План-конспект урока-практикума по теме «Электростатика»
план-конспект урока по физике на тему

В данном пособии представле план-конспект практического занятия по теме "Электростатика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urokelektrostatika.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока-практикума

          по теме «Электростатика»

Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом

Дж. Бруно

Тип урока

Формирование умений и навыков решения вычислительных задач базового уровня

Цели урока:

   Образовательная:

  • совершенствовать навыки и умения в решении типовых вычислительных задач по теме;
  • повторить основные формулы темы, физические величины и единицы их измерения в СИ;
  •  выражать в устной и письменной речи этапы решения вычислительных задач.

   Развивающая:

  • продолжить развитие теоретического мышления при решении задач;
  • продолжить формирование общих и ключевых компетенций;
  • развивать познавательный интерес к учебной деятельности;
  • развивать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.
  • Воспитательная:
  • осуществлять нравственное воспитание (товарищеская взаимовыручка, этика групповой работы), самоконтроль учебной деятельности;
  • воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, трудолюбие.

Критерии достижения обучаемых

Профессиональная компетентность

Раскрытие творческих способностей обучаемых

Социально-

личностные качества

Усвоение знаний

Сформированность профессиональных умений и навыков

Знать: основные физические величины    и    единицы    их измерения          по         теме « Электростатика»; основные     формулы     этой темы;     алгоритм    решения вычислительных    задач    по физике.

Уметь: переводить единицы измерения физических величин в систему СИ; преобразовывать формулы; записывать числа в стандартном виде; применять знания теоретического    материала    при решении практических заданий; выполнять математические действия с числами со степенями

Находить рациональные способы решения   физических задач;      применять полученные знания в      нестандартной ситуации.

Терпение, трудолюбие, самостоятель

ность


План проведения занятия

Этапы урока

Время

Приемы, методы

1.

Организационный этап.

2'

Проверка посещаемости,

сообщение темы и цели, задачи и план урока.

2.

Этап актуализации ранее усвоенных

знаний, умений и навыков.

28'

Повторение:

-

основных физических величин и единиц

«Проверь себя»

измерения темы «Электростатика»;

5'

Игра «Крестики-нолики»

-

основных формул темы;

5'

Фронтальная работа

-

алгоритма решения вычислительных задач по физике.

3'   

«По цепочке»

Тренировочные упражнения:

-

вывод рабочей формулы из основной;

5'

«Тихий» опрос (на доске)

-

перевод единиц физических величин в

Самостоятельная работа в парах

систему СИ.

10'

с самопроверкой

3.

Этап активной учебно-познавательной

Деятельности – решение задач:

40'

-

Задача № 1 (Закон Кулона)

Показательное решение задачи преподавателем

(на доске).

-

Задача № 2 (Закон Кулона)

Решение задачи по цепочке.

-

Задача № 3 (Электрическое поле)

Индивидуальное решение задач

на доске

Задача № 4  (Электрическое поле)

Индивидуальное решение задач

на доске

Задача № 5 (Конденсаторы)

Индивидуальное решение задач

на доске

на доске

Задача № 6 (Конденсаторы)

Индивидуальное решение задач

на доске

4.

Этап закрепления и первичного контроля

15'

Письменная трехуровневая

приобретенных умений и навыков.

самостоятельная работа в 2-х

вариантах с тестовым заданием.

5.

Этап подведения итогов занятия и

3'

Сообщение преподавателя,

рефлексия.

Самодиагностика студентов.

6.

Домашнее задание

2'

Запись на доске

Ход урока

  1. Организационный этап

Преподаватель сообщает тему урока, цели, задачи, план предстоящей деятельности; обращает внимание на эпиграф к уроку (записан на доске).

  1. Этап активизации ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
  • Повторение

 - основных физических величин и единиц измерения в системе СИ

а) «Проверь себя» (индивидуальная самостоятельная работа)

Указание: на экране мультивидеопроектора проецируется запись на соотнесение определений величин (закон Кулона, закон сохранения электрического заряда, напряженность, работа электрического поля по перемещению заряда, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля) с их названием; учащиеся записывают ответы в тетрадях; организуется взаимопроверка взаимооценивание.

     б) Игра «Крестики – нолики» (индивидуальная работа)

Указание: учащиеся ставят знак «х» на пересечении названия единицы измерения и физических величин; заполненные бланки сдаются преподавателю.

        Единицы измерения в СИ

Физические

величины

Н/Кл

(Ньютон/Кулон)

Дж

(Джоуль)

(Ньютон)

В

(Вольт)

м (метр)

Кл (кулон)

безразмерная

 Ф(фарад)

К (Кельвин)

F

(сила)

R

(расстояние)

E

 (напряженность)

∆φ

(разность потенциала)

q

(заряд)

 

(диэлектрическая проницательная проницаемость)

A

(работа)

C

(электроемкость)

W

(энергия)

Ф.И. студента

- основных формул темы

Указание: на магнитной доске закреплены обратной стороной карточки с формулами (на формате А4); учащиеся подходят к доске, переворачивают карточку и озвучивают формулу (основные формулы указаны в самостоятельной работе).

- алгоритма решения вычислительных задач

Указание: учащиеся по цепочке вслух проговаривают алгоритм

  • Тренировочные упражнения

 - вывод рабочей формулы из основных

Указание:  на доске укреплены  карточки с формулами, где выделено буквенное обозначение физической величины, для которой надо вывести формулу; одновременно несколько человек выводят рабочие формулы на доске.

 - перевод единиц физических величин в систему СИ

Указание: Задание проецируется на экране мультивидеопроектора. Учащиеся работают в парах самостоятельно; затем проверяют себя по ответам, проецируемых также на экран мультивидеопроектора и оценивают свою работу.

I. Сравни:

1) 0,03 кН*300 мН

2) 1,7 мКл*0,017 Кл

3) 13 см*0,013 м

II. Расположи значения величин от меньшей к большей

4) 0,0025 кДж; 25 мДж; 0,25 Дж

III. Переведи в систему СИ:

5) 4 см2 =

6) 16,0 пФ=

Ответы: (запись проецируется через 10 мин.)

1) 0,03 кН > 300 мН

2) 1,7 мКл < 0,017 Кл

3) 13 см > 0,013 м

4) 25 мДж; 0,25 Дж; 0,0025 кДж

5) 4 см2 = 4 ∙ 104 м2

6) 16,0 пФ = 1,6 · 10-11 Ф

3. Этап активной учебно-познавательной деятельности – решение вычислительных задач базового уровня

1) По данным рисунка определить значения равных между собой точечных электрических зарядов, помещенных в воде. Диэлектрическая проницаемость воды равна 81

Q1 = Q2 = Q        Q= =

F = 10Н

r = 10-1 м        Q = =3·10-5 Кл  = 81

Q = ?

2) Два заряда по 4·10-8 Кл, разделенные слюдой толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8 ·10-2 Н. Определить диэлектрическую проницаемость слюды.

Q1 = 4 · 10-8 Кл                                                      

                                                                    =

r = 10-2 м

=Кл/(Н·м2 )

r - ?

 ==8

3) На каком расстоянии от точечного заряда  +10-8 Кл, находящегося в воздухе, напряженность электрического поля окажется меньше 10-9 Н/Кл?

Q = +10-8 Кл        r = ,

 = 1

Е = 10-9 Н/К      r = м = 3 · 10м

r = ?

На расстоянии, большем 300 км, напряженность поля окажется меньше чем 10-9 Н/Кл.

4) Электрические потенциалы двух изолированных проводников, находящихся в воздухе, равные

+110 и – 110 В. Какую работу совершит электрическое поле этих двух зарядов при переносе заряда 5 · 10-4 Кл с одного проводника на другой?

φ1=+110В,        Под действием электрического

φ2 = -100 В,       поля положительный заряд

Q = 5·10-4Кл        может перемещаться только    от точек с большим потенциалом

А - ?                  к точкам с меньшим потен

                                циалом, поэтому

А = Q(φ1 – φ2),    А = 5 ·10-4 ·220 Дж = 0,11 Дж

5) Определить электроемкость батареи конденсаторов, изображенной на рисунке, если С1 = 0,1 мкФ, С2 = 0,4 мкФ, С3 = 0,52 мкФ

                         С1                 С2

                                 С3

                                    

С1 = 0,1 мкФ     =+;  С1-2= ;

С2 = 0,4 мкФ   С6 = С1-2 3 =3 ‚

С3 = 0,52 мкФ   С6 = мкФ+0,52 мкФ =

Сб =?                      = 0,6 мкФ

6) Определить электроемкость плоского конденсатора, состоящего из 51 пластины площадью 20 см2  каждая, если между ними проложена слюда толщиной 0,1 мм (= 7)

n = 51                 С =

S = 2∙10-3 м2           С ==

d = 10-4 м               = 6,2·10-8  Ф = 62 нФ

 = 7

=Кл2 /(Н∙м2 ) 

С - ?

Вычислительные задачи базового уровня

(бланк задач имеется на каждой парте)

1) По данным рисунка определить значения равных между собой точечных электрических зарядов, помещенных в воде. Диэлектрическая проницаемость воды равна 81

2) Два заряда по 4·10-8 Кл, разделенные слюдой толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8 ·10-2 Н. Определить диэлектрическую проницаемость слюды.

3) На каком расстоянии от точечного заряда  +10-8 Кл, находящегося в воздухе, напряженность электрического поля окажется меньше 10-9 Н/Кл?

4) Электрические потенциалы двух изолированных проводников, находящихся в воздухе, равные  +110 и – 110 В. Какую работу совершит электрическое поле этих двух зарядов при переносе заряда 5 · 10-4 Кл с одного проводника на другой?

5) Определить электроемкость батареи конденсаторов, изображенной на рисунке, если С1 = 0,1 мкФ, С2 = 0,4 мкФ, С3 = 0,52 мкФ

                        С1                 С2

                                 С3

6) Определить электроемкость плоского конденсатора, состоящего из 51 пластины площадью 20 см2  каждая, если между ними проложена слюда толщиной 0,1 мм (= 7)

Бланк ответов и решения задач к самостоятельной работе

Задачи

№1

№2

№3

Ответы

Задача №

Дано:                                           Решение:

Найти:            

                                 Ответ

Фамилия студента

Фамилия студента


4. Этап закрепления и первичного контроля приобретенных умений и навыков.

Самостоятельная работа по теме «Электростатика» (технология уровневой дифференциации обучения) на 2 варианта

Указание:  учащимся предлагаются задачи базового (I), среднего (II)  повышенного уровней (III); они выбирают для решения задачу, исходя из своих возможностей; оформляют решение на отдельном бланке, который сдается на проверку.

5. Этап подведения итогов занятия и рефлексия.

  • Преподаватель в течении урока оценивает деятельность каждого учащегося и заносит результаты в «поурочную» ведомость и в конце урока объявляет оценки. За отдельные (разовые) ответы учащиеся получают житоны: красного цвета – ответ без замечаний; синего цвета – ответ с небольшими недочетами.

Поурочная ведомость

Ф.И. учащегося

Виды учебно-познавательной деятельности

Дополнительные баллы

Итог

«Проверь себя»

«Крестики-нолики»

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа

  • Проводится рефлексия.

 Преподаватель просит поднять руки кто доволен своей работой на уроке, затем кто не совсем доволен своей работой на уроке и кто не доволен своей работой на уроке. Результаты записываются на доске для всеобщего обозрения.

  • Преподаватель подводит итог занятия.

6. Домашнее задание:

Обязательное: Задачи № 638, 701, 734, 750. Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений /А.П.Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»)

Дополнительное: составить 2 вычислительные задачи по теме «Электростатика»

Литература:

  1. Кирик    Л.А.    Самостоятельные    и    контрольные    работы    по    физике. Разноуровневые дидактические материалы. 10-11 классы. Электричестве магнетизм. - М.: Илекса, Харков: Гимназия, 1998. - 128 с.
  2. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 10 класс-М.:
    Школьная Пресса, 2004. - 80 с.
  3. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7-11кл.:Книга для учителя / В.Г.Разумовский,  Ю.И.Дик,  И.И.Нурминский  и др.,  Под ред. Разумовского. — М.: Просвещение, 1996. - 190 с.
  4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений /А.П.Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»)
  5. Рябоволов Г.И., Дадашева Н.Р., Курганова  В. А. Сборник дидактических  заданий   по физике: Учеб. Пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 1996, - 416с.
  6. Сауров Ю.А., Бутырский Г.А. Молекулярная физика: Модели уроков: Книга  для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.
  7. Физика.     Тесты.      10-11     классы:   Учебно-методическое     пособие /
    Н.К.Гладышева, И.И.Нурминский, А.И.Нурминский и др. - М.: Дрофа, 2003. - 224 с.
  8. Элементарный учебник физики: учебное пособие в 3-х томах. Под ред. Г.С.Ландсберга. Т. П. - М.: Просвещение, 1986.
  9. Я иду на урок физики: 10 класс: Электродинамика: Книга для учителя: -    М.: Издательство «Первое сентября», 2002. - 224 с.
  10. Яворский    Б.М.,    Тихомирова    С.А.    Физика:    Учебник    для    учащихся гуманитарных классов. 10-й класс. - М.: Школа-Пресс, 1997.-288 с.

Самостоятельная работа по теме «Электростатика» (технология уровневой дифференциации обучения)

F = k;  F = k;  E = ;  E =k;  A = qEd;  ∆φ= ;  E = ;  C = ; С=; W==

                             /подсказка/

I вариант        II вариант

1        (I). Емкость конденсатора 6 мкФ, а заряд 0,3 мКл.
Определить энергию электрического поля конденсатора.

А)0,75Дж        Б)7,5·10-2Дж      В)7,5·10-3Дж

2        (II). Два заряда по 4 · 10-8 Кл, разделенные слюдой
толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8 · 10
-2 Н.
Определить диэлектрическую проницаемость среды.

А) 8.                            Б) 80.                     В)0,8.

3        (III). Между параллельными заряженными пластинами,
расположенными горизонтально, удерживается в
равновесии пылинка массой 10
-12 кг с зарядом -5 ·10-16Кл,
Определите разность потенциалов между пластинами,
если расстояние между ними 1 см.

А) 196 В.                 Б) 19,6 · 10-2 В.           В)1,96  · 103В.

Примечание. I - базовый уровень (оценка «3»).

II        - средний уровень (оценка «4»).

III        - повышенный уровень (оценка «5»).

Указание: выделенные в тексте ответы являются верными

1        (I). Какова разность потенциалов между обкладками
конденсатора     емкостью     2000     пФ,     если     заряд
конденсатора равен 4 нКл?

А) 0,2 В.        Б) 20 В.        В) 2 В.

2        (II). Заряд в 1,3 · 10-9 Кл в керосине на расстоянии 5 мм
притягивает к себе второй заряд с силой 2 · 10
-4 Н.
Найдите   величину   второго   заряда.   Диэлектрическая
проницаемость керосина равна 2.

А) 8,5 · 10-9 Кл.                  Б) 8,5 · 10-10 Кл.               В) 8,5 · 1010 Кл.

3        (III).  В  однородном  электрическом  поле  электрон
движется  с  ускорением  3,2 · 10
13 м/с2.   Определить
напряженность поля, если масса электрона равна
 9,1 · 10-31 кг.

А) 1,82 ·10-2Н/Кл.     Б) 182Н/Кл.     В) 1,82 · 103Н/Кл.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс

Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки  умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,...

Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность

Презентация подготовлена с применением многочисленных эффектов анимации на каждом слайде. Анимация установлена по щелчку. Для себя я устанавливаю эффекты анимации по времени. Это удобнее. Презент...

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Урок-практикум по биологии. Тема: "Решение задач по генетике"

Эпиграф: "Ты, человек, значит можешь успешно овладеть знаниями"Цель: сформировать знания, умения, навыки решения задач по гинетике.Задачи: Образовательные: - обобщить, закрепить, углубить знания учащи...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...