Семья как важнейший фактор развития личности ребёнка.
статья по теме
Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей прак- тике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье уско-рил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетель- ствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность развития новой научной дисциплины — психологии семьи — связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профес- сиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семья как важнейший фактор развития личности. | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья как важнейший фактор развития личности.
Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.
Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения. В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.
Задачей нашей статьи является рассмотрение роли семьи в процессе формирования и развития личности. Семья выступает важнейшим фактором в процессе становления человека как личности. Институт семьи принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый человек помимо социального статуса, национальной принадлежности, имущественного и материального положения с самого своего рождения и до конца жизни обладает заложенными в процессе семейного воспитания особенностями личности. Таким образом родители несут ответственность за результат своего воспитания. И от той системы организации этого процесса, методов и приёмов, условий и требований соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка зависит успех развития личности во всех её проявлениях. Предназначение семьи в последнее время всё в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как детей, так и родителей. Воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребёнка.
Семья – основной институт существования как человека, так и общества, что само за себя говорит о значении и важности семьи в жизни человека. Семья живет, развивается и видоизменяется вместе с окружающей нас средой, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их.
Семья является такой социальной группой, в которой удовлетворяются разнообразные человеческие и общественные потребности, в ней раскрываются основные процессы человеческой жизни, что накладывает отпечаток на развитие всей системы общества. Находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической, правовой систем, семья оказывает свое довольно заметное воздействие на общество.
Семью следует рассматривать не просто как брачную группу или малую социальную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как любая система, реализует ряд функций, которые отражают и специфику культурно – исторического развития и этапы жизненного развития самой семьи. Так основная ценность семьи в общественной системе обусловлена воспроизводством жизни. Репродуктивная функция семьи состоит в рождении детей, продолжении человеческого рода, эту функцию ряд исследователей считает важнейшей. Эта функция включает в себя элементы всех других, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве. Это заключается прежде всего в приобщении нового поколения к научным и культурным достижениям человечества. Благодаря воспроизведению нового поколения семья воспроизводит не просто нового человека, но и поддерживает развитие общества в целом, так как в семье появляется не просто новый человек, но и новый гражданин, член общества. Исходя из выше сказанного, следующей важнейшей функцией можно будет являться функция социализации личности основной задачей которой является передача культурного опыта и наследия предыдущих поколений. Семя имеет большое преимущество в социализации личности по сравнению с другими общественными институтами. Семья осуществляет социализацию в самый благоприятный период развития ребёнка, своевременно учитывая его индивидуальные особенности, интересы и потребности. Благодаря тому, что в семье складываются самые близкие отношения между её членами, вся информация необходимая для передачи опыта доносится своевременно и в той форме которая наиболее приемлема по отношению к ребёнку.
Под ценностями понимается то, что способствует удовлетворению потребностей людей и реализации их общественных интересов. Они обеспечивают целостность и системность общества и рассматриваются как совокупность отношений между людьми. Семья как специфический многомерный феномен общества развивается вместе с обществом. Семья чутко реагирует на социальные изменения, ибо она является отражением исторически определенного общества и содержит в миниатюре те закономерности и противоречия, которые объективно присутствуют и развиваются в обществе. Составляя первооснову человеческого бытия, семья обладает непреходящими ценностями, позволяющими выполнять специфические социальные функции. В ценностях выражается значимость тех или иных явлений, их роль в общественной системе. В процессе культурно-исторического развития общества в условиях семейного бытия формируются ценностные установки, нормы и поведенческие ориентиры личности.
С точки зрения социальных норм семья представляет собой специфическую форму взаимодействия индивидов, которая определяется через наличие установленных ролей. Они задают социально приемлемые образцы семейного поведения, которые передаются из поколения в поколение. Содержание этих отношений связано с типом личности человека, выступающего в той или иной семейной роли, с тем, насколько глубоко он осознает специфику своего поведения в семье. Чем более стандартным, социально приемлемым окажется его поведение, тем оно более институировано.
Семья, будучи конкретно-исторической общностью и формой человеческого бытия, вырабатывает непреходящие ценностные нормы общечеловеческого характера. Потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Являясь основным фактором социализации и проводником усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, семья обеспечивает вступление индивида во взаимодействие с другими социальными институтами.
Следующая важная функция воспитательная. Так как мы уже указывали семя является институтом первичной социализации ребёнка. Она обеспечивает непрерывность развития человеческого общества, продолжение рода. Связь поколений. Известно, что воспитание в семье, эмоционально – позитивное, полноценное общение ребёнка с близкими взрослыми определяет гармоничное развитие ребёнка в ранние годы жизни. Но следует отметить и то, что с возрастом воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения. А лишь изменяются задачи, тактика, средства воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи. В данной функции можно выделить несколько аспектов. Первый-это формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры, то есть, воспитание полноценного конформного члена общества. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. При этом семья становится связующим звеном между индивидом и его родственниками, между личностью и обществом.
Следующая тоже очень важная функция семьи экономическая и хозяйственно – бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Потребности, формируемые в семье, находятся в движении и меняются в том же направлении, что и окружающая семью социальная среда. Люди, входящие в разные семьи, повышают свои потребности, переходя из одной возрастной группы в другую, получая ту или иную профессию, квалификацию, должность, входя в другие социальные институты, коллективы, группы. В этом заключается социально-статусная функция семьи, связанная с воспроизводством социальной структуры общества, которая предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Все большее значение в общественном развитии учёные придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей социальной средой и на характер ее восприятия. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее социальный потенциал.
Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи не только как социальной ячейки, но и как психологической ячейки, обладающей рекреативным потенциалом, направленным на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье членов общества. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. В современном российском обществе также актуализируется проблема психотерапевтической функции семьи как фактора, играющего важную роль в профилактике и коррекции деструктивных видов девиантного поведения. Семья оказывает более благоприятное воздействие на физическое и психологическое здоровье супругов и детей. А как известно, здоровая крепкая семья - залог стабильного развития общества.
Так же можно выделить как одну из главных функцию эмоциональной поддержки, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации. В последнее время роль этой функции заметно возросла, эта функция включая в себя эмпатию и привязанность удовлетворяет потребность ребёнка в любви. А любовь в современном мире является сущностной характеристикой отношений в семье.
Таким образом, семья как общественный институт с соответствующим многоаспектным набором социальных функций со времени своего возникновения была призвана удовлетворять как витальные, первичные, так и социальные, вторичные потребности человека. Именно в семье происходит процесс перехода человека из биологического существа в социальное. При этом семья становится связующим звеном между индивидом и обществом. Являясь основным фактором воспроизводства населения, социализации и проводником усвоения индивидом культурных норм и ценностей, семья играет важную роль в предопределении общественного развития.
Для глубокого анализа необходимо рассмотреть семью не только с позиции её значимости для общества, но и с позиции её значимости для конкретного ребёнка. Та как первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни. Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи. Дети тяжело переживают распад семьи, тем более, что они очень часто не могут разобраться во взаимоотношениях родителей. Уход из семьи отца или матери сам по себе оставляет глубокий след в психологии «брошенного» ребёнка. Конечно, далеко не всегда он в состоянии понять истинное значение происшедшего. Ещё меньше он способен сделать из этого правильные выводы, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить своё отношение к ним, свою линию поведения. Следует ещё раз подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье.
Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.
Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются, переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей. И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.
Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: «Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными». Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами.
Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.
Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п. Материнское и отцовское воспитание нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.
Необходимо рассмотреть как складываются отношения отцов и детей? Существует несколько типов таких отношений. Первый – мужчина полностью и сознательно отстраняется от воспитания детей, он убеждён, что это дело матери. Ему достаточно быть хорошим работником. Часто сами же отцы потом и страдают от холодности детей, от неумения понять их сложный мир.
Другой тип отца – тип деспотический. Отец-деспот стремится к непререкаемому авторитету у детей, держит их в страхе, отдаёт беспрекословные распоряжения. Ребёнок у такого отца с раннего детства растёт в атмосфере окриков, муштры. Результат оказывается противоположным. Дети боятся такого отца, не уважают.
Третий тип – отец много сил отдаёт ребёнку, но необходимой требовательности не проявляет, не вырабатывает в сыне чувство долга. Ребёнок чувствует, что ему во всём дают поблажку, растёт баловнем.
В заключении можно сказать, что в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. И для того, чтобы сформировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личностных особенностей ребёнка необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественно-эстетическое образование - важнейший фактор развития ребёнка как гражданина".
Научить ребят видеть прекрасное и стремиться к нему нелегко. Поэтому всегда радостно узнать от своих бывших учеников о том, что наши уроки были их любимыми уроками, запомнились на всю жизнь и помогают...
Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности
Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....
Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.
Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...
Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.
Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения....
Выступление на Городском семинаре «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности ребёнка»
Материалы Городского семинара...
Работа с семьей и профилактика правонарушений как важнейшие факторы сформированности личности обучающихся
Работа с семьей и профилактика правонарушений как важнейшие факторы сформированности личности обучающихся. Профилактика правонарушений среди подростков....
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...