Партнерство классного руководителя и семьи в организации общественно-значимой деятельности классного коллектива
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Партнерство классного руководителя и семьи в организации общественно-значимой деятельности классного коллектива
Самое трудное в работе с детьми-
это работа с их родителями
Школьный афоризм
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две важнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный классный руководитель, воспитывающий школьников наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем:
1. Усиление расслоения общества по уровню материального достатка и социальному статусу;
2. Рост числа разводов, и как следствие, увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
3. В результате увеличения темпа жизни, потока информации, загруженности на работе разрушается система «родители-ребенок», усиливается взаимное отчуждение детей и родителей;
4. В результате мощного, подчас агрессивного, воздействия СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ, значительная часть подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Ведь воспитание – дело обоюдное и очень важное.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Я классный руководитель уже в третий раз. В результате своей деятельности научилась выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности. Успешно создаю условия для развития и обучения родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Привлекаю родителей для участия во внеурочной деятельности обучающихся- школьных КВНах, организации досуговой деятельности, работе по профориентации учащихся.
Этим опытом готова поделится с вами.
У вас не будет второго шанса,
произвести первое впечатление
Коко Шанель
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между классным руководителем, учащимися и родителями. Родители и классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. А начинается все с первого родительского собрания. Очень важно совместно с родителями поставить цель и определить задачи воспитания. И сделать это интересно!
Я предпочитаю интерактивные формы.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
В результате тренинга или игры родители формулируют цель: в результате воспитания, ребенок должен обладать важными для общества качествами, проявлять эти качества в разнообразной деятельности, реализовать свои возможности , а значит стать ЛИЧНОСТЬЮ.
Словом личность определяют сущность каждого из нас, то самое главное, социально ценное, что в нас есть, - наше социальное лицо. Понятие “личности” должно зазвучать по-новому для каждого родителя, ведь найти свое достойное место в обществе - секрет успеха для каждого человека. И насколько успешен будет в этом ваш ребенок, определит его формирующаяся личность.
В процессе обсуждения проблем формирования личности «рождаются» воспитательные задачи :
- гармоническое развитие ребенка;
- забота о его здоровье;
- помощь в обучении;
- трудовое воспитание
и помощь в выборе профессии;
- помощь в социализации личности и ее самореализации;
- формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни
Итак, цель и задачи сформулированы, записаны. Потребности родителей совпадают с возможностями классного руководителя. Именно на этом этапе нужно задать самый важный вопрос...
«Мы занимаемся слишком серьезным делом,
чтобы делать его серьезным»
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
«А что Вы, уважаемые родители», в рамках школы готовы сделать для достижения поставленной цели?».
Этот этап лучше всего проводить в формате «мозгового штурма», так как процесс обдумывания может и затянуться... Интересно, что возможности родителей практически совпадают с функциями работы классного руководителя, проверенными годами работы. Но если бы данные предложения были спущены «сверху» классным руководителем, многие родители их не восприняли.
Функции классного руководителя | Деятельность родителей |
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей; 3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; 4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; 5) взаимодействие с общественными организациями. | 1) организация работы телефонной линии (или иных средств коммуникации), по которой родители могут связаться с классным руководителем, получить консультацию по интересующим вопросам 2) посещать родительские собрания, обучатся и делится накопленным опытом 3) помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса 4) сотрудничать по спорным вопросам с психологом, социальным педагогом или иными специалистами 5) организовывать досуговую деятельность учащихся |
Это примерная таблица, которая становится главным документом всех родителей на протяжении всех этапов сотрудничества. Чтобы закрепить данные обещания, все родители подписываются под этим плакатом — сами придумали, написали, сами будем исполнять.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Проанализировав вышеизложенное, можно выделить 4 направления моей работы с семьей как классного руководителя: знать, обучать, помогать, привлекать.
Остановимся на них поподробнее.
Знать
Диагностика – не панацея, а средство, которое
может помочь сделать проблему беспроблемной
Для меня диагностика - необходимый материал, на базе которого я выстраиваю доверительные отношения с ребенком. Проводить исследования нужно так, чтобы родитель и ребенок не чувствовали себя объектом исследования. Существует множество форм : диагностика, консультация, тренинг, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование, сочинение как метод изучения семьи, метод обобщения независимых характеристик, педагогическая гостиная. На первом этапе они хороши и оправданы, а вот дальше...
Не сложно, один раз в полугодие, придумать совместное коллектовно-творческое дело для родителей и детей. Проекты «Изготовление новогодней игрушки», «Генеалогическое дерево нашей семьи», «Жизнь в фотографиях» и т.д. Мало того, что в ваших руках окажется бесценный материал по изучению не только самого ребенка, но и семьи, проект наглядно покажет как складываются взаимоотношения в семье, роль ребенка, значимость его потребностей и многое другое. А если КТД проводятся систематически, то можно отследить изменения, происходящие в семьях, а зачастую и предотвратить сложные ситуации во взаимоотношениях «родитель- ребенок» или укрепить, сплотить семью.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне мои девятиклассники создавали книгу памяти. Одна из страничек удивила всех! Дневники своего прадеда мой ученик обнаружил на чердаке дачного дома. Эти дневники прошли с фронтовиком всю войну, но они не о войне. В стихах прадед описывал места, в которых побывал, людей с которыми встречался. Восхищался красотой Русской земли и мужеством, духом народа. Дневники стали открытием не только для нашей книги, но и для семьи, которая продолжила исследования прошлого своих предков.
Обучать
Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно.
Идти.
Оноре де Бальзак
Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.
Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:
- Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Педагоги и классные руководители с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают со школьниками и их родителями. Спросите любого ученика: “Зачем он пришел в школу?”, он ответит, что пришел в школу учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.…
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Комментарии родителей : Устарела форма общения школы и семьи - все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах учащихся. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение.
Поэтому очень важно внедрять интерактивные формы работы с родителями : тренинги, деловые и ролевые игры, диспуты и т.д.
Но какой бы ни была форма общения с родителями правила поведения классного руководителя при встрече остаются неизменными:
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли от вас с верой в своего ребенка.
Помогать
Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, чьи дети являются представителями "группы риска". Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с КДН и ЗП. Ведь школа – единственное звено, в стенах которого, подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились в изгоев общества.
В таких ситуациях важно подключить к работе психолога, социального педагога и других специалистов для решения проблем ребенка и семьи. Важно своими действиями не оттолкнуть семью от сотрудничества, поэтому вмешательство должно быть весьма корректным и очень осторожным.
Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
Привлекать
Жизнь дарит нам море шансов,
но чаще всего нам просто лень плавать
Это, пожалуй, одна из самых сложных задач. Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают классному руководителю и педагогам готовить номера художественной самодеятельности. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Работая с родителями важно соблюдать баланс вмешательства их в процесс воспитания в рамках школы. Чем старше становятся дети, тем реже нуждаются они в помощи, в организации. Тем чаще родители начинают детям мешать. Задача классного руководителя отследить этот момент, (а он у каждого ребенка наступает в свое время), и предоставить родителям другие варианты сотрудничества с детьми. Можно собрать команду единомышленников и принять участие в общешкольном КВНе. Можно пойти в поход, где родители-туристы покажут ребятам, как ставить палатки и обыграют их в футбол.
Но самым главным своим достижением я считаю - проявление инициативы родителей по профориентационной деятельности ребят. Определиться с выбором профессии очень важно, ведь от этого зависит дальнейшая самореализация человека, те есть его счастье. Определиться с выбором профессии очень сложно. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Ребята в растерянности, а ведь первые шаги к выбору специальности приходится делать уже в начале 9 класса.
Вопрос выбора профессии был поставлен уже на первом родительском собрании. Я предложила родителям традиционные школьные решения: проведение классных часов по этой тематике и приглашение специалистов для консультаций с ребятами. Роли специалистов могли сыграть сами родители, ну кто же расскажет лучше? Но родители выдвинули встречное предложение: пусть ребята приедут к ним на работу в офисы, фирмы, предприятия и посмотрят на деле, как происходит процесс. В этот же вечер в разные организации Мытищинского района полетели электронные письма с просьбой провести экскурсии на предприятиях. Откликнулись очень многие.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.
Список предприятий, куда нас пригласили:
1) Телеканал "Наши Мытищи"
2) ФАС - Федеральная антимонопольная служба
3) Пивзавод Мытищи
4) Завод по производству соков - Щелково ЗАО "Мултон"
5) ОАО НПП САЛЮТ
6) Группа компаний МИКРОН (Зеленоград)
7) Часовой завод НИКА
8) ОАО НПП "Геофизика - КОСМОС"
9) ООО КАРЛ ШТОРЦ Эндоскопы-Восток
10) ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»
Ребята сами выбирали, что им интересно увидеть, с кем пообщаться.
В результате мы побывали в цехах Бабаевского концерна, где говорили с представителями администрации фабрик, технологами, разнорабочими.
Первый Мытищинский канал снял о нас небольшую передачу, а мы познакомились с профессиями: журналист, телеоператор, ведущий и др.
Мы ознакомились с системным администрированием, маркетинговой деятельностью и специалистами ООО КАРЛ ШТОРЦ Эндоскопы-Восток.
И почти доехали в ФАС... - Нельзя объять необъятное..., но очень хочется.
К этому надо добавить встречи с представителями центра занятости, которые провели тестирование по выявлению склонностей ребят к тем или иным профессиям. Лекции по востребованным в современной жизни профессиям, выступления ребят с сообщениями о выбранных ими специальностях. Наша работа не прошла даром — к концу года все учащиеся определились со специальностью или хотя бы с направлением. Осознано сделав свой выбор, многие вернулись в школу для получения среднего образования, как ступени для дальнейшего поступления в вузы. И я чувствую их заинтересованность в обучении, вижу целеустремленность в достижении хороших результатов.
Заключение
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогу важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их, и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".
Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....
Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене
Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене...
Организация деятельности классного коллектива 10 А
Программа деятельности старшеклассников...
«Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»
УДК 373.66...
Союз классного руководителя и семьи в организации воспитания ребенка
Говоря о моем опыте работы с семьей по организации воспитания детей, хочется начать с того, что он начинается с первой встречи с родителями моих учеников. Я рассказываю, чем я собираюсь заниматься с и...
Опыт организации эффективного взаимодействия классного руководителя и семьи школьника.
Индивидуальность ребенка изначально складывается в семье. Воспитательная работа не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной...