравственным нормам;

-формирование чувства любви к Родине на основе изучения          национальных культурных традиций;

-приобщение  детей к труду, формирование навыков  бережного отношения      к природе и окружающей среде;

-создание условий для восприятия целостной картины мира;

-ориентирование семей обучающихся на духовно-нравственное воспитание детей.

           Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который с 2012 года  вводится в  4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений РФ. В этом учебном году  я преподаю курс ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Перед этим в 2012 году прошла курсы повышения квалификации «Методика обучения курсу ОРКСЭ». В январе 2012 года было проведено собрание с родителями учеников 3 класса, на котором был выбран модуль «Основы православной культуры». 

            Цель комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений[1, с.3]. Реализация обозначенной цели курса  ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении: оборудования, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, библиотечного фонда, печатных пособий.

           На уроках используем учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», который раскрывает значение и роль православной культуры в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни[2, с. 2]. В учебнике даны  рубрики: «Вы узнаете», «Это интересно», «Вопросы и задания». В данном издании богатый иллюстративный материал. К учебнику выпущено электронное приложение «Основы православной культуры».        

           Из опыта работы: в октябре 2012 года  был проведен открытый урок ОРКСЭ по теме «Пасха» с приглашением учителей школы. Цели урока:

1. Познакомить учащихся с главным христианским праздником, его историей, традициями. 2. Учить устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей. 3. Развивать умение работать с текстом, презентацией, обсуждать вопросы, делать выводы, учить самооценке.

           Ход урока.1. Совместное целеполагание.

- Что нового мы сегодня узнаем на уроке? Какой работой мы будем заниматься? Что нам нужно сделать, чтобы достичь этих целей?

2. Повторение материала прошлого урока « Христос и его крест».

- Что означают слова: воплощение, Богочеловек? Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком. Почему крест стал символом любви Бога к  людям?

3. Новый материал. Слово учителя с элементами беседы.

- Сегодня мы говорим о Пасхе, светлом празднике, самом главном празднике христиан, который будем отмечать  5 мая.

- Чтение с. 29 в учебнике «Это интересно». Что вы знаете об этом празднике?

- Пасха в переводе с древнееврейского языка означает переход, избавление. Как празднуют Пасху в ваших семьях?

4. Презентация «Детям о Пасхе».

5. Беседа с учащимися.

- Какой праздник отмечают христиане за неделю до Пасхи? (Вербное воскресение). Как отмечаете вы в своих семьях этот праздник? Что такое пост и как его соблюдают верующие христиане? (В чем состоит христианский пост?)

6. Тренажер. Праздник Праздников. Задание: распределите словосочетания  на две  группы: дела великого поста, время празднования Пасхи.

7. Рассматривание рисунков учащихся (домашнее задание).

- Что вы хотели показать на рисунке? Какое настроение хотели отразить? (выступления учащихся).

8. Чтение учащимися пасхальных открыток (домашнее задание).

- Что вы пожелали своим родным?

9. Контроль полученных знаний. Тестовые задания (электронное пособие).

10. Подведение итогов урока. Самооценка. Записи в дневнике наблюдений.

11. Домашнее задание: прочитать урок 8, с. 31- вопросы и задания.

          Самооценка учащихся в конце урока, творческие домашние задания (создать пасхальную открытку родным, нарисовать пасхальное яйцо) показали готовность детей к нравственному самосовершенствованию. В дневнике наблюдений ученики 4 класса отвечали на вопросы: «Что я делал? Как изменился? Над чем буду работать?». Дети отмечали, что стали добрее друг к другу, задумались о том, какие должны быть отношения в семье между родителями и детьми. Работа на уроках, подготовка домашних заданий позволяют ученикам собирать портфолио, которое состоит из дневников наблюдений, сочинений детей, иллюстрированных работ.

           Опыт проведения занятий по ОРКСЭ показывает, что они способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классе. Семья и школа  способны стать надежными союзниками в духовно-нравственном  развитии и воспитании детей. Надеемся, что продолжение курса ОРКСЭ будет и в других классах.  

       

Список используемой литературы

1.Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012.

2.Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов   России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. 

3.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.- М.: ООО «А ТЕМП», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

X Региональные Рождественские образовательные чтения: "Нравственные ценности и будущее человечества"

X Региональные Рождественские образовательные чтения: "Нравственные ценности и будущее человечества" г.Нефтеюганск 13.11.17г....

XXVI Международные Рождественские образовательные чтения "Нравственные ценности и будущее человечества"

XXVI Международные Рождественские образовательные чтения "Нравственные ценности и будущее человечества" г.Ханты-Мансийск 18.11.17г....