Программа работы классного руководителя с семьёй
материал по теме
Данная программа разработана с целью создания единого воспитательного пространства семьи и школы.
В воспитании детей необходим союз семьи и школы, так как у классного руководителя и семьи одна цель, одни стремления и надежды, общие радости и неудачи.
Важным в воспитании является родительский авторитет – влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных ценностях, уважении.
Школа «проникает» в семью, вооружая ее психолого-педагогическими знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Исходя из этого была разработана данная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_klssnogo_rukovoditelya_s_semyoy.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы классного руководителя с семьёй
Разработчик программы: Михайлова Светлана Геннадьевна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ №39 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики
Пояснительная записка. Данная программа разработана с целью создания единого воспитательного пространства семьи и школы.
В воспитании детей необходим союз семьи и школы, так как у классного руководителя и семьи одна цель, одни стремления и надежды, общие радости и неудачи.
Сегодня и педагогам, и родителям следует вспомнить о национальных традициях в воспитании детей. Не все родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Однако классный руководитель ведет целенаправленный поиск путей решения данной проблемы. Важным в воспитании является родительский авторитет – влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных ценностях, уважении.
Целенаправленная и систематическая работа с родителями – необходимое условие успешной деятельности школы. Одной из причин «ущербности» семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Школа «проникает» в семью, вооружая ее психолого-педагогическими знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Исходя из этого была разработана данная программа.
Цель программы: создание единого воспитательного пространства семьи и школы как способа повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса.
Задачи программы:1) организация работы по поднятию престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного воспитания;
2) выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
3) анализ, обобщение и распространение опыта проектирования взаимодействия семьи и классного руководителя в интересах развития личности ребенка;
4) совершенствование системы родительского всеобуча, развитие разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей;
5) обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.
Участники программы: родители, учащиеся класса, администрация школы, классный руководитель, учителя, психологи, социальные педагоги, представители местных органов власти.
Принципы реализации Программы: 1) Принцип системности. Реализация воспитательных задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
- Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка, к родителям.
Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
3) Принцип культуросообразности. Воспитание ребёнка в рамках национальной культуры, традиций; соблюдение традиций семейного воспитания.
4) Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся и родителей; опора на них.
5) Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах учебно-воспитательной деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
6) Принцип успешности. Родителю и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
7) Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Приоритетные формы работы: 1) Родительские собрания;
- тематическая конференция;
- встреча с администрацией школы;
- психолого-педагогические консультации, тренинги;
- акции;
- совместные досуговые мероприятия;
- выставка педагогической литературы для родителей.
Условия реализации Программы: 1) Создание мотивационного поля, благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией Программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, коллектива обучающихся и родителей;
2) координация действий всех участников Программы;
3) личностно-ориентированный подход.
Ожидаемые результаты реализации Программы: 1) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, раскрытие их творческого потенциала, совершенствование системы семейного воспитания;
2) создание открытой социально-педагогической системы в образовательном учреждении, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;
3) улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями;
4) усиление роли семьи в воспитании детей.
I этап – планирование Программы. На данном этапе нами проведена следующая работа: сформулированы цель и задачи; проведена психолого-педагогическая диагностика; определены участники; определены границы и хронологические рамки; выделены принципы реализации; выбраны приоритетные формы работы; выявлены условия реализации; осуществлено прогнозирование ожидаемых результатов; разработана тематика мероприятий; определены основные направления реализации Программы.
II этап – реализация Программы
Основные направления деятельности по реализации Программы
«Единое пространство»
1. Создание нормативно-правовой и методической базы
Мероприятия | Формы работы | Сроки | Отв. |
1.1. Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам организации работы с родительской общественностью, по проблемам воспитания детей и молодежи | Анкетирования, наблюдения, родительские собрания, круглые столы, консультации | В течение всего периода | Кл. рук., психологи |
1.2. Разработка рекомендаций для организации и методического взаимодействия в процессе работы с семьей | Памятки, буклеты, консультации, методические рекомендации по воспитанию в семьях | В течение | Кл. рук., психологи, соц. педагог |
1.3. Ознакомление с нормативно-правовыми актами, обеспечивающими права родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса | Родительские собрания, консультации с родителями, встречи с представителями местных органов власти | В течение | Адм. школы, кл. рук. |
1.4. Создание социального паспорта семей | Анкетирования, тестирования, опрос, наблюдения, посещения семей на дому | 2009 год | Кл. руководитель, соц. педагог |
2. Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и классного руководителя в интересах развития ребёнка
Мероприятия | Формы работы | Сроки | Отв. |
2.1. Создание единого воспитательно-образовательного пространства "семья – школа – класс" | Педсоветы, заседания МО учителей, Совет школы, родительский комитет, родительские собрания | В течение | Кл. рук., адм. школы, родители. |
2.2. Совершенствование содержания воспитания и образования в соответствии с идеями народной педагогики и традиционными духовно-нравственными ценностями семьи | Дни открытых дверей, посещение родителями уроков учителей, консультации, родительские собрания, мастер-классы, конкурсы, проекты, кружки, родительские собрания | В течение | Кл. рук., учителя, адм. школы, психологи, соц. педагоги. |
2.3. Организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся, направленных на повышение авторитета родителей | Экскурсии, туристические походы, родительские собрания, мастер-классы, конкурсы, проекты, открытые уроки, участие родителей в создании и функционировании различных кружков и микрокружков, акции, вечера, турниры, ремонт и благоустройство школы и класса | В течение | Кл. рук, Зам. директора по ВР |
2.4. Участие в школьных, районных, городских, региональных конкурсах | «Форт-семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», "Семья года", «Самый лучший папа» и др. | По плану школь-ных меро-приятий и по мере возмож-ности | Кл. рук., родители, учителя школы, зам. директора по ВР |
2.5. Создание системы клубной деятельности по интересам с привлечением всех членов семьи | Туристические походы, секции (волейбол), классные вечера, кружки (танцевальный) | В течение | Кл. рук., зам. по ВР |
2.6. Систематическое проведение совместных трудовых и социально-благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций | Акции милосердия, благотворительность, участие в проекте «Творить добро способен каждый, кто носит званье человек» | В течение | Кл. рук., родители |
3. Повышение психолого-педагогической компетентности и культурно-образовательного уровня родителей
Мероприятия | Формы работы | Сроки | Отв. |
3.1. Создание системы родительского всеобуча с целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей | Анкетирования, тестирования, наблюдения, консультации (индивидуальные и групповые), тренинги родительской компетентности | В течение | Кл. рук., психологи, учителя |
3.2. Использование при организации родительского всеобуча традиционных и инновационных форм работы | Родительские собрания, конференции, психологические игры, собрание - диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встречи за "круглым столом", вечера вопросов и ответов, семинары, педагогический практикум, тренинги и т. д. | В течение | Кл. рук., психологи, учителя, адм. школы |
3.3. Привлечение к участию в родительском лектории педагогов, психологов, медиков, представителей духовенства, юристов и др. | Родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), индивидуальная работа с неблагополучными семьями | В течение | Кл. рук., зам по ВР |
3.4. Выпуск и распространение печатных материалов для родителей | Школьная газета «39 экспресс», листовки, буклеты, методические рекомендации | В течение | Кл. рук., психологи, соц. педагог, учащиеся, учителя, библиотекарь |
3.5. Деятельность по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла "Семейное воспитание" | Сайт класса («Родителям» и «Классный руководитель – родителям»), сайт школы («Советы психолога»), подбор информационно-методических материалов | В течение | Кл. рук., психологи, соц. педагог, библиотекарь, родители |
3.6. Организация выставок педагогической литературы для родителей | Выставки | В течение | Кл. рук., библ. |
3.7. Использование информационных технологий в работе с семьями учащихся | Сайт школы и класса, родительские собрания | В течение | Кл. рук., Григорьева Е.Г., Кудряшова Г.В., учащиеся |
4. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей
Мероприятия | Формы работы | Сроки | Отв. |
4.1. Проведение социологических исследований с целью выявления уровня психолого-педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей | Индивидуальные беседы, диагностика, анкетирования, посещение семей | В течение | Кл. рук., психологи |
4.2. Развитие системы консультативной службы классного руководителя и образовательного учреждения | Индивидуальные беседы, диагностика, анкетирования, посещение семей, «Родительская гостиная» | В течение | Кл. рук., психологи, соц. работник, медработни- ки, логопед, педагоги |
4.3. Организация совместной работы классного руководителя с районными центрами по оказанию помощи семье и детям (СРЦН, Центр ПМСС «Развитие») | Встречи со специалистами центров, беседы, консультации | По мере необхо-димости | Кл. рук., родители |
4.4. Создание системы профилактической и коррекционной работы с семьей | Психодиагностика, | В течение | Кл. рук., психологи, соц. педагог |
4.5. Выявление семей, оказавшихся в социально-опасном положении и организация профилактической работы с ними | Анкетирования, индивидуальные беседы, наблюдения, посещение семей, создание карты социального сопровождения | В течение | Кл. рук., психологи, соц. работники |
4.6. Оказание помощи родителям в формировании здорового образа жизни семьи, в профилактике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей | Родительские собрания, родительские патрулирования, индивидуальная и групповая работа, мастер-классы, обмен опытом, консультации, уроки, тесты | В течение | Кл. рук., род. комитет, психологи, соц. педагог |
4.7. Взаимодействие классного руководителя с государственными, общественными организациями, органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребёнка | Консультации, круглые столы, родительские собрания | В течение | Кл. рук., адм. школы |
5. Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и классным коллективом
Мероприятия | Формы работы | Сроки | Отв. |
5.1. Создание попечительских советов, родительских советов, советов отцов, общешкольных и классных родительских комитетов | Заседания школьного и классного родительского комитета | В течение | Кл. рук., родители, адм. школы |
5.2. Регулярное проведение общешкольных и классных родительских собраний, конференций по проблемам воспитания и обучения, государственной поддержки детства | Родительские собрания, конференции | В течение | Кл. рук., род. комитет, адм. школы |
5.3. Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением и классным коллективом и в организации учебно-воспитательного процесса | Заседания попечительского совета, школьного и классного родительского комитета, совет школы, фонд поддержки образования «Радуга», родительское патрулирование | В течение | Кл. рук., род. комитет, адм. школы |
III этап - рефлексивно-обобщающий. На данном этапе планируется следующая работа: осуществление рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей по итогам результатов деятельности, определение перспектив дальнейшей работы, ознакомление родителей с данными проделанной работы.
Литература
Байбородова Л. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании // Воспитательная работа в школе. - 2003.-№4.-С.8-12.
Гнатенко О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование. - 2000.-№9.-С.219-224.
Елисеева Т. Семья и школа: Примерное планирование работы классного воспитателя с родителями учащихся (из опыта работы) // Учитель. - 2000.-№3.-С.66-67.
Министерство образования РФ. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях (от 22.07.2002г. №30-51-547/16): Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания // Вестник образования России. - 2002.-№23.-С.11-33.
Савельева О.О. Семья в современном обществе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.-№7.-С.2-9, №8.-С.2-9.
Семья и школа: Программа педагогического сопровождения семейного воспитания / Сост.Н.В.Серегина, Н.В.Левштанова. - Лесной: УО, 2003. - 21с..
Интернет-ресурсы
http://www.zanimatika.ru/programmyi/na-puti-k-samoobrazovaniyu.html - занимательная педагогика
http://www.niisv.ru/journal1.html - журнал «Семья России» (Институт семьи и воспитания. Методическая помощь семье и школе)
http://pokrovcity.ru/educat/base/prog.shtml - официальный сервер г. Покров
http://kameshkir.narod.ru/Napravleniya/Lider.html -сайт Камешкирской средней школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Классные руководители знакомятся с нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...
программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...
Работа классного руководителя с семьёй.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс...
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА для 10-11 класса . Можно использовать при создании системы работы классного руководителя....
"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом
Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...
Статья на тему "Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика"
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители...