Профилактика зависимости от ПАВ детей и подростков в замещающей семье
методическая разработка на тему

Елисеева Анна Александровна

Методическая разработка занятия Школы приемных родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zavisomosti_ot_pav.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профилактика зависимости от ПАВ детей и подростков в замещающей семье».

Цель: Сосредоточение на более глубоком понимании проблем зависимости от наркотических веществ.

Механизмы формирования

зависимого (аддиктивного) поведения

Стрессы — естественная составляющая нашей жизни. Многие люди, стремясь уйти от суровой реальности, оказываясь по разным причинам не в состоянии с ней бороться, пытаются искусственным путем изменить свое напряженное психическое состояние. Изменения эти могут происходить через прием некоторых веществ или постоянную фиксацию внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности). Это дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Потеря возможности удовлетворения сформированной аддиктивной потребности вызывает вторичное, не связанное с первичной проблемой ощущение психологического дискомфорта.

Описано множество видов зависимостей, в сети которых попадает современный человек. К аддиктивным агентам относят вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственное изменение настроения вызывает также и особая вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, работа с компьютером, секс, трудовая деятельность. К этому списку можно смело причислить длительное прослушивание ритмичной музыки, просмотр телесериалов, навязчивое желание похудеть, все время поглощать пищу или хотя бы жевать, необходимость постоянно что-то покупать в магазинах, копить или тратить деньги и многое другое. Все это доставляет субъективно положительные эмоциональные ощущения. Грань между увлечением и патологией провести просто: достаточно на некоторое время лишить человека любимого занятия. Если наблюдается синдром отмены (ломка), то зависимость налицо.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства снятия психического напряжения постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем. Большинство людей находит для этого целую гамму способов: удовольствие от общения с другими людьми, празднование знаменательных дат, веселое застолье, любимое дело, спорт, чтение, религия, увлечения и хобби и т.д. Но в случае аддиктивной зависимости один из способов релаксации становится относительно постоянным, ему уделяется все больше внимания, он превращается в стиль жизни. Аддиктивная деятельность поглощает все силы, энергию, эмоции и время. Только она занимает мысли человека, только она определяет его стремления, только ею мотивируются поступки. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, такой человек не ищет точку опоры в других людях или в себе. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации.

Зависимость возникает как компенсация неудовлетворенной потребности (в любви, ласке, успехе, похвале, общении и т.п.)

Зависимое поведение – стремление человека полагаться на другого в целях получения удовлетворения и (или) адаптации и нарушением потребностей самого зависимого.

Аддиктивное поведение связано с желанием человека выйти за пределы реальной жизненной ситуации путем изменения состояния своего сознания. Уход от реальности сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Именно интенсивность переживаемых эмоций играет главную роль в формировании зависимости: чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

Классификации зависимостей

ЗАВИСИМОСТЬ

  1. химическая;
  2. нехимическая;
  3. промежуточная (зависимость от пищи – переедание, голодание, анорексия).

ЗАВИСИМОСТЬ

  1. психологическая (только кажется, что это необходимо);
  2. физиологическая (без этого организм не может функционировать).

Возможные аддиктивные агенты

  1. психоактивные вещества
  2. пища
  3. лекарства
  4. азартные игры
  5. работа (работоголизм)
  6. покупки (комульсивный шопинг)
  7. работа на компьютере, в Интернете
  8. религиозные секты и т.п.

Факторы риска употребления ПАВ

п/п

Группы факторов

Факторы риска

1

Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые

  1. Утрата или болезнь одного из родителей.
  2. Ссора со сверстниками и др.

2

Хронически действующие психотравмирующие ситуации

  1. Семейные конфликты.
  2. Школьная неуспеваемость и др.

3

Эмоциональная депривация

  1. Недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки.
  2. Разлука с семьей и др.

4

Индивидуально-личностные факторы

  1. Личностные проблемы (отключиться от реальных проблем, одиночество, обретение уверенности в себе, улучшение настроения).
  2. Возрастные проблемы (кризовые периоды подросткового и раннего юношеского возраста).
  3. Групповая идентификация (желание вести себя как все,  средство подружиться).
  4. Предрасположенность к риску, склонность к саморазрушению.
  5. Трудности реализации интеллектуального потенциала
  6. Низкая толерантность к стрессу.
  7. Желание быть в центре внимания.
  8. Любопытство
  9. Психическое здоровье.
  10. Скептицизм к профилактическим мерам.
  11. Биологическая или генетическая предрасположенность.

5

Факторы социальной среды

  1. Социально-экономический статус семьи.
  2. Семейная депривация, социальное сиротство.
  3. Высокая степень доступности (низкие цены, множество точек продажи наркотиков).
  4. Снижение моральных устоев в обществе.
  5. Возможность получения быстрого дохода.
  6. Школьная дезадаптация.
  7. Излишняя или недостаточная родительская опека.
  8. Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами.
  9. Семейное попустительство на прием наркотиков (разрешение родителей).
  10. Низкий уровень информированности подростков и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ.
  11. Групповое давление со стороны сверстников на потребление ПАВ.
  12. Отсутствие скоординированной районной профилактической программы злоупотребления ПАВ в образовательной  среде.
  13. Слабая информированность этой проблемы среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов, приемных родителей).
  14. Неприятие обществом.
  15. Недостаточность информации о медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
  16. Отсутствие межведомственного взаимодействия различных социальных институтов, занимающихся проблемами профилактики злоупотребления ПАВ.
  17. Отсутствие систематических образовательных курсов по расширению психологической и педагогической компетенции участников образовательного процесса и окружающего социума.

- биофизиологические (ММД, хронические соматические заболевания, изменение межполушарной ассимметрии мозга, наследственная отягощенность по ПАВ);

- возрастные психологические особенности повышенная восприимчивость, внушаемость в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых;

- «слабые звенья» личности: стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий,  проблемы самооценки, недостаток самоуважения, стойкие нарушения эмоциональной сферы, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведения, стойкие трудности межличностного общения, конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.

- в семье: несоблюдение членами семьи социальных норм и правил; неправильные воспитательные методы, воспитание одним родителем, наличие хронических семейных конфликтов, постоянная занятость родителей, аддикция членов семьи.

Кризисные ситуации

        В течение своего  незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:

        1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.

        2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).

        3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).

Кризисные состояния

        Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:

  • аффективная взрывчатость,
  • страхи,
  • уходы из дома,
  • органически не отягощенное бродяжничество,
  • агрессивность,
  • аутоагрессивность,
  • нарушение дисциплины и поведения,
  • расстройства сна,
  • психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.

Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью.

  1. Протест против норм взрослого поведения.
  2. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы).
  3. Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе).
  4. Групповое давление и подчинение ему.
  5. Самоутверждение в среде сверстников.
  6. Символ взрослости, мужества.
  7. Подражание лидерам.
  8. Любопытство и экспериментирование.
  9. Отсутствие учебной занятости.
  10. Мода.
  11.  Расслабление нервной системы (нервного напряжения).
  12. Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира).
  13. Снятие или снижение душевной и физической боли.
  14. Избавление от стресса.
  15. Улучшение настроения.
  16. Голод
  17. Нормализация сна.

Факторы защиты от употребления  ПАВ

  • гармоничное развитие личности;
  • успешная социализация;
  • ролевое развитие;
  • социальная компетентность;
  • в семье – крепкие семейные узы, активная роль родителей в жизни детей; понимание проблем и личных забот ребенка, ясные правила и стандарты внутри семьи, постоянные обязанности.

         

Обсуждение ситуации, когда ребенок вовлечен в какое-либо зависимое поведение. Что делать родителям?

Самой близкой «окружающей средой» является семья. Как создать в семье благожелательный эмоциональный  климат,

 

  1. Разговаривайте с нами о ваших планах, проблемах и радостях.
  2. Поддерживайте нас, когда мы делаем что-то правильно.   Исправляйте нас, когда мы не правы.
  3. Говорите, что вы нас любите, даже если вам иногда не нравится то, что мы делаем.
  4. Говорите, что мы единственные и вы всегда будете любить нас, что бы ни случилось.
  5. Когда мы ошибаемся, прощайте нас. Учите нас, что можно все начать сначала. Расскажите нам, как часто ошибались вы в детстве. Учите нас, как нужно поступать правильно, но не в присутствии других людей. Не сравнивайте нас с братьями. Сестрами, другими детьми. Мы так ранимы.
  6. Не командуйте. Когда вам что-то нужно, просто попросите нас, как просите других людей. Мы равноправны.
  7. Да, вы обеспечиваете нас всем, вы подарили нам жизнь. Так же, как это сделали ваши родители для вас. Не заставляйте нас чувствовать себя перед вами в долгу за этот подарок. Мы сможем оценить это по достоинству, когда сами станем родителями.
  8. Доверяйте нам, иначе как нам научиться доверять вам?
  9. Как нам научиться быть самостоятельными? Объясняйте нам, как опасны алкоголь, наркотики и сомнительные компании.
  10. Мы не можем быть постоянно рядом с вами, рано или поздно мы уйдем в большой мир, как ушли вы в свое время.
  11. Но что может помешать нам остаться самыми близкими людьми друг для друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Профилактика зависимого поведения у детей и подростков

Зависимое поведение личности представляет собой, серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружаю...

Тренинг для подростков из замещающих семей по профилактике употребления ПАВ, умению сказать НЕТ негативному влиянию

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВЦели мероприятия: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками. Информирование молодых людей о последствиях потр...

Профилактика зависимого поведения у детей и подростков

Признаки  различных видов зависимостей у детей и подростков и алгоритм действий....

Методическая разработка. Роль семьи в профилактике социальных рисков у детей и подростков

Психологический климат в семье , как определяющий фактор в профилактике адиктивного поведения детей и подростков. Основные принципы и правила семейной профилактики....