План-конспект практикума для родителей «Умейте говорить с детьми»
методическая разработка на тему
Цель: Дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионной работы с детьми посредством положительного воздействия слова. Повышение родительской компетентности в области воспитания детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_praktikuma_dlya_roditeley.docx | 222.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»
План-конспект практикума для родителей «Умейте говорить с детьми»
Выполнил: педагог-психолог
Гаврилова О.В.
Март 2017
План-конспект практикума для родителей
«Умейте говорить с детьми »
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.
(Саади )
Словом можно как лечить, так и калечить.
(Народная мудрость)
Цель: Дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионной работы с детьми посредством положительного воздействия слова. Повышение родительской компетентности в области воспитания детей и подростков.
Участники: родители, педагоги
Предварительная работа:
1. Подготовка сценария тренинга;
2. Подготовить буклеты по теме тренинга;
3. Изготовление материала для проведения игр;
4. Оформление информационного стенда для родителей на заданную тему; 5. Подготовка и оформление места проведения тренинга (кабинет психолога);
План проведения:
- Вступительное слово психолога;
- Упражнение «Моё имя»;
- Упражнение «Кто как видит»;
- Лекция «Слово лечит, оно же и калечит»;
- Упражнение «Анализируем проблемные ситуации»;
- Упражнение «Решаем проблемные ситуации»;
- Упражнение «Не зря я пришёл»;
- Заключительная часть.
Ход тренинга
1. Вступительное слово психолога.
Цель: Позитивный настрой на занятие.
Инструкция: Психолог информирует родителей о содержании тренинга и о формах работы.
В кабинете психолога расположены стулья, образующие круг. Посередине круга находится журнальный столик с интересными проспектами по психологии, (например, «Умеете ли Вы воспитывать детей?», «Ваш стиль воспитания детей»).
Примерный текст вступительного слова:
В наше современное время (как говорит Владимир Леви) не трудные дети а трудные родители.........
Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться говорить, понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Сейчас мы вам представим возможность повысить свою родительскую компетентность в области воспитания детей.
2. Упражнение «Моё имя»
Цель: Позитивный настрой на занятие, знакомство участников.
Инструкция: Родители выбирают себе лепесток понравившегося цвета (цвета Люшера) и пишут на нём своё имя.
Комментарий: Часто, на начальном этапе занятия, взрослые участники чувствуют себя скованно, с иронией относятся к предложенному упражнению. Рекомендуется первому начать упражнение психологу.
3. Упражнение «Кто как видит»
Цель: Показать участникам, что одно и то же явление, ситуацию люди видят по-разному.
Инструкция: Ведущий психолог ставит в центре комнаты какой-нибудь предмет и просит участников его описать как можно подробнее, но только то, что попадает в их поле зрения.
Комментарий: Все участники один и тот же предмет видят по-разному, потому что все смотрят на него с разных сторон. Так и в жизни, одна и та же ситуация детям и взрослым видится по-разному.
4.Лекция «Слово лечит, оно же и калечит»
«Слово лечит, оно же и калечит» - гласит народная мудрость.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Представьте себе, что в одной руке у Вас лимон, а в другом – нож. Вы берете тарелку, кладете на нее лимон и начинаете его разрезать тонкими дольками. Наконец лимон разрезан. Вы берете ложечку сахара и посыпаете лимон. А теперь Вы берете одну дольку и отправляете ее в рот. Но не глотаете сразу, а недолго держите на языке. Какой же он кислый! А теперь откройте глаза и ответьте: выделилась ли у Вас слюна в результате эксперимента? У большинства из Вас, наверняка, при упоминании о лимоне, слюна выделилась в достаточно большом количестве. Так организм отреагировал на слово «лимон», «кислый». Точно также организм реагирует на каждое произнесенное слово.
К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи проанализировали типичные реакции со стороны родителей, оказывающие на детей негативное воздействие. К наиболее распространенным можно отнести:
- Приказ, распоряжение, команда («Не трогай!»; «Марш домой!»; «Перестань вертеться!»);
- Предупреждение, предостережение, угроза («Если ты сейчас же не пойдешь спать, то я тебя накажу»; «Если ты еще раз так сделаешь, то горько об этом пожалеешь»);
- Увещевание, наставление, проповедь («Ты не должен так говорить»; «Ты обязан нас слушаться»);
- Совет, предложение решений («Делай так, как мы сказали»; «Мы с мамой знаем, что лучше»);
- Поучение, логическая аргументация («Если ты будешь так себя вести, то тебя никто не будет любить»; «Ты думаешь, что все на свете знаешь?»);
- Осуждение, критика, несогласие, порицание («Нет, ты не прав!»; «Ну разве можно так делать?»);
- Обзывание, высмеивание, посрамление («Ну ты и лентяй!»; «Посмотрите на него - маменькин сыночек, девчонка»);
- Интерпретации, анализ, постановка диагноза («Я вижу тебя насквозь»; «Я знаю, почему ты так сделал»);
- Допрос («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»; «Почему ты мне этого не сказал?»);
- Увод в сторону, отшучивание, отвлечение внимания («Подрастешь, тогда узнаешь»; «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»).
Как отражаются на детях подобные негативные реакции со стороны родителей? В большинстве случаев они развивают безынициативность, низкую самооценку, чувство вины, замкнутость, боязливость, нерешительность, лживость... Порой мы слышим, но не слушаем детей. А если ребенок что-то попросит, то сразу же отвечаем отказом. Иногда мы сами формируем негативные отношения в семье, провоцируем регрессивное развитие наших детей.
Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» устами главного героя говорит об этом так; «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали - и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой…»
5. Упражнение «Анализируем проблемные ситуации»
Цель: Через обсуждение различных ситуаций (отрицательных) сделать вывод о том, какой вид обращения к ребёнку эффективен.
Инструкция: Присутствующим раздаются карточки с описанием различных проблемных ситуаций, складывающихся между ребенком и родителями, необходимо определить, есть ли в описанной ситуации негативное воздействие слова или нет.
Вот примерные ситуации с негативным воздействием:
Ситуация 1. Подростка допоздна не могут оторвать от компьютера. Наконец мать в сердцах говорит; «Что за противный ребенок! Сколько можно тебе говорить! Немедленно укладывайся спать! Завтра рано в школу вставать!».
Ситуация 2. Мать с сыном идут из магазина, неся вместе тяжелую сумку за руки. Сын говорит; «Мама, у меня рука заболела. Давай поменяемся».
«Какие же у тебя руки слабые! Давай сюда сумку», – отвечает мать, отбирает сумку и дальше несет ее одна.
Ситуация 3. Ребенок садится за обеденный стол с грязными руками. Отец недовольно спрашивает: «Почему ты не умылся перед едой? Сколько можно напоминать? Не память, а дырявое решето!»
Ситуация 4.Сын обещал сходить в магазин за хлебом, но заигрался и забыл. Семья осталась без хлеба. За ужином отец раздраженно ворчит; «Ничего тебе поручить нельзя. Ты целый день бьешь баклуши. Хоть бы немного о нас подумал».
Ситуация 5. Сын подсаживается к отцу, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной в приставку», «Не мешай ты мне. Иди, займись лучше делом», – отмахивается отец.
На обработку проблемных ситуаций отводится 1-2 минуты, После этого родители по очереди зачитывают свои ситуации и анализируют их. Ведущий уточняет, есть ли негативное воздействие или нет. Поочередно забирая карточки, он прикрепляет их в соответствии с ответами к двум табличкам: (Приложения 2, 3)
Негативное воздействие есть | Негативного воздействия нет |
После того, как все родители зачитают свои карточки и ведущих распределит их по табличкам, он обращает внимание родителей, что в карточках, имеющих негативное воздействие слова, имеются «Ты-сообщения» (сколько можно ТЕБЕ говорить; какие у ТЕБЯ руки слабые; почему ТЫ не умылся; ТЫ целый день бьешь баклуши). А в ситуациях, не имеющих негативного воздействия - «Я-сообщения» (Я так устал на работе; маленькая моя..; Я так спешу...; Я знаю, что у тебя руки сильные, но сумка такая тяжелая.., и т.д.)
Комментарий: Родители подводятся к мысли о том, что на первом этапе работы с детьми необходимо свои «Ты-сообщения» переводить в «Я-сообщения». Для ограничения ребенка от негативного воздействия слов.
6. Упражнение «Решаем проблемные ситуации»
Цель: Научить участников правильному подбору обращения к ребёнку в проблемной ситуации.
Инструкция: Родителям предлагаются ситуации из предыдущей игры с «Ты - сообщением». Необходимо подобрать такие «Я-сообщения», чтобы негативный эффект перерос в положительный.
7. Тест для родителей:
Цель: Самодиагностика родителей о их педагогической компетентности.
Инструкция: Родителям предлагается ответить на ряд вопросов «Да» или «Нет».
- Рождение вашего ребенка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
- Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут?)
- Вы в курсе его время провождении, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
- Вы знаете, какой его любимый учитель в школе?
- Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
- Вы первым идете на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Если на все вопросы вы ответили «Да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем, и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. А если у вас более 5 ответов «Нет», то постарайтесь задуматься, как улучшить ваши взаимоотношения с ребенком, используя наши рекомендации.
8. Упражнение «Не зря я пришёл?»
Цель: Рефлексия с родителями
Инструкция: Участники, сидя в кругу, делятся впечатлениями от практикума, рассказывают о полученном опыте: оправдались ли ожидания, с чем они уходят.
9. Заключительная часть.
Психолог благодарит родителей за участие в тренинге. И как вывод встречи рассказывает притчу «Сила слова»:
Жил-да-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. Однажды отец этого молодого человека вручил ему пакет с гвоздями и сказал: “Каждый раз, когда раз, когда он ты не сможешь сдержать свой гнев, ты должен будешь вбивать по одному гвоздю в столб забора”.
Поначалу парню пришлось вбивать по десятку гвоздей в столб забора ежедневно. Постепенно количество вбитых гвоздей уменьшалось. Он понял, что проще сдерживать свой гнев, нежели каждый день работать молотком. И вот, наконец пришел день, он сохранил самообладание в течении всего дня.
Он пошел к отцу, рассказал ему об этом, а также спросил, что ему теперь делать дальше? Отец ответил, что теперь каждый день, когда парню удастся сдерживать свой гнев в течении всего дня, ему надо будет вытаскивать из столба по одному гвоздю. Время шло, и постепенно, наступил тот день, когда молодой человек, довольный своим результатом смог сообщить отцу о том, что столб чистый, без единого гвоздя.
Отец взял за руку сына и они вместе пошли к забору: «Молодец сынок,
ты серьезно поработал над собой. Но, посмотри, сколько дыр осталось заборе? Теперь этот забор уже никогда не будет прежним. Поэтому, следи за своим словами. Когда говоришь человеку что-нибудь плохое, у него на сердце остается шрам, как и эти дыры. И главное, что уже не важно сколько раз ты потом попросишь прощения, шрам все равно останется…...
Удачи нам всем в этой нелегкой профессии: быть родителями!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План-конспект урока ИЗО в 5-м классе "Пейзаж. О чём говорит искусство"
конспект содержит материал о передаче настроения природы цветом...
План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс
Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...
План-конспект урока-практикума по теме «Электростатика»
В данном пособии представле план-конспект практического занятия по теме "Электростатика"...
План-конспект урока - практикума в 9 классе «Определение коэффициента трения скольжения и определение зависимости силы трения от веса тела»
Приводится план-конспект урока-практикума в 9 классе...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План - конспект круглого стола "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения".
В материале представлен план - конспект круглого стола с педагогам работающими с детьми, имеющими аутистические нарушения....
- Мне нравится (1)