Работа с семьей и профилактика правонарушений как важнейшие факторы сформированности личности обучающихся
методическая разработка (9 класс) на тему

Гайфуллина Разифа Аснафовна

Работа с семьей и профилактика правонарушений как важнейшие факторы сформированности личности обучающихся. Профилактика правонарушений среди подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с семьей и профилактика правонарушений как важнейшие факторы сформированности личности обучающихся

                                                                  Подготовила Гайфуллина Р. А.                                                                                                                

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

                                                                                                      Просто им вовремя не помогли.

                                                                                                               (С. Давидович)

  •        Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.
  •         А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».
  •          Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания
  • На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности,   как упрямство, непослушание, недисциплинированность, лень.

На второе место - невнимательность, неряшливость, эгоизм, драчливость и капризность.

               *        В основе различного рода отклонений в поведении лежат прежде всего неблагоприятные социально-педагогические условия воспитания.   Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном  контроле  за их поведением, при правильном выборе мер воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.             К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

 – отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками.

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

К внутренним факторам риска относятся:

-ощущение ребенком собственной ненужности,

-низкая самооценка,

-неуверенность в себе,

-недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

-незнание и неприятие социальных норм и ценностей,

-неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях,

-неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

          Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

* С первых дней  учебы детей в школе большинство родителей включились  в учебно - воспитательный процесс. 

Мы знаем много добрых совместных дел  обучающихся  и  их родителей, которые проводятся в нашей школе.

Это в первую очередь постоянный контроль со стороны родителей за выполнением домашних заданий.   Только вызывает опасения наш новичок, пришедший к нам в  в начале учебного года Исмагилов Адис. Он часто опаздывает,  больше любит везде вольничать, считая себя взрослым.  Этому подростку требуется постоянный контроль со стороны учителей и опекунов.  Но  надлежащего  контроля со стороны мамы и опекунов  не наблюдается. Ребенок живет сам по себе.

 Родители 9 класса очень активные, отзывчивые, помогают в организации различных праздников, что способствуют укреплению сплоченности коллектива.  

 Наряду с этим  с родителями были запланированы  и проведены ряд родительских собраний   с такой тематикой:

 « Почему дети лгут»;  «Мотивы плохого поведения» ( ноябрь)

 «Нравственные законы в жизни общества»  

Ранее проведенные собрания и тестирования   « Семейное воспитание», «Поощрения и наказания», « Здоровые и вредные привычки», «Детские страхи» ит.д.

*  Причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны. Это: 1.Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности , единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи , неверное применение наказания  и поощрения , жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание , избалованность, изнеженность ребенка  и др.

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца,).

     *Я считаю, что  главной причиной отклонений в поведении школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия.      

Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя.

Ошибки и недостатки семейного воспитания, создают комплекс отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка, способствует закреплению его отрицательных качеств.

.      * Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив». 
Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом, сплоченном детском коллективе, при активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при непрерывности и систематичности педагогических влияний.

  **Н-р   классные часы, викторины, инструктажи,, акции-  где все дети стараются быть задействованы.   Беседы- инструктажи  о  правилах поведения в школе, в общественных местах,  в столовой   знакомит наших детей об элементарных правилах поведения    в определенных местах

   *  Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное  дело.

      *  В ходе индивидуальной работы с  школьниками была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания.
     *  Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности  школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в систематическом одобрении положительных проявлений ученика.    *Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой».      Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами  школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста.

Беседы были представлены в виде разнообразных оценочных ситуаций,          раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать  положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с  учителем приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника.    Проведение таких классных часов,   как « Я и моя семья».  познавательная викторина « Самый, самый, самый,» ,» Наши любимые  бабушки и дедушки», « Для чего надо учиться» , « Рождество» , «Моя мамочка»_ игр- викторин, заочных путешествий  конкурсов , эстафет и др. способствуют сплочению детского коллектива, развивает их индивидуальные способности.  * *Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

*    Причинами отклонений в поведении подростков являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.       Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.

***Наиболее эффективными педагогическими приемами  в работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.

Можно сделать вывод, что подростки с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Следовательно, легче  преодолеть отклонений в поведении младших школьников и следует правомерно начинать  в первые годы их обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...

Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.

Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения....

Семья как важнейший фактор развития личности ребёнка.

Психология семьи  —  относительно молодая отрасль психологического  знания, находящаяся в стадии своего становления.  Она базируется на богатейшей прак- тике семейной психотерапии,...

"Патриотическое воспитание, как важнейший фактор формирование личности у молодых людей с умственной отсталостью"

Данное сообщение предназначено для педагогов с целью передачи опыта по работе в данной теме....

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»

Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция,  овладение ...