Программа работы классного руководителя с семьёй
материал по теме

Светлана Геннадьевна Михайлова

Данная программа разработана с целью создания единого воспитательного пространства семьи и школы.

  В воспитании детей необходим союз семьи и школы, так как у  классного руководителя и семьи одна цель, одни стремления и надежды, общие радости и неудачи.

  Важным в  воспитании является родительский авторитет – влияние отца и  матери на детей, основанное на знаниях, нравственных ценностях, уважении.

 Школа «проникает» в семью, вооружая ее психолого-педагогическими знаниями, помогая преодолевать  конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Исходя из этого была разработана данная программа.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_klssnogo_rukovoditelya_s_semyoy.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

                        Программа работы классного руководителя с семьёй
            Разработчик программы
: Михайлова Светлана Геннадьевна, учитель чувашского языка и литературы  МБОУ «СОШ №39 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики
                                             
Пояснительная записка.                                                        Данная программа разработана с целью создания единого воспитательного пространства семьи и школы.

  В воспитании детей необходим союз семьи и школы, так как у  классного руководителя и семьи одна цель, одни стремления и надежды, общие радости и неудачи. 

Сегодня  и педагогам, и родителям следует вспомнить о национальных традициях в воспитании детей.   Не все  родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к  объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Однако классный руководитель ведет целенаправленный поиск путей решения данной проблемы. Важным в  воспитании является родительский авторитет – влияние отца и  матери на детей, основанное на знаниях, нравственных ценностях, уважении.

Целенаправленная и систематическая работа с родителями – необходимое условие успешной деятельности  школы. Одной из причин «ущербности» семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Школа «проникает» в семью, вооружая ее психолого-педагогическими знаниями, помогая преодолевать  конфликты «отцов и детей», школьного коллектива.                        Исходя из этого была разработана данная программа.      

           Цель программы: создание единого воспитательного пространства семьи и школы как способа повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса.

        Задачи программы:1) организация работы по поднятию престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного воспитания;

 2) выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
3) анализ, обобщение и распространение опыта проектирования взаимодействия семьи и классного руководителя в интересах развития личности ребенка;

4) совершенствование системы родительского всеобуча, развитие разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей;

5) обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.        

        Участники программы: родители,  учащиеся класса, администрация школы, классный руководитель, учителя, психологи, социальные педагоги, представители местных органов власти.        

        Принципы реализации Программы: 1) Принцип системности. Реализация    воспитательных задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

  1. Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка, к родителям.

Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

            3) Принцип культуросообразности. Воспитание ребёнка в рамках национальной культуры, традиций; соблюдение традиций   семейного воспитания.

            4) Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся и родителей; опора на них.

            5) Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах учебно-воспитательной деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

            6) Принцип успешности. Родителю и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.                

            7) Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

        Приоритетные формы работы: 1) Родительские собрания;

  1. тематическая конференция;
  2. встреча с администрацией школы;
  3. психолого-педагогические консультации, тренинги;
  4. акции;
  5. совместные досуговые мероприятия;
  6. выставка педагогической литературы для родителей.

         Условия реализации Программы: 1) Создание мотивационного поля, благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией Программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, коллектива обучающихся и родителей;

2) координация действий всех участников Программы;

3) личностно-ориентированный подход.

        Ожидаемые результаты реализации Программы: 1) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, раскрытие их творческого потенциала, совершенствование системы семейного воспитания;                            
2) создание открытой социально-педагогической системы в образовательном учреждении, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;

3) улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями;

4) усиление роли семьи в воспитании детей.                              

        I этап – планирование Программы.  На данном этапе нами проведена следующая работа:  сформулированы цель и задачи; проведена психолого-педагогическая диагностика; определены участники; определены границы и хронологические рамки; выделены принципы реализации; выбраны приоритетные формы работы; выявлены условия реализации; осуществлено прогнозирование ожидаемых результатов; разработана тематика мероприятий; определены основные направления реализации Программы.

                                     II этап – реализация Программы

                Основные направления деятельности по реализации Программы

                                                     «Единое пространство»

1. Создание нормативно-правовой и методической базы

Мероприятия

Формы работы

Сроки

Отв.

1.1. Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам организации работы с родительской общественностью, по проблемам воспитания детей и молодежи

Анкетирования, наблюдения, родительские собрания, круглые столы, консультации

В течение всего периода

Кл. рук., психологи

1.2. Разработка рекомендаций для организации и методического взаимодействия в процессе  работы с семьей

Памятки, буклеты, консультации, методические рекомендации по воспитанию в семьях

 В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, соц. педагог

1.3. Ознакомление с  нормативно-правовыми актами, обеспечивающими права родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса

Родительские собрания, консультации с родителями, встречи с представителями местных органов власти

В течение
всего периода

Адм. школы, кл. рук.

1.4. Создание социального паспорта семей

Анкетирования, тестирования, опрос, наблюдения, посещения семей на дому

2009 год

Кл. руководитель, соц. педагог

        2. Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и классного руководителя в интересах развития ребёнка

Мероприятия

Формы работы

Сроки

Отв.

2.1. Создание единого воспитательно-образовательного пространства "семья – школа – класс"

Педсоветы, заседания МО учителей, Совет школы, родительский комитет, родительские собрания

В течение
всего периода

Кл. рук., адм. школы, родители.

2.2. Совершенствование содержания воспитания и образования в соответствии с идеями народной педагогики и традиционными духовно-нравственными ценностями семьи

Дни открытых дверей, посещение родителями уроков учителей, консультации, родительские собрания, мастер-классы, конкурсы, проекты, кружки, родительские собрания

В течение
всего периода

Кл. рук., учителя, адм. школы, психологи, соц. педагоги.

2.3. Организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся, направленных на повышение авторитета родителей

Экскурсии, туристические походы, родительские собрания, мастер-классы, конкурсы, проекты, открытые уроки, участие родителей в создании и функционировании различных кружков и микрокружков, акции, вечера, турниры, ремонт и благоустройство школы и класса 

В течение
всего периода

Кл. рук,

Зам. директора по ВР

2.4. Участие в школьных, районных, городских, региональных конкурсах

«Форт-семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», "Семья года", «Самый лучший папа» и др.

По плану школь-ных меро-приятий и по мере возмож-ности

Кл. рук., родители, учителя школы, зам. директора по ВР

2.5. Создание системы клубной деятельности по интересам с привлечением всех членов семьи

Туристические походы, секции (волейбол), классные вечера, кружки (танцевальный)

В течение
всего периода

Кл. рук., зам. по ВР

2.6. Систематическое проведение совместных трудовых и социально-благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций

Акции милосердия, благотворительность, участие в проекте «Творить добро способен каждый, кто носит званье человек»

В течение
всего периода

Кл. рук., родители

        3. Повышение психолого-педагогической компетентности и культурно-образовательного уровня родителей

Мероприятия

Формы работы

Сроки

Отв.

3.1. Создание системы родительского всеобуча с целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей

Анкетирования, тестирования, наблюдения, консультации (индивидуальные и групповые), тренинги родительской компетентности

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, учителя

3.2. Использование при организации родительского всеобуча традиционных и инновационных форм работы

Родительские собрания, конференции, психологические игры, собрание - диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встречи  за "круглым столом", вечера вопросов и ответов, семинары, педагогический практикум, тренинги и т. д.

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, учителя, адм. школы

3.3. Привлечение к участию в родительском лектории педагогов, психологов, медиков, представителей духовенства, юристов и др.

Родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), индивидуальная работа с неблагополучными семьями

В течение
всего периода

Кл. рук., зам по ВР

3.4. Выпуск и распространение печатных материалов для родителей

Школьная  газета «39 экспресс», листовки, буклеты, методические рекомендации

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, соц. педагог, учащиеся, учителя, библиотекарь

3.5. Деятельность по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла "Семейное воспитание"

Сайт класса («Родителям» и «Классный руководитель – родителям»), сайт школы («Советы психолога»), подбор информационно-методических материалов

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, соц. педагог, библиотекарь, родители

3.6. Организация выставок  педагогической литературы для родителей 

Выставки

В течение
всего периода

Кл. рук., библ.

3.7. Использование информационных технологий в работе с семьями учащихся

Сайт школы и класса, родительские собрания

В течение
всего периода

Кл. рук., Григорьева Е.Г., Кудряшова Г.В., учащиеся

        4. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей

Мероприятия

Формы работы

Сроки

Отв.

4.1. Проведение социологических исследований с целью выявления уровня психолого-педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей

Индивидуальные беседы, диагностика, анкетирования, посещение семей

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи

4.2. Развитие системы консультативной службы классного руководителя и образовательного учреждения

Индивидуальные беседы, диагностика, анкетирования, посещение семей, «Родительская гостиная»

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, соц. работник, медработни-

ки, логопед, педагоги

4.3. Организация совместной работы классного руководителя с районными центрами по оказанию помощи семье и детям (СРЦН, Центр ПМСС «Развитие»)

Встречи со специалистами центров, беседы, консультации

По мере необхо-димости

Кл. рук., родители

4.4. Создание системы профилактической и коррекционной работы с семьей

 Психодиагностика,
психопрофилактика,
консультации,
коррекционные занятия,
тренинговые занятия, приглашение специалистов

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, соц. педагог

4.5. Выявление семей, оказавшихся в социально-опасном положении и  организация профилактической работы с ними

Анкетирования, индивидуальные беседы, наблюдения, посещение семей, создание карты социального сопровождения

В течение
всего периода

Кл. рук., психологи, соц. работники

4.6. Оказание помощи родителям в формировании здорового образа жизни семьи, в профилактике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей

Родительские собрания, родительские патрулирования, индивидуальная и групповая  работа, мастер-классы, обмен опытом, консультации, уроки, тесты

В течение
всего периода

Кл. рук., род. комитет,

психологи, соц. педагог

4.7. Взаимодействие классного руководителя с государственными, общественными организациями, органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребёнка

Консультации, круглые столы, родительские собрания

В течение
всего периода

Кл. рук., адм. школы

        5. Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и классным коллективом

Мероприятия

Формы работы

Сроки

Отв.

5.1. Создание попечительских советов, родительских советов, советов отцов, общешкольных и классных родительских комитетов

Заседания школьного и классного родительского комитета

В течение
всего периода

Кл. рук., родители, адм. школы

5.2. Регулярное проведение общешкольных и классных родительских собраний, конференций по проблемам воспитания и обучения, государственной поддержки детства

Родительские собрания, конференции

В течение
всего периода

Кл. рук., род. комитет, адм. школы

5.3. Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением и классным коллективом и в организации учебно-воспитательного процесса

Заседания попечительского совета, школьного и классного родительского комитета, совет школы, фонд поддержки образования «Радуга», родительское патрулирование

В течение
всего периода

Кл. рук., род. комитет, адм. школы

        III этап - рефлексивно-обобщающий. На данном этапе планируется следующая работа: осуществление рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей по итогам результатов деятельности, определение перспектив дальнейшей работы, ознакомление родителей с данными проделанной работы.

 Литература

        Байбородова Л.    Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании   // Воспитательная работа в школе. - 2003.-№4.-С.8-12.

        Гнатенко О.    Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка   // Народное образование. - 2000.-№9.-С.219-224.

        Елисеева Т.    Семья и школа: Примерное планирование работы классного воспитателя с родителями учащихся (из опыта работы)   // Учитель. - 2000.-№3.-С.66-67.  

        Министерство образования РФ.    Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях (от 22.07.2002г. №30-51-547/16): Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания   // Вестник образования России. - 2002.-№23.-С.11-33.

        Савельева О.О. Семья в современном обществе   // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.-№7.-С.2-9, №8.-С.2-9.

        Семья и школа: Программа педагогического сопровождения семейного воспитания / Сост.Н.В.Серегина, Н.В.Левштанова. - Лесной: УО, 2003. - 21с..
                                                      Интернет-ресурсы

        http://www.zanimatika.ru/programmyi/na-puti-k-samoobrazovaniyu.html - занимательная педагогика

        http://www.niisv.ru/journal1.html - журнал «Семья России» (Институт семьи и воспитания.  Методическая помощь семье и школе)

        http://pokrovcity.ru/educat/base/prog.shtml - официальный сервер г. Покров

        http://kameshkir.narod.ru/Napravleniya/Lider.html -сайт Камешкирской средней школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй

Классные  руководители знакомятся с  нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...

программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...

Работа классного руководителя с семьёй.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс...

ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА

ПРОГРАММА  РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА для 10-11 класса . Можно использовать при создании  системы работы классного руководителя....

"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом

Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...

Статья на тему "Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика"

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители...