Профилактика зависимости от ПАВ детей и подростков в замещающей семье
методическая разработка на тему
Методическая разработка занятия Школы приемных родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zavisomosti_ot_pav.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика зависимости от ПАВ детей и подростков в замещающей семье».
Цель: Сосредоточение на более глубоком понимании проблем зависимости от наркотических веществ.
Механизмы формирования
зависимого (аддиктивного) поведения
Стрессы — естественная составляющая нашей жизни. Многие люди, стремясь уйти от суровой реальности, оказываясь по разным причинам не в состоянии с ней бороться, пытаются искусственным путем изменить свое напряженное психическое состояние. Изменения эти могут происходить через прием некоторых веществ или постоянную фиксацию внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности). Это дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Потеря возможности удовлетворения сформированной аддиктивной потребности вызывает вторичное, не связанное с первичной проблемой ощущение психологического дискомфорта.
Описано множество видов зависимостей, в сети которых попадает современный человек. К аддиктивным агентам относят вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственное изменение настроения вызывает также и особая вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, работа с компьютером, секс, трудовая деятельность. К этому списку можно смело причислить длительное прослушивание ритмичной музыки, просмотр телесериалов, навязчивое желание похудеть, все время поглощать пищу или хотя бы жевать, необходимость постоянно что-то покупать в магазинах, копить или тратить деньги и многое другое. Все это доставляет субъективно положительные эмоциональные ощущения. Грань между увлечением и патологией провести просто: достаточно на некоторое время лишить человека любимого занятия. Если наблюдается синдром отмены (ломка), то зависимость налицо.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства снятия психического напряжения постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем. Большинство людей находит для этого целую гамму способов: удовольствие от общения с другими людьми, празднование знаменательных дат, веселое застолье, любимое дело, спорт, чтение, религия, увлечения и хобби и т.д. Но в случае аддиктивной зависимости один из способов релаксации становится относительно постоянным, ему уделяется все больше внимания, он превращается в стиль жизни. Аддиктивная деятельность поглощает все силы, энергию, эмоции и время. Только она занимает мысли человека, только она определяет его стремления, только ею мотивируются поступки. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, такой человек не ищет точку опоры в других людях или в себе. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации.
Зависимость возникает как компенсация неудовлетворенной потребности (в любви, ласке, успехе, похвале, общении и т.п.)
Зависимое поведение – стремление человека полагаться на другого в целях получения удовлетворения и (или) адаптации и нарушением потребностей самого зависимого.
Аддиктивное поведение связано с желанием человека выйти за пределы реальной жизненной ситуации путем изменения состояния своего сознания. Уход от реальности сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Именно интенсивность переживаемых эмоций играет главную роль в формировании зависимости: чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.
Классификации зависимостей
ЗАВИСИМОСТЬ
- химическая;
- нехимическая;
- промежуточная (зависимость от пищи – переедание, голодание, анорексия).
ЗАВИСИМОСТЬ
- психологическая (только кажется, что это необходимо);
- физиологическая (без этого организм не может функционировать).
Возможные аддиктивные агенты
- психоактивные вещества
- пища
- лекарства
- азартные игры
- работа (работоголизм)
- покупки (комульсивный шопинг)
- работа на компьютере, в Интернете
- религиозные секты и т.п.
Факторы риска употребления ПАВ
№ п/п | Группы факторов | Факторы риска |
1 | Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые |
|
2 | Хронически действующие психотравмирующие ситуации |
|
3 | Эмоциональная депривация |
|
4 | Индивидуально-личностные факторы |
|
5 | Факторы социальной среды |
|
- биофизиологические (ММД, хронические соматические заболевания, изменение межполушарной ассимметрии мозга, наследственная отягощенность по ПАВ);
- возрастные психологические особенности повышенная восприимчивость, внушаемость в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых;
- «слабые звенья» личности: стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий, проблемы самооценки, недостаток самоуважения, стойкие нарушения эмоциональной сферы, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведения, стойкие трудности межличностного общения, конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.
- в семье: несоблюдение членами семьи социальных норм и правил; неправильные воспитательные методы, воспитание одним родителем, наличие хронических семейных конфликтов, постоянная занятость родителей, аддикция членов семьи.
Кризисные ситуации
В течение своего незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:
1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.
2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).
3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).
Кризисные состояния
Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:
- аффективная взрывчатость,
- страхи,
- уходы из дома,
- органически не отягощенное бродяжничество,
- агрессивность,
- аутоагрессивность,
- нарушение дисциплины и поведения,
- расстройства сна,
- психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.
Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью.
|
Факторы защиты от употребления ПАВ
- гармоничное развитие личности;
- успешная социализация;
- ролевое развитие;
- социальная компетентность;
- в семье – крепкие семейные узы, активная роль родителей в жизни детей; понимание проблем и личных забот ребенка, ясные правила и стандарты внутри семьи, постоянные обязанности.
Обсуждение ситуации, когда ребенок вовлечен в какое-либо зависимое поведение. Что делать родителям?
Самой близкой «окружающей средой» является семья. Как создать в семье благожелательный эмоциональный климат,
- Разговаривайте с нами о ваших планах, проблемах и радостях.
- Поддерживайте нас, когда мы делаем что-то правильно. Исправляйте нас, когда мы не правы.
- Говорите, что вы нас любите, даже если вам иногда не нравится то, что мы делаем.
- Говорите, что мы единственные и вы всегда будете любить нас, что бы ни случилось.
- Когда мы ошибаемся, прощайте нас. Учите нас, что можно все начать сначала. Расскажите нам, как часто ошибались вы в детстве. Учите нас, как нужно поступать правильно, но не в присутствии других людей. Не сравнивайте нас с братьями. Сестрами, другими детьми. Мы так ранимы.
- Не командуйте. Когда вам что-то нужно, просто попросите нас, как просите других людей. Мы равноправны.
- Да, вы обеспечиваете нас всем, вы подарили нам жизнь. Так же, как это сделали ваши родители для вас. Не заставляйте нас чувствовать себя перед вами в долгу за этот подарок. Мы сможем оценить это по достоинству, когда сами станем родителями.
- Доверяйте нам, иначе как нам научиться доверять вам?
- Как нам научиться быть самостоятельными? Объясняйте нам, как опасны алкоголь, наркотики и сомнительные компании.
- Мы не можем быть постоянно рядом с вами, рано или поздно мы уйдем в большой мир, как ушли вы в свое время.
- Но что может помешать нам остаться самыми близкими людьми друг для друга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем адаптации и трудностей воспитания приемных детей с ОВЗ в замещающих семьях
Рекомендации родителям...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Привитие навыков организации семейного досуга у воспитанников детского дома как один из аспектов подготовки детей к проживанию в замещающей семье.
В рамках реализации проекта "Дорога к дому"...
Профилактика зависимого поведения у детей и подростков
Зависимое поведение личности представляет собой, серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружаю...
Тренинг для подростков из замещающих семей по профилактике употребления ПАВ, умению сказать НЕТ негативному влиянию
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВЦели мероприятия: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками. Информирование молодых людей о последствиях потр...
Профилактика зависимого поведения у детей и подростков
Признаки различных видов зависимостей у детей и подростков и алгоритм действий....
Методическая разработка. Роль семьи в профилактике социальных рисков у детей и подростков
Психологический климат в семье , как определяющий фактор в профилактике адиктивного поведения детей и подростков. Основные принципы и правила семейной профилактики....