Профилактика зависимого поведения у детей и подростков
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Зависимое поведение личности представляет собой, серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение противоправных деяний и преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zavisimogo_povedeniya_u_detey_i_podrostkov_v_rabote_sotsialnogo_pedagoga.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЫ И НАШИ ПРИВЫЧКИ»
Зависимое поведение личности представляет собой, серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение противоправных деяний и преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.
Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями её потребностей. В специальной литературе употребляется ещё одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction - склонность, пагубная привычка. Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определённых условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: психотропные и (или) наркотические вещества, алкоголь.
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например, с подростками. В своей деятельности как социальный педагог, использую различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма - организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована при взаимодействии с Центром молодежных программ, развития туризма и информационной политики.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видеороликов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Третья форма - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
· Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
· Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
· Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Четвёртая форма - организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, алкоголь улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств от зависимого поведения, аддикция психопрофилактика
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий зависимого поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
Литература:
1.Аддиктивное поведение и его профилактика. -- 2-е изд., стер. -- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. (Серия «Библиотека психолога».).
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
3. Психологические особенности самоакатуализации подростков с отклоняющимся поведением: Вахромов Е.Е.: М.: 2003 -- автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук -- (Московский областной психологический университет).
4. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
5. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. -768 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков " Умей сказать "НЕТ!"
Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, пр...
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...
Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков
Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»
В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...
Профилактика зависимости от ПАВ детей и подростков в замещающей семье
Методическая разработка занятия Школы приемных родителей...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Профилактика зависимого поведения у детей и подростков
Признаки различных видов зависимостей у детей и подростков и алгоритм действий....
- Мне нравится (1)