План-конспект урока-практикума по теме «Электростатика»
план-конспект урока по физике на тему
В данном пособии представле план-конспект практического занятия по теме "Электростатика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urokelektrostatika.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока-практикума
по теме «Электростатика»
Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом
Дж. Бруно
Тип урока | Формирование умений и навыков решения вычислительных задач базового уровня |
Цели урока: | Образовательная:
Развивающая:
|
Критерии достижения обучаемых
Профессиональная компетентность | Раскрытие творческих способностей обучаемых | Социально- личностные качества | |
Усвоение знаний | Сформированность профессиональных умений и навыков | ||
Знать: основные физические величины и единицы их измерения по теме « Электростатика»; основные формулы этой темы; алгоритм решения вычислительных задач по физике. | Уметь: переводить единицы измерения физических величин в систему СИ; преобразовывать формулы; записывать числа в стандартном виде; применять знания теоретического материала при решении практических заданий; выполнять математические действия с числами со степенями | Находить рациональные способы решения физических задач; применять полученные знания в нестандартной ситуации. | Терпение, трудолюбие, самостоятель ность |
План проведения занятия
Этапы урока | Время | Приемы, методы | |
1. | Организационный этап. | 2' | Проверка посещаемости, сообщение темы и цели, задачи и план урока. |
2. | Этап актуализации ранее усвоенных | ||
знаний, умений и навыков. | 28' | ||
Повторение: | |||
- | основных физических величин и единиц | «Проверь себя» | |
измерения темы «Электростатика»; | 5' | Игра «Крестики-нолики» | |
- | основных формул темы; | 5' | Фронтальная работа |
- | алгоритма решения вычислительных задач по физике. | 3' | «По цепочке» |
Тренировочные упражнения: | |||
- | вывод рабочей формулы из основной; | 5' | «Тихий» опрос (на доске) |
- | перевод единиц физических величин в | Самостоятельная работа в парах | |
систему СИ. | 10' | с самопроверкой | |
3. | Этап активной учебно-познавательной Деятельности – решение задач: | 40' | |
- | Задача № 1 (Закон Кулона) | Показательное решение задачи преподавателем | |
(на доске). | |||
- | Задача № 2 (Закон Кулона) | Решение задачи по цепочке. | |
- | Задача № 3 (Электрическое поле) | Индивидуальное решение задач на доске | |
Задача № 4 (Электрическое поле) | Индивидуальное решение задач на доске | ||
Задача № 5 (Конденсаторы) | Индивидуальное решение задач на доске на доске | ||
Задача № 6 (Конденсаторы) | Индивидуальное решение задач на доске | ||
4. | Этап закрепления и первичного контроля | 15' | Письменная трехуровневая |
приобретенных умений и навыков. | самостоятельная работа в 2-х | ||
вариантах с тестовым заданием. | |||
5. | Этап подведения итогов занятия и | 3' | Сообщение преподавателя, |
рефлексия. | Самодиагностика студентов. | ||
6. | Домашнее задание | 2' | Запись на доске |
Ход урока
- Организационный этап
Преподаватель сообщает тему урока, цели, задачи, план предстоящей деятельности; обращает внимание на эпиграф к уроку (записан на доске).
- Этап активизации ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
- Повторение
- основных физических величин и единиц измерения в системе СИ
а) «Проверь себя» (индивидуальная самостоятельная работа)
Указание: на экране мультивидеопроектора проецируется запись на соотнесение определений величин (закон Кулона, закон сохранения электрического заряда, напряженность, работа электрического поля по перемещению заряда, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля) с их названием; учащиеся записывают ответы в тетрадях; организуется взаимопроверка взаимооценивание.
б) Игра «Крестики – нолики» (индивидуальная работа)
Указание: учащиеся ставят знак «х» на пересечении названия единицы измерения и физических величин; заполненные бланки сдаются преподавателю.
Единицы измерения в СИ Физические величины | Н/Кл (Ньютон/Кулон) | Дж (Джоуль) | .Н (Ньютон) | В (Вольт) | м (метр) | Кл (кулон) | безразмерная | Ф(фарад) | К (Кельвин) | |
F (сила) | ||||||||||
R (расстояние) | ||||||||||
E (напряженность) | ||||||||||
∆φ (разность потенциала) | ||||||||||
q (заряд) | ||||||||||
(диэлектрическая проницательная проницаемость) | ||||||||||
A (работа) | ||||||||||
C (электроемкость) | ||||||||||
W (энергия) | ||||||||||
Ф.И. студента |
- основных формул темы
Указание: на магнитной доске закреплены обратной стороной карточки с формулами (на формате А4); учащиеся подходят к доске, переворачивают карточку и озвучивают формулу (основные формулы указаны в самостоятельной работе).
- алгоритма решения вычислительных задач
Указание: учащиеся по цепочке вслух проговаривают алгоритм
- Тренировочные упражнения
- вывод рабочей формулы из основных
Указание: на доске укреплены карточки с формулами, где выделено буквенное обозначение физической величины, для которой надо вывести формулу; одновременно несколько человек выводят рабочие формулы на доске.
- перевод единиц физических величин в систему СИ
Указание: Задание проецируется на экране мультивидеопроектора. Учащиеся работают в парах самостоятельно; затем проверяют себя по ответам, проецируемых также на экран мультивидеопроектора и оценивают свою работу.
I. Сравни:
1) 0,03 кН*300 мН
2) 1,7 мКл*0,017 Кл
3) 13 см*0,013 м
II. Расположи значения величин от меньшей к большей
4) 0,0025 кДж; 25 мДж; 0,25 Дж
III. Переведи в систему СИ:
5) 4 см2 =
6) 16,0 пФ=
Ответы: (запись проецируется через 10 мин.)
1) 0,03 кН > 300 мН
2) 1,7 мКл < 0,017 Кл
3) 13 см > 0,013 м
4) 25 мДж; 0,25 Дж; 0,0025 кДж
5) 4 см2 = 4 ∙ 104 м2
6) 16,0 пФ = 1,6 · 10-11 Ф
3. Этап активной учебно-познавательной деятельности – решение вычислительных задач базового уровня
1) По данным рисунка определить значения равных между собой точечных электрических зарядов, помещенных в воде. Диэлектрическая проницаемость воды равна 81 | Q1 = Q2 = Q Q= = ‚ F = 10Н r = 10-1 м Q = =3·10-5 Кл = 81 Q = ? |
2) Два заряда по 4·10-8 Кл, разделенные слюдой толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8 ·10-2 Н. Определить диэлектрическую проницаемость слюды. | Q1 = 4 · 10-8 Кл = r = 10-2 м =Кл/(Н·м2 ) r - ? ==8 |
3) На каком расстоянии от точечного заряда +10-8 Кл, находящегося в воздухе, напряженность электрического поля окажется меньше 10-9 Н/Кл? | Q = +10-8 Кл r = , = 1 Е = 10-9 Н/К r = м = 3 · 105мм r = ? На расстоянии, большем 300 км, напряженность поля окажется меньше чем 10-9 Н/Кл. |
4) Электрические потенциалы двух изолированных проводников, находящихся в воздухе, равные +110 и – 110 В. Какую работу совершит электрическое поле этих двух зарядов при переносе заряда 5 · 10-4 Кл с одного проводника на другой? | φ1=+110В, Под действием электрического φ2 = -100 В, поля положительный заряд Q = 5·10-4Кл может перемещаться только от точек с большим потенциалом А - ? к точкам с меньшим потен циалом, поэтому А = Q(φ1 – φ2), А = 5 ·10-4 ·220 Дж = 0,11 Дж |
5) Определить электроемкость батареи конденсаторов, изображенной на рисунке, если С1 = 0,1 мкФ, С2 = 0,4 мкФ, С3 = 0,52 мкФ С1 С2 С3
| С1 = 0,1 мкФ =+; С1-2= ; С2 = 0,4 мкФ С6 = С1-2 +С3 =+С3 ‚ С3 = 0,52 мкФ С6 = мкФ+0,52 мкФ = Сб =? = 0,6 мкФ |
6) Определить электроемкость плоского конденсатора, состоящего из 51 пластины площадью 20 см2 каждая, если между ними проложена слюда толщиной 0,1 мм (= 7) | n = 51 С = S = 2∙10-3 м2 С == d = 10-4 м = 6,2·10-8 Ф = 62 нФ = 7 =Кл2 /(Н∙м2 ) С - ? |
Вычислительные задачи базового уровня
(бланк задач имеется на каждой парте)
1) По данным рисунка определить значения равных между собой точечных электрических зарядов, помещенных в воде. Диэлектрическая проницаемость воды равна 81 |
2) Два заряда по 4·10-8 Кл, разделенные слюдой толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8 ·10-2 Н. Определить диэлектрическую проницаемость слюды. |
3) На каком расстоянии от точечного заряда +10-8 Кл, находящегося в воздухе, напряженность электрического поля окажется меньше 10-9 Н/Кл? |
4) Электрические потенциалы двух изолированных проводников, находящихся в воздухе, равные +110 и – 110 В. Какую работу совершит электрическое поле этих двух зарядов при переносе заряда 5 · 10-4 Кл с одного проводника на другой? |
5) Определить электроемкость батареи конденсаторов, изображенной на рисунке, если С1 = 0,1 мкФ, С2 = 0,4 мкФ, С3 = 0,52 мкФ С1 С2 С3 |
6) Определить электроемкость плоского конденсатора, состоящего из 51 пластины площадью 20 см2 каждая, если между ними проложена слюда толщиной 0,1 мм (= 7) |
Бланк ответов и решения задач к самостоятельной работе
Задачи | №1 | №2 | №3 |
Ответы |
Задача №
Дано: Решение:
Найти:
Ответ
Фамилия студента
Фамилия студента
4. Этап закрепления и первичного контроля приобретенных умений и навыков.
Самостоятельная работа по теме «Электростатика» (технология уровневой дифференциации обучения) на 2 варианта
Указание: учащимся предлагаются задачи базового (I), среднего (II) повышенного уровней (III); они выбирают для решения задачу, исходя из своих возможностей; оформляют решение на отдельном бланке, который сдается на проверку.
5. Этап подведения итогов занятия и рефлексия.
- Преподаватель в течении урока оценивает деятельность каждого учащегося и заносит результаты в «поурочную» ведомость и в конце урока объявляет оценки. За отдельные (разовые) ответы учащиеся получают житоны: красного цвета – ответ без замечаний; синего цвета – ответ с небольшими недочетами.
Поурочная ведомость
Ф.И. учащегося | Виды учебно-познавательной деятельности | Дополнительные баллы | Итог | |||
«Проверь себя» | «Крестики-нолики» | Тренировочные упражнения | Самостоятельная работа | |||
- Проводится рефлексия.
Преподаватель просит поднять руки кто доволен своей работой на уроке, затем кто не совсем доволен своей работой на уроке и кто не доволен своей работой на уроке. Результаты записываются на доске для всеобщего обозрения.
- Преподаватель подводит итог занятия.
6. Домашнее задание:
Обязательное: Задачи № 638, 701, 734, 750. Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений /А.П.Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»)
Дополнительное: составить 2 вычислительные задачи по теме «Электростатика»
Литература:
- Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 10-11 классы. Электричестве магнетизм. - М.: Илекса, Харков: Гимназия, 1998. - 128 с.
- Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 10 класс-М.:
Школьная Пресса, 2004. - 80 с. - Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7-11кл.:Книга для учителя / В.Г.Разумовский, Ю.И.Дик, И.И.Нурминский и др., Под ред. Разумовского. — М.: Просвещение, 1996. - 190 с.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений /А.П.Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»)
- Рябоволов Г.И., Дадашева Н.Р., Курганова В. А. Сборник дидактических заданий по физике: Учеб. Пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 1996, - 416с.
- Сауров Ю.А., Бутырский Г.А. Молекулярная физика: Модели уроков: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.
- Физика. Тесты. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие /
Н.К.Гладышева, И.И.Нурминский, А.И.Нурминский и др. - М.: Дрофа, 2003. - 224 с. - Элементарный учебник физики: учебное пособие в 3-х томах. Под ред. Г.С.Ландсберга. Т. П. - М.: Просвещение, 1986.
- Я иду на урок физики: 10 класс: Электродинамика: Книга для учителя: - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. - 224 с.
- Яворский Б.М., Тихомирова С.А. Физика: Учебник для учащихся гуманитарных классов. 10-й класс. - М.: Школа-Пресс, 1997.-288 с.
Самостоятельная работа по теме «Электростатика» (технология уровневой дифференциации обучения)
F = k; F = k; E = ; E =k; A = qEd; ∆φ= ; E = ; C = ; С=; W== |
/подсказка/
I вариант II вариант
1 (I). Емкость конденсатора 6 мкФ, а заряд 0,3 мКл.
Определить энергию электрического поля конденсатора.
А)0,75Дж Б)7,5·10-2Дж В)7,5·10-3Дж
2 (II). Два заряда по 4 · 10-8 Кл, разделенные слюдой
толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8 · 10-2 Н.
Определить диэлектрическую проницаемость среды.
А) 8. Б) 80. В)0,8.
3 (III). Между параллельными заряженными пластинами,
расположенными горизонтально, удерживается в
равновесии пылинка массой 10-12 кг с зарядом -5 ·10-16Кл,
Определите разность потенциалов между пластинами,
если расстояние между ними 1 см.
А) 196 В. Б) 19,6 · 10-2 В. В)1,96 · 103В.
Примечание. I - базовый уровень (оценка «3»).
II - средний уровень (оценка «4»).
III - повышенный уровень (оценка «5»).
Указание: выделенные в тексте ответы являются верными
1 (I). Какова разность потенциалов между обкладками
конденсатора емкостью 2000 пФ, если заряд
конденсатора равен 4 нКл?
А) 0,2 В. Б) 20 В. В) 2 В.
2 (II). Заряд в 1,3 · 10-9 Кл в керосине на расстоянии 5 мм
притягивает к себе второй заряд с силой 2 · 10-4 Н.
Найдите величину второго заряда. Диэлектрическая
проницаемость керосина равна 2.
А) 8,5 · 10-9 Кл. Б) 8,5 · 10-10 Кл. В) 8,5 · 1010 Кл.
3 (III). В однородном электрическом поле электрон
движется с ускорением 3,2 · 1013 м/с2. Определить
напряженность поля, если масса электрона равна 9,1 · 10-31 кг.
А) 1,82 ·10-2Н/Кл. Б) 182Н/Кл. В) 1,82 · 103Н/Кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс
Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,...
Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Презентация подготовлена с применением многочисленных эффектов анимации на каждом слайде. Анимация установлена по щелчку. Для себя я устанавливаю эффекты анимации по времени. Это удобнее. Презент...
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Урок-практикум по биологии. Тема: "Решение задач по генетике"
Эпиграф: "Ты, человек, значит можешь успешно овладеть знаниями"Цель: сформировать знания, умения, навыки решения задач по гинетике.Задачи: Образовательные: - обобщить, закрепить, углубить знания учащи...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск...