Из опыта работы с родителями
статья на тему

Сергеева Дария Григорьевна

Главной целью «Центра образования» является социальная реабилитация обучающиеся, чтобы каждый ученик получил основное образование и в будущем и успешно завершил свое обучение получив аттестат и за общее среднее образования. Но все же главное для меня, чтобы они стали успешными и полноценными членами нашего общества, смогли реализовать свои мечты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_teks_doklada.docx30.59 КБ
Office presentation icon rabota_s_roditelyami_doklad_2.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Работа с родителями» учитель МОБУ «Центр образования» ГО г. Якутска. Сергеева Дария Григорьевна.

 В «Центр образования» я работаю с 1999 года. И каждый год у меня есть классное руководство. Моими подопечными являются обучающиеся  с 7  по 10 классы. Мои обучающиеся по возрасту относятся к подросткам (14-17 лет), что вдвойне усложняет работу классного руководителя. В условиях вечерной-сменной школы  в классе преобладают количество обучающихся имеющих следующие проблемы:

  • состоящие на учете в ПДН, КДН;
  • условно осужденные;
  • девушки с  ранней беременностью;
  • имеющие пробелы в знаниях и уклоняющиеся от учебного процесса .

Я довела до выпуска основной школы (9 классов) 4 поколения обучающихся. В этом году выпускается пятое поколение. Аттестат за основную школу получили через мои руки примерно – 120 человек, и сегодня у меня в 9 «а» классе – 24 обучающихся. В нашу школу приходят уже сформировавшиеся подростки, их за 4 или за 6 лет «переделать» очень трудно, почти невозможно.

         Главной целью «Центра образования» является социальная реабилитация обучающиеся, чтобы каждый ученик получил основное образование и в будущем и успешно завершил свое обучение получив аттестат и за общее среднее образования. Но все же главное для меня, чтобы они стали успешными и полноценными членами нашего общества, смогли реализовать свои мечты.

Контингент школы с каждым годом становится все сложнее, т.к. не убавляются количество неполных семей, семей с проблемами, семей с асоциальным поведением родителей.

Считаю, что главной задачей классного руководителя при работе с родителями является изучение специфики психологии родителей и выявление факторов десоциализирующих  семей, где воспитываются дети с вышеуказанными проблемами.

         В последние годы часто стал встречаться термин «изолированность семьи», которые избегают  контакта со школой. Как правило, у таких семей наблюдается следующие проблемы:

  • бытовой алкоголизм у родителей,
  • беззаботность родителей,
  • несоблюдения режима распорядка дня ребенка,  
  • компьютерная зависимость
  • и другие виды аддиктивного поведения среди детей и взрослых.

Как правило, в таких семьях, наблюдается гипопротекция родителей – это равнодушие к судьбе ребенка, где пытаются скрыть, замаскировать свое социально осуждаемое отношение к ребенку, дети предоставлены сами себе.  Неуспеваемость, прогулы, криминальные склонности, замкнутость, - все эти негативные явления характерны, в первую очередь, для детей из изолированных семей. Родители хотят помочь ребёнку, но не знают, как именно это сделать. В моей практике были случаи, когда матери годами избегали встреч со школьными учителями и социальными работниками, поскольку плохо воспринимали критику и замечания со стороны школы. Из-за их неуверенности проблем у детей становилось все больше и больше. В каждой семье мать играет важную роль в воспитании и жизни ребенка.  Сегодня, к сожалению, часто встречается материнская  депривация в семьях, особенно в неполных семьях. Женщина сегодня действительно очень занята работой или какими-то другими делами, такая женщина со временем отходит от своих детей. Это значит, совершенно не интересуется делами своих детей, т е отсутствия материнской заботы и любви. Во время беседы они открыто говорят, что подросток вполне отвечает за свои поступки, пусть сам решает, за что его (её) любить и т д. в моей практике был случай, удивление матери, на предложение целовать и обнимать сына подростка.

Недостатки воспитание, проблемы в семье приводят неуспешности ребенка в школе. Ребенок не чувствует себя комфортно и начинает пропускать занятия или откровенно нарушает дисциплину в классе. Учителям в основной массе не под силу  решить его проблемы, что ведет к педагогической запущенности. По тем или иным причинам ребенок вынужден менять несколько школ, усугубляя свои проблемы. Ему уже трудно социлизироваться в обществе каждый раз.

В настоящее время актуальным является увеличение количество проблемных семей. Асоциальные семьи – относятся семьи, где алкогольная зависимость, семьи находящиеся в социально опасном положении, где родители не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию или отрицательно влияют на поведение детей, либо жестоко обращаются с ними. В таких семьях. как правило, родители часто бывают с криминальным прошлым,  где окружают подростка с малых лет зло и жестокость, в последствии ребенок попадает в тяжелую жизненную ситуацию, иногда повторяя путь своих родителей.

Для достижении  социально-педагогической реабилитации трудновоспитуемых подростков  классному руководителю необходимо изучать специфику психологии родителей и факторов формирования десоциализирующих семей. Классный руководитель,  посещая учеников по домам часто выявляет следующие проблемы:

  • Дезадаптация родителей – это неприспособленность родителей к условиям и требованиям образовательных учреждений. Пассивная позиция родителей в отношении организации учебной деятельности у детей, непоследовательность, нерегулярность, а, следовательно, и неэффективность воспитания детей.
  • Материнская и отцовская депривация  в семьях – отсутствие или недостаточность родительской заботы и ухода.
  • Десоциализирующие семьи – разновидность криминогенной семьи, в которой  имеется эффект десоциализации.

За период работы я поняла, чтобы подросток стал законопослушным и социально реабилитировался в жизни надо установить тесный контакт с семьей, т е найти общий язык с родителями. Это – индивидуальные беседы с родителями, бабушками, близкие родственники, даже отчимы и мачехи и сожители, привлечь можно всех, лишь бы установить доброжелательные отношения для этого необходимо ходить по домам, на работу к ним, вызывать  в школу. А это далеко не легкий путь и требует много времени и усилий. Как правило, многие родители избегают общения, могут все обещать, делают вид, что за своим ребенком контролируют, а на самом  деле в семье остается все по-старому.

Многие родители уверены, что их ребенок в чём-то уникален, как уникальны и его проблемы, с которыми они столкнулись в его воспитании. Поэтому о проблемах своих детей родители охотней будут говорить с педагогом с глазу на глаз, в доверительной обстановке. Высокой эффективностью отличаются индивидуальные  беседы с родителями. Для того чтобы беседа способствовала установлению партнерских отношений, взаимного доверия, педагогу надо придерживаться не только этики, культуры общения, но и уметь учитывать психологические особенности человека, который зависит от метода общения.

При собеседование с родителями  необходимо учитывать разнообразие проявлений личностных характеристик человека. Среди родителей часто встречаются:

  •  доминантные (напористые, агрессивные) собеседники,
  • интравертные (не очень разговорчивые),
  • мобильно-экспрессивные (легко перескакивающие с темы на тему, с выразительными поведениями ),
  • ригидные (медлительные, им необходимо высказаться до конца).

Сформированные методы общения с разными типами родителей эффективно помогают выявлению причин и поиска решений проблем  семейного воспитание. Задача классного руководителя – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях. Стараться изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, указать на вечные ценности: бескорыстность, доброту, благородство поступков. Доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в воспитании.

Чтобы каждая встреча с родителем прошла более эффективно, педагогу необходимо  всегда иметь внутренний  морально-психологический настрой: быть для них другом, уметь понять их проблемы и уметь указать на решение этих проблем.

Заповеди классного руководителя при работе с родителями

  •  Эмпатия педагога – его способность сопереживание, сочувствовать и  разделить  переживания родителей.
  • Умения слушать   «исповедь» законного представителя – педагог обязан слушать родителя, это позволит классному руководителю  более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания.
  • Умения управлять отрицательными эмоциями родителей – опытный  педагог должен  хладнокровно управлять в любых жизненных ситуациях,  оказать родителям своевременную морально-педагогическую поддержку.
  • Обязательное посещение семьи и близких родственников подростка – в моей практике, родители часто игнорируют вызовы в школу, КДН, родительские собрания, в связи с этим классному руководителю необходимо посещать на  дому хотя бы в раз за четверть.                     

Предлагаемые заповеди классного руководителя  помогают  сохранить профессионально-моральную устойчивость педагога при работе со сложным контингентом.  

 Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. Необходимо разработать педагогический учебный курс, где родители корректировали свои родительские проблемы;

  • Родительский самоанализ – когда «дипломатические подходы»  эффективные. то каждый родитель делает самоанализ. Без самоанализа  любые усилия исправить свои ошибки безрезультатны.
  • Самоконтроль родительской деятельности – в жизни не все родители способны самоконтролю. При желании самоконтроль повышает родительскую ответственность и заметно улучшает воспитательную деятельность в семье.
  • Родительское саморазвитие – важный этап при работе с родителями. Когда семья полностью осознает о важности воспитании детей. то начинают интересоваться делами детей. Со стороны родителей появляется инициатива, энтузиазм, творческие подходы в  организации учебы и отдыха своих детей. Например. В семье раньше не считались желанием ребенка, который, хотел рыбачит или простые походы в природу, родители часто своими приятелями сидели с пивой  в кухне. Теперь семья часто с детьми отдыхает в природе, родители постепенно интересуются о будущем ребенка, вместе читают информации об учебных заведениях и т. д.

Проблема, которую я затронула в данном докладе  невозможно решить только силами школы. Всестороннее развитие личности может полноценно осуществляться только в тех цивилизованных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой. Считаю, что созрела необходимость создание неких клубов родителей по месту жительства, где они могли бы делиться своими проблемами, получали квалифицированную помощь психологов, юристов.

Через СМИ распространять более позитивные передачи, в целях пропаганды ЗОЖ и профилактики от негативных явлений в обществе.

Повысить требование и призвать к ответственности  родителей трудновоспитуемых подростков, направить их на устранения родительской запущенности, безнадзорности детей. Указать родителям, что при систематическом взаимодействии со школой приведет к  устранению педагогической запущенности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы с родителями

родительское собрание...

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей

Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...

Круглый стол по обмену опытом работы с родителями

Данный материал может быть использован в работе педагогов любой образовательной организации. Подобная форма работы поможет найти оптимальные варианты активизации работы с родителями...

Круглый стол по обмену опытом работы с родителями

Данный материал может быть использован в работе педагогов любой образовательной организации. Подобная форма работы поможет найти оптимальные варианты активизации работы с родителями...

Из опыта работы с родителями

Данная статья пригодится для составления плана работы с общешкольным родительским комитетом....