Подростки. Дисморфофобия.
материал по психологии (5 класс) на тему

Жалнина Елена

«Я слишком толстая», «У меня вообще нет груди», «Не могу смотреть на себя в зеркало, я некрасивая», «Ненавижу свой нос»- знакомые слова? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисморфофобия. Война с отражением

«Я слишком толстая», «У меня вообще нет груди», «Не могу смотреть на себя в зеркало, я некрасивая», «Ненавижу свой нос»- знакомые слова? Как часто мы виним свою внешность во всех бедах и неудачах, делаем ее «громоотводом». Не берут на работу- еще бы, с таким то лицом! Муж ушел у другой- ну, конечно, у нее ведь грудь 3-го размера. Не везет в личной жизни- ну, да, я же толстая.

Причина такого ненавистнического отношения к себе – дисморфофобия или, как ее еще называют, болезнь от недостатка любви или комплекс Терсита (Терсит – один из персонажей древнегреческой мифологии, отличающийся особым уродством). Словарь медицинских терминов определяет дисморфофобию (дис... + греч. morphe — вид, форма + фобия) как «тягостное переживание своей физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ; рост, вес тела и т.п.)». Она возникает в подростковом возрасте и может быть как эпизодической (после соответствующих замечаний со стороны сверстников или взрослых), так и носить достаточно постоянный характер (если, например, дразнят в школе, во дворе и т.п.).

В большинстве случаев переживания вызваны именно «воображаемыми», надуманными внешними недостатками. Девочки реальные или мнимые дефекты могут находить во всем теле (короткие ноги, маленькая грудь, длинный нос и т.д.), у мальчиков страх, в основном, концентрируется в области гениталий. Нужно сказать, что девочки справляются с дисморфофобией легче, обычно она проходит без следа с появлением первого поклонника. Для мальчиков все намного сложнее. Учитывая узкую зону концентрации недостатков, дисморфофобия может перейти в глубокие сексуальные проблемы, если на нее не обратить должного внимания.

Можно выделить четыре основных признака дисморфофобии (выраженной в той или иной степени):

• активные высказывания о недовольстве своей внешностью;

• обвинение своей внешности во всех грехах, убежденность, что все неприятности происходят именно из-за физической неполноценности (уродства);

• перенос своих психологических проблем (неумения общаться, отсутствие друзей и т.п.) в «телесную область»;

• убеждение, что изменение (усовершенствование) своей внешности способно сразу же изменить жизнь.

На уровне поведения о дисморфофобии могут говорить так называемые «синдром зеркала» и «синдром фотографии». В первом случае подросток часами смотрит в зеркало в поисках наиболее выигрышного, с его точки зрения, ракурса, когда надуманный недостаток менее заметен. Во втором - наотрез отказывается фотографироваться, поскольку уверен, что отвратительно получается на снимках именно из-за недостатков внешности.В той или иной форме дисморфофобию переживают практически все подростки.

Особенно актуальна она сегодня, когда общество втянуто в гонку за вечной молодостью и красотой. У тебя нет идеальной кожи, с оттенком легкого загара, густых, блестящих волос, больших глаз, пушистых ресниц, ровных белых зубов, длинных ног, тонкой талии, высокой груди? Тогда тебе никогда не добиться успеха. Люди с неправильным прикусом, жирком на талии, жирной кожей, морщинами называются лузерами. Именно это стремление не стать лузером заставляет подростков и не только худеть до истощения, мечтать о пластической операции или наносить себе физические увечья, пытаясь самостоятельно избавиться от недостатка.

У многих подростков дисморфофобия проходит с возрастом, естественно и без последствий. Некоторые забирают ее во взрослую жизнь, и со временем она может перейти в дисморфоманию — расстройство более глубокое, когда болезненная убежденность в физическом недостатке приобретает сверхценный или бредовой характер.

Причины дисморфофобии кроются в недостатке любви к себе, своему телу и недостатке любви и понимания родителей. Нередко можно встретить ситуации, когда родители не принимают недовольство ребенка своей внешностью, например, говорят: «Все это ерунда, ты все придумываешь, у тебя все в порядке». Ребенок встречает полное отрицание проблемы, но от этого проблема не исчезает. Иногда родители пытаются бороться с проявлениями дисморфофобии силовыми методами, когда ребенок стесняется раздеться на пляже, стягивают с него одежду силой, надеясь, что он привыкнет и стеснение пройдет. Другие же сами провоцируют дисморфофобию, сравнивая ребенка с другими детьми и говоря, что он, например, слишком толстый или не такой красивый.

Преодоление дисморфофобии должно начинаться с любви и признания. От родителей требуется много внимания и поддержки, чтобы избежать формирования у ребенка заниженной самооценки и комплекса неполноценности. Кроме того, можно дать несколько конкретных рекомендаций преодоления дисморфофобии:

1. Не следует делать обидные замечания в адрес ребенка, его внешности (например, «ну и толстый же ты», «в кого у тебя такой длинный нос» и т.п.). Если у ребенка есть какие-то недостатки внешности (излишняя полнота, юношеские угри, прыщи), нужно помочь избавиться от них, а не заострять внимание. 2. Если ребенок отказывается раздеться на пляже, в бассейне и т.д., фотографироваться, выступать на публике, рекомендую родителям уважать его право на отказ. Ни в коем случае не заставлять, особенно грубым физическим воздействием. Лучше отказать организму в полезном во всех отношениях плавании, чем помочь приобрести невроз. 3. Рассказать ребенку примеры из своего детства, как вы были недовольны своей внешностью, чего стеснялись, как с этим справлялись. Поделитесь переживаниями и чувствами, которые испытывали, выразите понимание состояния ребенка, а также свою готовность помочь.

4. Если у подростка есть черта, которая отличает его от сверстников (зрительно выделяет из общей массы), и он ее стесняется, можно использовать два диаметрально противоположных способа действий. Первый — помогите сделать эту деталь «изюминкой» внешности (на примере известных личностей с яркими нестандартными деталями внешности, возможно аналогичными чертам вашего подростка). Второй — обратитесь к помощи специалистов. Выбрать правильный способ реагирования лучше всего в диалоге с ребенком.

5. Особое внимание необходимо детям с реальными физическими дефектами, нужно как можно раньше устранить недостаток, при необходимости даже хирургическим путем, пока он не вызвал психических нарушений.

6. Если у вашего ребенка дисморфофобия достигла критической формы и выражается в активном членовредительстве (например, анорексия (отказ от пищи), нанесение себе ран и увечий и т.д.), непременно обратитесь не только за медицинской, но и психологической помощью к специалистам.

Если же вы давно выросли, но чувствуете, что все так же не любите себя, как и когда-то в детстве, диеты, спорт- залы и косметические клиники не приносят долгожданной гармонии в жизнь, а ваши родители слишком стары, чтобы долюбить вас – попробуйте стать любящим родителем самому себе. Вспомните себя тем «гадким утенком», которому так отчаянно хотелось быть «лебедем», попробуйте посмотреть на него глазами себя сегодняшнего и передать ту любовь, которой ему так не хватало.

Учитесь так же относиться к своему телу по-доброму, ведь оно сосуд, который хранит нашу жизнь. Найдите в нем те части, которые вам нравятся. Смотрите в зеркало и обращайте внимание именно на них, говорите себе «у меня красивая длинная шея», «тонкие щиколотки», «изящные руки». Научитесь любить и беречь себя, тогда и мир ответит вам любовью и заботой.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Проблема взаимоотношений подростков с родителями, а также со сверстниками».

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст – несомненно самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Он «начинается» с изменением социальной ситуации развития.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.).

Как указывает В.И. Слободчиков, подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п.

Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.

Существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки подросткового кризиса.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно  новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный «Физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте. Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

  • «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
  • «доминанта дали» - установка на большие масштабы;
  • «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению;
  • «доминанта к сопротивлению» - упрямство,протест;
  • «доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

  • необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
  • постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

  • развитием способности к абстрактному мышлению;
  • расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

  • освобождение от родительской опеки;
  • постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

  • осознание временной протяженности собственного«Я», включающей
  • детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
  • осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок)

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Взаимоотношения подростков.

Повышение уровня образованности и материального благосостояния членов нашего общества расширило возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало более сложным формирование желаний и стремлений.

Но, в потоке современной информации подростку становится всё труднее разобраться в чём - то самостоятельно и глубоко, поэтому нередко им начинает восприниматься только развлекательное, не требующее интеллектуального напряжения. Такие подростки часами сидят перед телевизором или компьютером и т. д. Это ведет к постепенной утрате способности к самоорганизации и самоуправлению, решению трудных задач учебной деятельности. Такие подростки идут по линии наименьшего сопротивления, удовлетворяются приятным сиюминутными переживаниями, не прогнозируя своё будущее. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Приобретая вещи в личностное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Для подростка становится значимым обладание определённым набором вещей, что бы поддерживать своё чувство личности.

В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.

Л.С. Выготский полагал, что "кризис" переходного возраста связан с двумя факторами:

  • возникновением новообразования в сознании подростка
  • и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание "кризиса".

Что сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт?Такой внутренней основой личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении.

Потребность в общении – одна из основных социальных потребностей.

В настоящее время можно сказать, потребность в общении является действительно врожденной. Точно установлено, что возникает она и ясно проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. Почвой для ее развития, как говорил Л.С. Выгодский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке.

Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоционального контакта не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.

С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности. Изучение взаимоотношений в группе сверстников проведенное в русле социометрии, показало, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных зависимостей, имеющих место во «взрослом» обществе.

Развитие и углубление потребности в общении ярко проявляется у дошкольников и в том, что с каждым годом отношения между ними становятся все более устойчивыми и избирательными. Впервые возникает дружба, изучению которой в настоящее время уделяется большое внимание. В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, и в начальной школе дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. Но, пожалуй, у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

Итак, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений.

Особенности взаимоотношений подростков в школьном коллективе.

Отрочество, подростковый возраст - период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако общество жестоко инициирует его.

Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он ещё не вполне сформировался как гражданин; иными словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте.

Одной из основных причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей вследствие того, что окружающие, являющиеся для подростка конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми.

Другая причина - недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых подростков связанно с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми в той или иной ситуации случайно или неслучайно оказались в контакте. Именно в этот ответственный момент решающим оказывается то, в какой степени подросток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в какой степени он чувствует за собой их поддержку, в какой мере он уверен в себе.

Ведь если сопоставить силу общества, всех общественных институтов со всеми их возможностями с уголовным миром, то станет ясно, что такое сопоставление всерьёз даже и нельзя сделать - настолько это несравнимые величины. И, тем не менее в сознании отдельных подростков конкретная уголовная группа оказывается сильнее, личностно значимее, чем общество.

Многие подростки оказываются членами уголовных групп против своей воли и желания, и отсюда ясно, что именно социальная незрелость способствует возникновению правонарушений, а не просто отсутствие сформированных понятий о том, что такое «хорошо» и «плохо».

Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе сверстников ставят перед взрослыми сложные задачи. Ему надо знать, в какие неофициальные микрогруппы (в классе, вне школы) включен подросток, какую направленность ( социально отрицательную, социально положительную) и какие ценности имеет данная группа, какая группа для подростка является референтной (образцом на который он ориентируется), кто является вожаком группы и какую роль в ней играет он сам.

Престижность группы, как известно, сплошь и рядом ставится подростком выше авторитета родителей и учителей. Поэтому педагогические мероприятия могут быть действенными только при учёте первичного круга общения подростков в малых неофициальных группах. В группах возникают своеобразные социально – психологические феномены: психическая индукция, комформизм, внушаемость, мнение, слухи, подражание и т. д.

Подражает подросток чаще всего своему более колоритному или «удачливому» сверстнику, копирует с него формы поведения, которые по общечеловеческим понятиям могут быть отнюдь не желательными (курение, употребление спиртных напитков, жаргон и т. п.).

Таким образом, группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят эмоциональный настоящий контакт и понимание, потому что её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными.

Группа во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.

Поэтому рациональное воспитание подростка обязывает взрослого знать те реальные взаимоотношения, которые складываются у подростка в неофициальных и официальных (секциях, кружках по интересам и т. д.) группах сверстников. Взаимоотношения в группах старших подростков усложняется не только по содержанию и формам удовлетворения ранее имевшихся потребностей, но и в связи с включением их во взаимоотношения с противоположным полом, в связи с чем развиваются специфические поло – возрастные поведенческие реакции. Формирующиеся половые влечения, как правило, порождает ряд трудных для подростка задач, и, в частности, усложняется общение.

Общение со сверстниками противоположного пола. Любовь.

Общение – это такое взаимодействие между людьми, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

Появляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, что бы, освоить новые для себя «взрослые» виды взаимоотношений. Этому естественно, способствуют телесное бурное развитие и, следовательно, идентификация подростка с взрослыми.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменения отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола.

Бездумная «смелость» в обращении мальчиков к девочкам или стремление «не замечать» их сменяется, раздумьем и казалось бы неожиданно, робостью. Теперь по – новому, воспринимается и понимается объект внимания, соответственно должно перестраиваться и общение с ним. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, причёска, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Особенно тяжело переживаются рост, худоба, полнота и др.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется в начале в неадекватных формах. Так для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины, таких действий и серьёзно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношение усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к другому полу ещё более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведёт к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

В этом раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает ещё более глубокое чувство – любовь. В одном из исследований на вопрос о том были вы когда – нибудь влюблены, чаще других утвердительно ответили девушки в возрасте 16-18 лет, а реже других мальчики в возрасте от 12 до 15 лет.

Возникновение чувства любви связанно с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности.

Во - вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы.

В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной эмоциональной персональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.

Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы, друг от друга и существуют в межличностных отношениях. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек с взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на требования взрослых, касающегося их внешнего вида, работы по дому, учения в школе, влюбленные юноши и девушки нередко демонстрируют значительную покладистость. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра. Старшеклассники начинают с большим доверием, и открытостью относится к ним.

Взаимоотношения подростков с родителями.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.

Семья.

Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора оценок близких. В детстве ребенок был погружен в поле семенной идентификации. Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве как данность. Сами родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи.

Он испытывает потребность в более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы».

Семья с высокой ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. «Как дела у тебя, Петр?», «Я готов выслушать тебя, Петр», «Я могу тебе помочь в этом, Петр». В таком ключе взрослые выражают готовность к сотрудничеству с подростком.

Характер подростка из такой семьи развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самого социального пространства непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве,- им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения3.

Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве - шлепали, теперь могут «врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии4.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.
Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности - «Я так хочу!», «Я сказал!») и нигилизм. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям и на эту его особенность уже реагируют сверстники, дающие ему детские прозвища типа «Малыш», «Маменькин сынок», «Детский сад» и др.

На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.

Вывод

Из выше сказанного следует, что период отрочества для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками, преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я».

Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами такими глубокими, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть личностью.

ТЕСТ для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?»

1.    Я знаю, кто его/ее лучший друг:

а) совершенно точно,

б) приблизительно,

в) не знаю.

2.     Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:

         а) делаю вид, что ничего не замечаю,

б)сразу же подробно обо всем расспрашиваю,

в) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

3.    Как обо мне думают его/ее друзья?

а) положительно,

б) меня это не интересует,

в) не очень хорошо.

4.    Как  я  отреагирую,   если  у  моего  сына/дочери   появится  взрослый друг/подруга вне семьи?

а)отрицательно.

б) постараюсь узнать его / ее поближе,

в)все оставлю на его/ее усмотрение.

5.    Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:

а) запрещу дружить,

б) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод,

в)не обращу внимания.

6.    Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?

а)был,

б) не был,

в)не могу сказать.

7.    Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:

а) он плохо влияет на сына/дочь,

б)его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой,

в)он не соответствует моим представлениям о друге.

8.    Друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

а) в большинстве случаев могу,

б)это удается только иногда,

в)вообще не удается.

9.        Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

         а) всегда подробно,

б)не рассказывает совсем,

в)рассказывает только об отдельных случаях.

10.     Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с Вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке:

а)        радуюсь,

б) категорически возражаю,
в)мне все равно.

Подсчитайте баллы за каждый ответ:

№ вопроса

Количество

баллов

1.           

5 баллов

2.         

3 балла

3.         

0 баллов

4.         

2 балла

5.         

0 баллов

6.         

5 баллов

7.         

5 баллов

8.         

0 баллов

9.         

1 балл

10.      

0 баллов

11.      

5 баллов

12.      

2 балла

13.      

1 балл

14.      

5 баллов

15.      

1 балл

16.      

3 балла

17.      

1 балл

18.      

0 баллов

19.      

3 балла

20.      

1 балл

21.      

1 балл

22.      

5 баллов

23.      

3 балла

24.      

1 балл

25.      

1 балл

26.      

0 баллов

27.      

3 балла

28.      

5 баллов

29.      

1 балл

30.      

0 баллов

 

 

Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3.

Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны.

Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.

АНКЕТА«Семья и родители глазами ребенка»

1

Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу?

2

Уезжал ли ты из дома надолго? Если да, то, какие чувства испытывал?

3

Интересуются ли родители твоими учебными  (школьными) делами?


Всегда                        иногда                                 нет

 Оба                        больше отец                     больше мать

4

Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в  классе?

Всегда                        иногда                                 нет

Оба                        больше отец                     больше мать

5

Посещают ли твои родители школу?

Часто                           редко                              только по вызову

Оба                          больше отец                           больше мать

6

Помогают ли твои родители школе, классному руководителю?

Да, в организации классных дел

Да, в проведении экскурсий

Да, в проведении ремонта

Нет

7

Как, по-твоему, родители относятся к школе и учителям?              

Доверяют                       не доверяют                    равнодушны

8

Довольны ли твои родители своей работой, своей профессией? ДаНет                  

9

Устраивает ли твоих родителей их зарплата?          Да  Нет                  

Какие праздники в своей семье ты любишь больше всего?

Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?

Есть ли у тебя бабушка, дедушка, брат, сестра?

Каковы отношения с ними?

Каким будет твое будущее?

светлым                            неясным                    мрачным

На кого ты надеешься?

на самого себя         на государство              на родителей

Что нужно, чтобы ты стал счастливым?

Свою семью    свой дом    много детей      много денег      хорошую работу

Спасибо за ответы!



Предварительный просмотр:

Профилактика девиантного поведения

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков,  работников правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума.

Семья и школа

Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но, даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный кризис в отношениях, как между супругами, так и в отношениях с детьми. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот - попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''. Особое внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (или один из них) – «холодные рационалисты».

Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершённое их ребенком - полная неожиданность, событие, не имеющее причин. Они могут видеть причину во влиянии улицы, школы, но очень редко в собственных ошибках в воспитании. Необходимо отметить, что каждая семья является уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным.

Ребёнку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь. Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают нормальными.

Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Школа, как мощный институт социализации несовершеннолетних, должна стать центром и правовой культуры, и социализации подростков. Из школьных учреждений должны уйти в прошлое безразличие, грубость и хамство, жестокость в обращении с учащимися, вымогательство с родителей под различными предлогами. В каждой школе необходимы психолог и социальный педагог. На наш взгляд, школьный психолог должен начинать свою работу с детьми и родителями с первого класса. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо, прежде всего, потому, что личность матери и личность отца, их характер, темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень их культурности, образованности являются решающим фактором воспитания детей.

Цель :

  • Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Знакомство участников с основами девиантного поведения;
  • Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
  • Формирование основных направлений работы;
  • Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия

Что должны знать участники образовательного процесса по работе с детьми девиантного поведения .

  • Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений)
  • Факторы риска
  • Причины отклонений
  • Алгоритм действий по профилактике ДП
  • Основные приемы психолого-педагогического воздействия
  • Основные направления работы с девиантными детьми
  • Основные направления работы с родителями
  • Основные направления работы с педагогами
  • Формы и методы психолого-педагогического воздействия
  • Модели пропаганды здорового образа жизни
  • Модели профилактики злоупотребления ПАВ

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Факторы, обуславливающие девиантное поведение

  • Биологические факторы – это особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся генетические, психофизиологические и физиологические
  • Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера.
  • Социально-педагогические - дефекты школьного, семейного или общественного воспитания.
  • Социально-экономические - социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность.
  • Морально-этические - низкий морально-нравственный уровень современного общества.

Формы отклоняющегося поведения:

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих:

  • Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
  • Воровство и кражи
  • Мелкое хулиганство
  • Вандализм;
  • Порча чужого имущества;
  • Торговля наркотиками.

Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

  • Побеги из дому;
  • Систематические пропуски в школе;
  • Агрессивное поведение;
  • Ложь;
  • Вымогательство.
  • Беспорядочные половые связи
  • Настенные надписи и рисунки непристойного характера
  • Ненормативная лексика

Аутодеструктивное поведение- Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

  • Курение;
  • Токсикомания;
  • Наркомания;
  • Вскрытие вен,
  • Алкоголизм,
  • Суицид.

Линии нарушений

  • Нарушения в поведении
  • Нарушения в общении
  • Нарушения в обучении
  • Нарушения в самосознаниии
  • ситуации

Факторы риска:

  • Семья
  • Наследственность
  • Проблемы в подростковом возрасте
  • Отсутствие прочных социальных связей

Причины отклонений

  • Необразованные родители
  • Низкий уровень нравственности семьи
  • Неадекватное воспитание и низкий контакт родителей с детьми

Семья

  • Семейные конфликты
  • Жестокое отношение
  • родителей к детям
  • Высокий уровень стресса
  • Злоупотребление
  • родителями
  • алкоголем и наркотиками
  • Очень большая семья
  • Асоциальные, психически
  • больные родители
  • Нестабильная семья
  • Отсутствие родителей

Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации

  • причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами
  • причины социального и психологического характера причины, связанные с возрастными кризисами

Межличностный стресс, связанный с учебой

  • Учителя, учеба
  • Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;
  • Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

Взаимоотношения со сверстниками

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников
  • Вымогательства денег, давление, шантаж;
  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
  • Принуждение совершать поступки против воли

Деструктивное поведение:

  • плохая успеваемость;
  • акты жестокости;
  • употребление/злоупотребление ПАВ;
  • ранний/незащищенный секс;
  • проблемы с психическим здоровьем;
  • суицидальные попытки;
  • агрессивность
  • нежелание соблюдать социальные нормы;
  • проблемы эмоционального характера;
  • неспособность адекватно выражать свои чувства;
  • неспособность преодолевать стресс;
  • проблемы во взаимоотношениях с людьми;
  • низкая самооценка и пр.

Диагностика. Алгоритм действий:

  • Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
  • Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
  • Анализ полученных данных и выявление отклонений.
  • Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
  • Работа с детьми всех участников образовательного процесса
  • Работа с детьми, родителями, педагогами
  • Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
  • Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Заключение

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики,как правило, несколько  запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются.

Литература:

  1. Д.В. Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников», М.1984.
  2. М.И.Буянов «Ребёнку нужна родительская любовь», М.1984
  3. «Дети с девиантным поведением: психолого – педагогическая реабилитация и коррекция», издат-во МАИ, М.1992
  4. «Теория и методика социальной работы» (курс лекций) под ред-й В.И.Жукова, М.1994
  5. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания», М.2000
  6. «Девиантное поведение подростков» методическое пособие»,М.1999
  7. Г.Крайг «Психология развития», СПб, 2001


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Преподаватели: Г.А. Грек М.С. Тарасова

Слайд 2

1. Понятие « Девиантное поведение» 2. Причины появления девиантного поведения 3. типы девиантного поведения 4. Формы девиантного поведения План: 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 3

«Бывает только неправильный путь , но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 4

Социальные нормы предписания требования пожелания Ожидание соответствующего поведения 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 5

Функции социальных норм 1. Как стандарты поведения(обязанности, правила) 2. Как ожидание поведения (реакция других людей) 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 6

определение Девиация ( от лат. deviatio – отклонение в поведении ) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество. 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 7

причины биологические социальные психологические 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 8

причины биологические социальные психологические наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации неблагоприятное семейное воспитание; неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 9

биологические причины: поражения UHC; тяжелые соматические заболевания раннего возраста; хронические соматические заболевания; наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом); неврозы и невроподобные расстройства; задержки психического развития; заболевания с предполагаемым фатальным исходом; раннее половое созревание или его дисгармония; дефекты анализаторов и органов чувств; психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 10

психологические причины акцентуация (в некоторых случаях патологического характера), неадекватная самооценка; низкое самоуважение; отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; деформации потребностно-мотивационной сферы; повышенная тревожность, страхи; зависимость от окружающих, конформность и др.; отсутствие чувства безопасности; осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи; неспособность справиться с учебной нагрузкой; низкий уровень вербального интеллекта; склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание; слабость функций самоконтроля и саморегуляции ; аффективная возбудимость, импульсивность; невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе. 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 11

психологические причины (следствие неправильного воспитания) леность, отсутствие желания учиться и трудиться; пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности; неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей; ненастойчивость , характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены; эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом; недисциплинированность; упрямство, капризность; грубость; лживость. 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 12

Социальные причины (неблагополучная семья) отсутствие привязанности к детям; ссоры, конфликты, скандалы в семье; распад семьи; неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему); асоциальное поведение родителей; психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей; враждебная, жесткая семья; семья, не обеспечивающая ухода и надзора; появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер); негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом; жесткие требования соответствовать представлениям родителей; непоследовательность и несогласованность требований к ребенку; жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех); многодетность семьи (более четырех человек); нахождение одного из родителей в заключении; ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи. 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 13

Делинкветное Аддиктивное Психопатологическое Патохарактерологическое На базе гиперспособностей Типы девиантного поведения 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 14

Делинкветное поведение- Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм . 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 15

Аддиктивный тип- стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других. 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 16

Патохарактерологический тип поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения . 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 17

Психопатологический тип саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации. 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 18

Девиантное поведение Позитивное Негативное 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 19

основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних: бродяжничество попрошайничество тунеядство нежелание учиться употребление наркотиков употребление спиртных напитков токсикомания раннее начало половой жизни хулиганство курение повышенная агрессия жестокость вандализм воровство участие в криминальных группах суицидальное поведение наличие судимости приводы в милицию пребывание на учете в КДН 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 20

бродяжничество Основные причины побегов : недостаточный надзор; потребность в развлечениях и удовольствиях; реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания; реакция тревоги и страха наказания у робких; п обег вследствие фантазерства. 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 21

бродяжничество 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 22

Нежелание учиться 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 23

Участие в криминальных группировках - объект подражания - «отрицательный» герой ( реальный человек); -льстит внимание взрослого человека; группа формируется из мальчиков; привлекает «настоящая взрослая» жизнь; пьянство, воровство; могут привлекаться и девочки; 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 24

Формы агрессии 21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 25

21.12.2017 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Слайд 26

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Преподаватели: Г.А. Грек М.С. Тарасова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Особенности подростков. Как помочь подростку?

Практические советы при общении с подростком...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...