«Мечтатели, помощники, будущие ученики»
консультация на тему

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (6 – 8лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_16.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Мечтатели, помощники, будущие ученики»: 6—8 лет

Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие ииспользовать для этого специфические приёмы.

Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, которое становитсяодной из важных составляющих готовности к школе.

Произвольность этих процессов выражается в том, чторебёнок может запоминать то содержание, которое ему вданный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным.

Психологическое отличие произвольных памяти и внимания от более ранних формэтих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что «само запомнилось», и быливнимательны, когда что -то приковывало их внимание. Теперь же ребёнок ставит перед собой особые цели - запомнить или быть внимательным - и стремится к их выполнению.

Дети также овладевают особыми приёмами управления своей памятью и вниманием.

Речь. На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонамиродного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти3000—3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения;увеличивается объём сложных предложений.

Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям; например, она проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетанияпо аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогам вработе с детьми седьмого года жизни важно использовать это языковое чутьё, а прирешении некоторых задач делать на него ставку (например, упражняя детей в словообразовании, в употреблении имён существительных в родительном падеже и пр.).

Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6—8 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связнойречи ребёнка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленнымизнаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладенииродным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя.

Мышление ребёнка после 5 лет, как уже отмечалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества.

Дети 6—8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания.

Ребёнок обретает способность оценивать сохранение количества в той или инойситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количествоводы не меняется, а при отливании или доливании — уменьшается или увеличивается.

Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственнымвоображением по сравнению с более старшими детьми.

Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными вусловии задачи группами. При этом, если речь идёт о пирожках, они ответят на вопрос,с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печёные они или жареные,большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребёнок представляетсебе свои пирожки — примечателен сам факт детализации подробностей, возникающих в представлении детей образов.

К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образмира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.

Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапахосуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или инымобразцом наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творческаяработа без образца выполняется при желании и по желанию и потому не требует отребёнка дополнительных усилий по организации собственного внимания.

Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования — важный этап становления деятельности и общей социализации.

Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, котораятакже способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательнуюсферу, символическое и наглядно- образное мышление.

Вместе с тем ведущую роль в развитии детей по-прежнему принадлежит совместнойсюжетной игре. Реальные отношения, которые возникают у детей в игре, выполняют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребёнка.

Игра основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника.

Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртываниепланирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с индивидуальной.

4Игровые замыслы детей 6—8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детейсреднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Несмотря на то что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого, появляются романтические, героические, фантастические сюжеты.

Появление таких сюжетов связано с тем, что, во -первых, реально накопившийся у детей игровой опыт значительно обогатился; во -вторых, дети приобрели многие знанияи представления об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами; в -третьих, после 6 лет жизни дети способны оперировать имеющимися у них представлениями, образами, реализуя их в разных взаимосвязанных событиях. Именно поэтомув играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета.

Следующая особенность заключается в том, что заметное расширение знаний обокружающем, особенно о человеческих действиях и взаимоотношениях, приводит кувеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения детей, для полноценнойигры. Поэтому игровые группировки детей расширяются от двух-трёх до пяти-семиучастников. Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость чёткой координации действий всех участников игры.

Самостоятельно, без участия взрослых, дети в общих чертах могут обговариватьзамысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольниковвсегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Разногласия по поводу дальнейшего развёртывания сюжета дети этоговозраста (в отличие от маленьких детей) улаживают без помощи взрослых. Дети, неразделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитиюсюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать её с точкойзрения других партнёров по игре.

Поскольку старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре, то они совершенно по -иному относятся к участию в игре взрослого. Если у младших дошкольниковигровой опыт был ещё несовершенен и они почти всегда с большим удовольствиемпринимали в игру взрослого с его идеями, уступали ему даже главные роли, то шестилетние дети сами охотно занимают главные роли. Взрослый их устраивает в качествесоветчика, не принимающего непосредственного участия в игре, но вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности.

У детей формируются предпосылки учебной деятельности.

Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннегоплана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном планеразличными представлениями.

Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях,

чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля ипринуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор.

Первое условие соблюдения норм - это знание и понимание детьми моральных

предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали - поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, чтооценивается, испытывает ли человек отвращение к нарушению нормы или, наоборот,смотрит на это снисходительно.

Первая особенность морального сознания детей седьмого года жизни - это расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению.

Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования уребёнка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.

Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнокбезразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, кприродным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самомуи ко многому другому. Это отношение может быть чётко выраженным и осознаннымили почти не проявляться; может быть эмоционально окрашенным или, скорее, рациональным; положительным или отрицательным и т. д.

Отношение к себе. У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть.

Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми убеждения в том, что в нём много хорошего, а также втом, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Важнойпедагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают.

Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становленияучебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столькоинтерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и буквможет представлять для детей особый интерес. Побуждением к учению, овладениюновыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим»,«умеющим». Вы, возможно, обращали внимание на то, что некоторые дети хвастаются,до скольких они умеют считать, сколько букв знают и как охотно они готовы научитьсяещё чему-нибудь. Причина такого отношения ребёнка к собственным возможностямлежит в том, что он как бы видит себя в ближайшем будущем более умным, знающими компетентным, чем в данный момент. Иными словами, в его образ «себя», каким онхотел бы стать, входит владение новыми знаниями и умениями. И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и тем самым соответствовать своемупредставлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждениемучебной деятельности.

Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уваженияправ сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.

Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумыватьинтересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитетувзрослого поддерживается именно такими его способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютер как помощник ученику

Каким образом компьютер развивает ребенка?...

Статья- подарок от моих учеников "Учитель, помощник и друг"

Эта статья о моей работе в школе за 30 лет, о видении самих учеников моей работы их глазами....

Родительское собрание "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."

Родительское собрание для 10 класса  "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."...

Презентация "Роль математики в будущем учеников"

Презентация для учащихся, о математике, как о неотъемлемой части нашей жизни....

10 ролей, сыгранных учителем в формировании будущего учеников.

Современному обществу сегодня остро требуются хорошие учителя, способные сыграть значительную роль в прогрессе нации. Кто-то из великих когда-то сказал: «До тех пор, пока мы не воспитаем плеяду ...

Эссе "Учитель в будущем ученика"

Эссе о том, кто из учителей оказал влияние на мой выбор в жизни....