Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене
(5 класс) на тему
Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnoe_samoupravlenie.doc | 62 КБ |
klassnok_samoupravlenie.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация
классного самоуправления в 5 «Б» классе
МБОУ СОШ №62 г.Архангельска.
Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.
Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Структура самоуправления строится на трех уровнях:
1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.
Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у детей формируется разнообразный опыт общественных отношений.
Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления по направлениям.
Третий уровень предполагает школьное самоуправление.
Так как я являюсь классным руководителем 5 класса, мы поговорим о первых двух уровнях самоуправления.
Возникает проблема: как организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них? С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности (увеличилось количество учебных предметов, новые учителя – новые требованиями). Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым.
С чего начать работу?
Ученики:
- Наблюдение на уроках и внеурочное время;
- Диагностика (изучение межличностных отношений, личностных приоритетов, выявление лидерских и организаторских способностей, сработанности и совместимости).
Школа:
- Беседа с учителем, выпустившим ребят в 4 классе;
- Программа развития и план работы школы (учёт особенностей школы, сложившихся традиций);
- Сотрудничество с органами школьного самоуправления (Совет лидеров).
Родители:
- Анкетирование родителей (что хотят от школы в плане воспитательной работы, какие мероприятия, экскурсии, выезды, какую помощь могут оказать, интересы и склонности ребёнка).
Подготовительный этап.
Анализ данных позволил лучше узнать учеников, их интересы и склонности. Ребятам было предложено попробовать объединиться в микрогруппы по интересам, так как истинное самоуправление рождается снизу (в классе), а потом уже формируется общешкольное самоуправление.
В классе были определены направления работы, составлен план действий по организации коллектива, учёбы, досуга.
Класс – группа микроколлективов (результат диагностики). Самоуправление в классе начало формироваться в определённую систему благодаря функционированию таких групп.
Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать.
Цели и задачи самоуправления в классном коллективе.
Цель: формирование у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности, создание отношений товарищества.
Задачи:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;
- создание условий для равноправного сотрудничества всех учащихся класса;
- воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;
- создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей.
Принципы самоуправления в классном коллективе:
1. Принцип взаимодоверия;
2. Принцип взаимопомощи;
3. Принцип сотрудничества;
4. Принцип сменяемости актива;
5. Принцип единого планирования.
Структура классного самоуправления.
Собрание отряда.
Высший орган классного коллектива, собирается 1 раз в четверть.
Цель: обеспечить каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решения по вопросам деятельности коллектива.
Первое полугодие пятого класса собрания ведет его председатель - классный руководитель, приобщая более активных учеников. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет отряда. В перспективе – вести собрание будет Совет отряда (ребята должны будут самостоятельно организовать собрание).
Сложность заключалась в том, что принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания.
Решение: использование приёма «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включённости участников собрания в выработке решения.
Таким образом, у учеников развивается самостоятельность в принятии решения, навыки общения друг с другом, умение прислушиваться к мнению товарищей.
В работе используются и другие методы:
· Беседы.
· Дискуссия, обсуждение.
· Работа в парах.
· Ролевые игры.
· Работа в малых группах.
· Практические задания.
Совет отряда.
Высший орган управления в классном коллективе между собраниями, собирается 1 раз в две недели.
Состав Совета отряда:
- Командир – отвечает за работу классного коллектива;
- Лидеры – представляют интересы класса в Совете лидеров школы, своевременно доводят информацию с заседания школьного Совета;
- Руководители секторов – отвечают за работу своего направления.
Классный руководитель помогает совету класса в его работе рекомендациями, деловыми предложениями.
Постоянные сектора.
Учитывая интересы ребят и результаты диагностики, сформированы группы по 4-5 человек, которые являются постоянным рабочим коллективом класса.
- Учебный.
- Ведёт ведомость посещаемости;
- Собирает дневники на проверку;
- Сообщает об изменениях в расписании;
- Составляет рейтинг успеваемости.
- Трудовой.
- Следят за порядком, чистотой, правилами поведения на перемене;
- Отвечают за организацию дежурства по школе;
- Следят за цветами в классе;
- Организуют ребят на генеральную уборку класса и распределяют фронт работ.
- Спортивный.
- Организуют участие в спортивных мероприятиях;
- Помогают в проведении физкультминуток на уроках;
- Организуют подвижные игры на переменах для подшефных;
- Лыжи.
- Редколлегия.
- Отвечают за оформление классного уголка;
- Оформление класса к мероприятиям.
- Досуг.
- Организация участия класса в мероприятиях различного уровня;
- Организация и проведение классных мероприятий;
- Привлекают родителей к делам класса.
Временные группы.
Создаются наряду с постоянными секторами в зависимости от проводимого
мероприятия. Например, команда на турслёт, спортивные команды, друзья малышей (мероприятия в подшефном 2 классе).
Правила временных групп:
- создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
- решение о создании принимается всем классом;
- в составе временных групп могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
- прекращают своё существование после выполнения задания.
Заключение.
Становление классного самоуправления – очень непростой и длительный процесс, требующий системной работы, творческого подхода, душевных сил.
Конечно, не всё удаётся с первого раза, но результаты уже есть: ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к жизни школы и класса.
В перспективе учащиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлекать ребят к этой деятельности.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Задача классного руководителя - помочь ребятам, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...
Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления
Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...
Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.
Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива может влиять класснй руководитель?...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....
Статья "Роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся начального звена"
Из опыта работы классного руководителя...
«ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО»
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаютс...
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»
Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....