"Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье"
статья по теме
Выступление на Научно-практической конференции «Ребёнок с ограниченными возможностями развития: в семье, институтах образования и группах сверстников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rebyonka_s_ogranich_vozmozhnostyami_v_seme.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция
«Ребёнок с ограниченными возможностями развития:
в семье, институтах образования и группах сверстников»
Тема выступления
«ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ
(материал для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ)
Выступление подготовила
педагог высшей квалификационной категории,
мама ребёнка с ограниченными
возможностями развития
Востроилова Светлана Владимировна
г. Иваново 2012 год
\На развитие человека оказывает влияние множество факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья всегда была, есть и будет важнейшей средой формирования личности.
Семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но главное – специфическое положением в семье ребенка, которое обусловлено его болезнью.
Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста, прежде всего, должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит нам - родителям: именно у нас ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей малыш будет рассматривать себя или как инвалид, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человек, вполне способного достичь каких-то успехов.
Мы должны понять сами и внушить ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае мы не должны стыдиться своего ребенка, тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество.
Следует обратить внимание родителей на необходимость включения ребенка в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени выраженности, ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире ограниченны. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений.
При организации воспитания детей с ограниченными возможностями в семье, нам-родителям необходимо помнить следующее: не ожидать слишком многого сразу. Нужно быть реалистами. Начать с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждать его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и родителям.
В воспитании детей с ограниченными возможностями очень важны: индивидуальный подход, наблюдательность за реакциями ребёнка и учёт его потребностей.
Как показывает практика, активность у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, должна быть выше, чем у родителей здоровых детей. Унасдолжна существовать стойкая установка на эффективную помощь своему ребёнку, а это, в свою очередь, будет свидетельствовать о наличии хороших возможностей для создания результативных условий воспитания развития малыша.
Семья, только семья поможет ребёнку с ограниченными возможностями полноценно жить в обществе, а не быть его изгоем.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические аспекты помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Содружество школы и семьиНаправления работы...
"Потребности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями".
Во всём мире семьи детей с нарушением слуха имеют в чем-то сходные потребности, но помощь, необходимая каждой из них, всегда должна планироваться индивидуально. В статье даны результаты исследования п...
Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Представлен опыт работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями....
Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития
В настоящее время все чаще в структуре общеобразовательных дошкольных учреждений встречаются группы для детей со сложными нарушениями в развитии.Основная цель таких групп...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможн...
Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Данный материал может быть использован педагогами для работы с семьями обучающихся....
Статья "Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"
Статья охватывает основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, рассказывает о трудностях, возникающих на пути его воспитания и социализации....
- Мне нравится (1)